Познание предметного мира. Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Код | 3751 |
Авторы-составители | Ефанова З. А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Для воспитателей ДОО |
ISBN | 978-5-7057-4237-0, 978-5-7057-2643-1, 978-5-7057-5674-2 |
Страниц | 125 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705726431, 9785705742370, 9785705756742 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 6 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 91 г |
Комплексные занятия по инновационной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (М.: Мозаика-Синтез), представленные в пособии, позволят педагогам направить образовательный процесс на реализацию целевых ориентиров ее освоения в соответствии с ФГОС ДО и решение следующих задач: ознакомить детей с окружающими предметами, их признаками и свойствами; развивать речь, мышление, внимание, память, мелкую моторику; формировать навыки классификации. Разнообразие игр, упражнений, заданий, физкультминуток, включенных в занятия, поможет детям без принуждения, с увлечением познавать окружающий мир.
Пособие предназначено воспитателям, логопедам дошкольных образовательных организаций для использования в учебных целях; полезно родителям.
Подробное описание
Введение
На этапе дошкольного детства важную роль в развитии детей играет интерес к окружающему миру. Особое внимание к предметам своего окружения проявляют трехлетние малыши. Дошкольнику этого возраста необходимо усвоить определенный круг знаний об этих предметах, познакомиться с их цветом, формой, величиной и пространственным положением. С точки зрения современной детской психологии, ребенок должен овладеть способностью распознавать свойства окружающих предметов, сравнивать их и учитывать при выполнении разнообразных действий. Игровая деятельность с предметами, максимально приближенная к реальным действиям, поможет педагогу научить детей пользоваться необходимыми в быту вещами. Участие педагога в занятиях по ознакомлению с предметным миром в роли помощника, широкое использование им художественного слова, наглядности способствует созданию у детей положительного отношения к умственной и игровой деятельности, повышению их активности. Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром.
От того, насколько грамотно и правильно выстроен педагогический процесс ознакомления детей 3–4 лет с предметным миром, зависит, будет ли ребенок с интересом и без затруднений выполнять те или иные задания, предлагаемые ему на занятии. Для этого педагогу необходимо планировать обучение, учитывая возрастные особенности детей, их способности, уровень развития. Задания, игры, упражнения, включенные в занятия по ознакомлению с окружающим миром, направлены на развитие у детей памяти, воображения, речи, мышления, восприятия, так как формирование психических процессов ребенка является неотъемлемой частью очень сложного процесса познания им мира.
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.
Занятия по ознакомлению с предметами ближайшего окружения, представленные в пособии, разработаны на основе комплексного подхода, обеспечивающего развитие ребенка во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, и включают в себя разнообразные задания, которые направлены на формирование памяти, мышления, сенсорного восприятия, речи, мелкой моторики детей. Подробные развернутые конспекты распределены на весь учебный год и сгруппированы по темам: «Игрушки», «Транспорт», «Одежда», «Посуда», «Мебель», их содержание отвечает возрастным возможностям и особенностям, сформулированным в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
Содержание психолого-педагогической работы в познавательном развитии (развитие познавательно-исследовательской деятельности) во второй младшей группе раскрыто в программе «От рождения до школы», именно на него и опирался составитель при разработке системы занятий.
Ознакомление с окружающим миром
Предметное окружение. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
Расширять представления о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предметы.
Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки).
Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Развитие когнитивных способностей
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине.
Развитие познавательных действий. Способствовать развитию у детей любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности; развитию восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Учить детей обобщенным способам исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий. Перцептивные действия – это различные способы использования сенсорных эталонов при восприятии окружающего мира: сравнение объекта с эталоном; сериация (упорядочивание) объектов по какому-либо признаку (цвет, форма, величина и др.); перцептивное моделирование – построение образа объекта с использованием сенсорных эталонов (например, окно можно рассматривать как объект, состоящий из прямоугольников).
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта (тонет – не тонет, бьется – не бьется и др.).
Учить детей использовать схемы и планы (построить конструкцию по чертежу, найти игрушку по плану комнаты, выполнить последовательность действий по заданной схеме и др.). Учить детей совместно с взрослым рисовать простейшие схемы и планы.
Главной особенностью игры детей 3–4 лет является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Игры, задания, упражнения в комплексных занятиях направлены на решение следующих задач воспитания и обучения:
– совершенствовать пространственную ориентировку;
– формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-развивающей среды, элементарные математические представления;
– развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками;
– продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произнесения слов;
– воспитывать умение слушать художественные произведения;
– учить передавать в рисунке, лепке несложные образы предметов и явлений действительности, делать простейшие обобщения.
Организуя образовательный процесс с детьми второй младшей группы (3–4 года), педагогам следует помнить, что взрослый является носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же роль входит в противоречие с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры благодаря чуткости, внимательности, гибкости и творческому подходу воспитателя, который должен помочь ребенку научиться преодолевать трудности играя.
Содержание
Введение 3
Цикл занятий по теме «Игрушки» 8
Занятие 1. Мишка 8
Занятие 2. Кошка 14
Занятие 3. Заяц 19
Занятие 4. Мышка 26
Занятие 5. Мяч 30
Занятие 6. Лошадка 35
Занятие 7. Машина 39
Занятие 8. Кукла 44
Занятие 9. Игрушки (обобщение темы) 47
Цикл занятий по теме «Транспорт» 52
Занятие 1. Наземный транспорт 52
Занятие 2. Водный транспорт 56
Занятие 3. Воздушный транспорт 61
Занятие 4. Транспорт (обобщение темы) 63
Цикл занятий по теме «Одежда» 68
Занятие 1. Что мы носим 68
Занятие 2. Обувь 73
Занятие 3. Головные уборы 76
Занятие 4. Одежда, обувь, головные уборы (обобщение темы) 80
Занятие 5. Зимняя одежда 84
Занятие 6. Осенне-весенняя одежда 87
Цикл занятий по теме «Посуда» 90
Занятие 1. Чайная посуда 90
Занятие 2. Столовая посуда 95
Занятие 3. Кухонная посуда 99
Занятие 4. Посуда (обобщение темы) 102
Цикл занятий по теме «Мебель» 107
Занятие 1. Какая бывает мебель 107
Занятие 2. Расстановка мебели 111
Занятие 3. Обустройство комнаты 116
Занятие 4. Мебель (обобщение темы) 120
Литература 124
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом