Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Школа России". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-656.4 |
Авторы-составители | Бондаренко А. А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Пособие содержит рабочую программу и систему уроков по окружающему миру для 3 класса, разработанные в соответствии с ФГОС НОО и ориентированные на работу с учебником А. А. Плешакова.
Программа включает развернутое учебно-тематическое планирование системы уроков и педагогических средств, с помощью которых формируются УУД; планируемые результаты освоения образовательной программы; учебно-методическое обеспечение.
Сценарии уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативной компетенции, побуждающие школьников осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 6. Природа в опасности. Охрана природы
Урок 6. Природа в опасности. Охрана природы
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией, с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека.
Развивающие: способствовать формированию правильного поведения в природе, развитию коллективных навыков в работе.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету, патриотических чувств к своей малой родине, бережного отношения к природе.
Оборудование: физическая карта России; выставка книг о природе; схема, картинки с изображением чистого неба, льющейся воды, родника, леса, животных, птиц, земного шара, дыма заводских труб, выжженных лесов, загрязненных рек, свалок, рыб в реке с нефтью; фонограммы: музыка (звуки природы), набатный колокольный звон.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете.
«С добрым утром!» – говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
– Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока. Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.
II. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
– Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.)
– Что изучает наука экология? (Наука о нашем собственном доме, о Земле, и о законах, по которым мы должны в нём жить.)
Экология – наука о нашем общем доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой – для всех существ, на ней живущих. Итак, экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
– Приведите примеры экологических связей:
а) Живое → неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)
б) Неживое → живое. (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)
в) Растения → животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)
г) Человек → природа. (Человек охраняет природу.)
– Составьте цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение → кузнечик → скворец →сокол.)
– Какое значение для людей имеет экология? (От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т. д.)
III. Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
Есть просто храм, Он – свет в любое время суток,
Есть храм науки. Открыт для нас в жару и стынь.
А есть ещё природы храм – Входи сюда, будь сердцем чуток
С лесами, тянущими руки И не губи его святынь.
Навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов.)
Во время чтения демонстрируются картинки: чистое небо, льющаяся вода, родник, леса, животные и птицы; играет музыка: аудиозапись звуков природы. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На доске появляется земной шар и закрывающие его картинки: изображения дыма труб завода, выжженных лесов, загрязнённых рек, свалок, рыб в реке с нефтью.
– Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол (слышен набатный колокольный звон)? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» – «помогите»?
– Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. А сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. организаций : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2017.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2017.
3. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст] : книга для учащихся нач. классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2016.
4. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель : книга для учащихся нач. классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2016.
5. Плешаков, А. А. Зеленые страницы [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2016.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир : 3 класс [Текст] : тесты : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2016.
7. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса.
Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).
Структура курса
Ведущей идеей курса является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек – как часть природы, создатель культуры и ее продукт. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно ориентированный. Содержание курса «Окружающий мир» способствует эффективному построению внеурочной деятельности младших школьников, в том числе проектной, работе с семьей. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления учащихся о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни».
Урок 48. Проектная работа «Экономика родного края»
Урок 48. Проектная работа
«Экономика родного края»
Цель проекта: способствовать формированию практических знаний по теме «Чему учит экономика», навыков работы в команде, поиска и работы и с информацией.
Цели деятельности учителя:
– создать условия для обучения учащихся работе с программами Microsoft PowerPoint и Publisher, получения знания из различных источников и обмена информацией; развития умения вести диалог, отстаивать и обосновывать свою точку зрения, соглашаться или аргументированно опровергать идеи своих товарищей; анализа и оценки собственных творческих и деловых возможностей, проведения практических работ на местности; организации туристических походов, научно-практических конференций, театрализованных представлений и т. п.;
– способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умения кратко излагать свои мысли устно и письменно; чувства ответственности за порученное дело, готовности прийти на помощь нуждающимся; проявлению выносливости и взаимовыручки;
– содействовать воспитанию уважения к людям труда.
Проект состоит из нескольких модулей, каждый из которых имеет различные временные рамки для подготовки, реализации и защиты мини-проектов, охватывает такие разделы науки, как география, биология, экология, экономика, история, информатика, социология.
Работа по темам проекта «Экономика родного край» предлагает учащимся изучение разностороннего круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения различных социально значимых проблем, позволяет создать учебно-методический комплекс с фото- и видеоматериалами о родном крае, систематизировать имеющиеся в школе архивные документы.
План проведения проекта (этапы):
1. Выбор темы.
2. Деление класса на группы по 7–8 человек.
3. Перед группами ставится проблемный вопрос.
4. Распределение работ внутри групп по листу самостоятельной деятельности учащихся.
5. Каждая группа должна выполнить:
– поиск материала, социологический опрос;
– анализ материала;
– оформить выводы.
6. Представление результатов.
Описание проекта.
Весь класс можно разделить на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед ребятами ставим вопрос: «Экономика родного края».
Социологи – «Значение экономики для человека. Важность и нужность экономики родного края».
Журналисты – «Вклад предприятий в экономику нашего города».
Экологи – «Значение природных богатств для экономики».
Охрана окружающей и среды и бережное отношение к богатствам природы родного края – необходимое условие для жизни человека. Задача нашего поколения – определить нанесенный ущерб и попытаться восстановить утраченное. Создавая новые объекты социально-экономи-ческого хозяйства или реконструируя уже созданные, необходимо четко соблюдать природоохранный кодекс РФ, научиться быть бдительными, умеющими прогнозировать развитие какой-либо ситуации, учитывая менталитет наших граждан. Задумываться о последствиях сделанных шагов – задача для всех поколений людей на планете.
Учащиеся в процессе работы над проектом:
– выступают в роли экспертов, раскрывающих проблемы;
– готовят рефераты на определенные темы, используя исследовательский метод;
– описывают маршруты и результаты туристических походов;
– проводят съемку местности;
– систематизируют и классифицируют экспонаты в школьном краеведческом музее;
– оформляют наглядные пособия, стенды, выставки, экспозиции;
– готовят репортажи, экскурсионные лекции по музею, визитку школы;
– изготавливают поделки из природного материала, рисуют;
– организуют тематические конференции, интеллектуальные игры и праздники;
– показывают театральные представления – экологические сказки.
Урок 49. Что такое деньги
Урок 49. Что такое деньги
Цели деятельности учителя:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о деньгах как о средстве приобретения товаров и осуществления платежей; создать условия для ознакомления учащихся с историей денег, с монетами, денежными единицами, сбережениями.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся экономически значимых качеств, повышающих их жизнеспособность, познавательного интереса, речи; расширению кругозора.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережливости, добросовестности.
Оборудование: запись темы на доске; прикрепленные на доску карточки с терминами; раздаточный материал (монеты: 5 копеек, 10 копеек, старые бумажные деньги, 1 рубль); карточки.
Сценарий урока
I. Повторение изученного материала.
– Послушайте выражение:
• Хорошо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.
– Согласны ли вы с этой мыслью? Как нужно переставить слова, чтобы вы согласились? (Хорошо, когда пироги печёт пирожник, а сапоги шьёт сапожник.)
– А если начать со слова «плохо», как должна звучать пословица?
Составляется новый вариант:
– Плохо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.
Обмен простой и сложный.
– Что делать, если сапожник захочет вкусный пирог?
– Найти пирожника, которому нужны сапоги, и обменять.
Вопросы для обсуждения:
1) Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен?
2) При каких условиях совершается обмен?
3) Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие?
– За что конфеты продают?
– Что получают в день зарплаты?
– Что прячут в сундуках пираты?
– Верно, ребята, это деньги! (Открывает запись темы урока на доске.)
II. Совместное открытие нового.
– Что такое деньги?
«Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений». (С. И. Ожегов.)
– Как вы думаете, деньги существовали всегда? Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.
– А сейчас деньги существуют везде?
– Сегодня мы с вами полистаем устный журнал «Деньги».
– Да, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Все вы с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается.
– Мы на нашем уроке попробуем узнать побольше об истории денег, о том, что же такое деньги, какие бывают деньги, как к ним относиться, чтобы они были надежными и верными помощниками.
Страница 1. «История появления денег».
Сценка
– Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени. Давайте послушаем их разговор.
Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.
Вова. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.
Вождь. Да, может, у вас в племени это и удобно, а у нас пока нужный обмен совершишь, состаришься.
Аня. А это почему?
Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружиться.
Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск
с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!
Вождь. Да-а-а…, значит, у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.
Аня. Да уж, эти мальчишки, все, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем.
Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять?
Аня. Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина.
Вова
Приложение
приложение
Знаете ли вы откуда к нам пришла соль?
Задолго до того, как появилась наука геология, ученые мужи вели нескончаемые дебаты о происхождении соли. В XVII веке Рене Декарт считал, что океанская вода проникает в трещины земли и по прошествии времени образует каменную соль. В XVIII веке геологи поделились на нептунистов и плутонистов. Первые утверждали, что источником всех коренных пород (и соли тоже) является океан. Вторые настаивали на вулканическом происхождении и в качестве примера указывали на соляную гору Кордону – она состоит из твердых скальных пород, а содержание соли в ней достигает 70 процентов. Когда люди научились глубокому бурению, стало ясно, что огромные подземные залежи каменной соли встречаются практически везде. Но кто создал их – океан или вулкан?
Объединяющую концепцию выдвинул геолог В. Строганов. Он полагает, что необходимое для выпаривания океанской соли тепло было тектонического происхождения и все солеродные бассейны образовались в те времена, когда образовывались горы. На не оформившуюся еще поверхность земли изливалась магма, и вовсю фонтанировали геотермальные источники.
Войны за соль
В начале второго тысячелетия до нашей эры возникло поселение на одном из Палатинских холмов в нижнем течении реки Тибр. В устье этой реки с самых древних времен люди добывали соль из морской воды. Воду проводили в небольшие бассейны, которые были отгорожены от моря земляными валами. Вода постепенно испарялась, и соль оседала на дно. Ее выгребали приходящие за этим порошком люди разных племен.
У подножия холма проходила «Дорога соли». Поселение на Палатинском холме быстро разрасталось и превратилось в город Рим. Рим стремился к устью Тибра, чтобы завладеть соляными промыслами, и первые цари Рима постоянно воевали с соседними племенами латинян, этрусков, сабинян, которые также хотели овладеть водоемами, где добывалась соль, и плодородными долинами нижнего течения реки.
Римская держава создавалась и крепла веками. В III веке до нашей эры развилась римская торговля, и римские купцы появились во всех странах по берегам Средиземного моря. Но торговое могущество финикийцев беспокоило Рим. Самым богатым среди финикийских городов был Карфаген в Африке, который связал в одно морское государство все финикийские поселения Средиземного моря, подчинил себе общины в Испании, в Сардинии и Сицилии и на северных берегах Африки.
Борьба между Римом и Карфагеном была борьбой за владычество на Средиземном море, за обладание соляными промыслами и серебряными рудниками. Сто восемнадцать лет с перерывами длились Пунические войны (римляне называли карфагенян пунами) и закончились трехлетней осадой Карфагена.
Победил Рим, и жители праздновал победу. Несколько дней продолжался праздник, во время которого народу и войску выдавались большие суммы денег и в виде особого дара раздавалась соль, недостаток в которой чувствовался постоянно.
В III веке до нашей эры, когда римляне решили прекратить морские разбои иллирийцев, осажденный город Селассия принужден был сдаться, так как у осажденных не было соли.
При покорении какого-нибудь города, страны, народа римляне запрещали солдатам под страхом смерти продавать побежденному врагу соль, оружие, точильный камень и хлебное зерно.
Войны за соль происходили в разные эпохи: за соль сражались не только в первобытно-общинном, но и в рабовладельческом и феодальном обществе.
В XVI веке соль была одной из причин быстрого покорения Мексики испанским завоевателем Кортесом. Столица ацтеков город Теночтитлан был расположен на островах соленого озера Тецуко.
С берегов озера соль перевозили во все концы ацтекского государства. Она играла главную роль в товарообмене с соседними племенами.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом