Музыкальные занятия. Старшая группа. Программа для установки через Интернет

Акция
Есть на складе
181 руб.
-50%
90,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-4303
Авторы-составители Арсенина Е. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия Музыкальному руководителю ДОО
Электронная версия скачать
УДК 372.016:78
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлен опыт работы по музыкальному воспитанию детей 5-6 лет. Предложены разработки музыкальных занятий и репертуарный план, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", предполагающая развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей), последовательно отражающие художественно-эстетическую, музыкально-театрализованную, импровизационную деятельность дошкольников. Творческие задания, музыкально-дидактические и танцевально-ритмические игры направлены на развитие у детей устойчивого интереса к музыке.
Предназначено музыкальным руководителям, методистам, воспитателям ДОО.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

Примеры документов

Введение

Введение

В пособии представлены материалы, раскрывающие основные виды музыкальной деятельности детей старшей группы детского сада: поквартальный репертуарный план; слушание музыки, пение, ритмические упражнения и движения, игра на детских музыкальных инструментах, участие в сюжетных, ролевых, подвижных, дидактических и ритмических играх, инсценировках, музыкально-развлекательных программах, праздничных концертных программах, развлечениях и утренниках.

Определены основные задачи музыкально-эстетического воспитания детей данной возрастной категории:

· способствовать дальнейшему развитию музыкальных способностей, а также эмоциональной отзывчивости на музыку; творческой активности (с учетом индивидуальных возможностей каждого из детей);

· закреплять интерес к различным видам музыкальной деятельности;

· продолжать осваивать основные виды движения – ходьбу, бег, прыжки, использовать их в танцах и играх;

· добиваться устойчивости певческой интонации, вокально-слуховой координации, продолжать развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, чувствовать ладовую окраску произведения;

· развивать умение двигаться под музыку как в спокойном хороводе, так и в подвижной пляске;

· пробуждать интерес, любовь к музыке народной, классической и современной, способствуя тем самым формированию общей музыкальной культуры;

· прививать чувство уважения к творческому наследию своего народа на примерах детского фольклора: прибаутки, небольшие мелодические попевки, песни, поговорки, пословицы, сказки;

· продолжать развивать наблюдательность, музыкальный слух и память;

· побуждать к активным самостоятельным действиям в музыкальной деятельности;

· способствовать формированию общей духовной культуры.

Данное пособие также содержит конспекты музыкальных занятий, расположенных по принципу логической цепочки: каждое последующее занятие является продолжением предыдущего.

Занятия включают в себя: музыкально-ритмические движения, упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата к пению, пение, слушание, дидактические, ритмические игры и творческие задания, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игру на детских инструментах. В заключительной части в диалоговой форме педагог закрепляет с детьми информацию, полученную ими в ходе занятия.

Короткое музыкальное приветствие в начале занятия настраивает детей на общение с музыкой, помогает переключиться с того вида деятельности, которым они занимались до прихода в музыкальный зал. Заключительная «прощальная» попевка также является неотъемлемой и обязательной частью занятия: придает ему некую целостность, а также подчеркивает в глазах детей значимость выполненных ими действий.

Материал пособия направлен не только на дальнейшее музыкальное воспитание детей старшей возрастной группы, но и на повторение с ними знаний, закрепление умений, полученных на занятиях в средней группе. Дети постоянно возвращаются к уже наработанному песенному репертуару, знакомой музыке, играм, что способствует лучшему пониманию и усвоению нового.

Поэтому рекомендуется использовать в своей работе пособия: «Музыкальные занятия. Средняя группа», «Музыкальные занятия. Подготовительная группа» (Волгоград: Учитель, 2012).

В качестве наглядности в пособие включен иллюстративный материал. Например, при знакомстве с творчеством композиторов Г. Свиридова (пьеса «Парень с гармошкой») и В. Гаврилина («Как я учился на гармошке играть», занятие 18) небольшой, написанный в доступной для детского восприятия, лаконичной, но яркой, образной форме, рассказ писателя Б. С. Житкова «Гармонь» поможет педагогу донести до сознания детей содержание музыкальных произведений, лучше прочувствовать настроение и характер музыки.

Стихи известных русских и современных поэтов, среди которых Саша Черный, Глафира Галина, не только служат дополнением к прослушанному и сказанному. Знакомство с творчеством мастеров слова доставит настоящее удовольствие и радость как ребенку, так и взрослому.

Большое внимание уделяется и творчеству таких известных композиторов, как Д. Кабалевский, В. Шаинский, В. Тиличеева и др. Знакомство с ними происходит не только на занятиях, но и в свободное время. Увлекательное путешествие на удивительный чудо-остров, прогулка по акватории на сказочном катерке, лесные прогулки, интересные встречи – это и многое другое дарят детям поэты, композиторы, писатели и художники.


Занятие 18

Занятие 18

Цели: развивать умения ориентироваться в пространстве, сравнивать музыку двух-трех авторов; отмечать ритмический рисунок мелодии; исполнять песню в другой тональности – ми-мажор; познакомить с музыкальными профессиями, с творчеством русских писателей.

Атрибуты, оборудование, репертуар: упражнение «Прыг-скок»; русские народные песни «Скок, скок, поскок», «К нам в гости пришли»; дидактическая игра «Музыкант»; «Парень с гармошкой» Г. В. Свиридова, пьеса «Мужик на гармонике играет» П. И. Чайковского, «Как я учился на гармошке играть» В. Гаврилина; рассказ Б. С. Житкова «Гармонь»; игра «Развеселый гармонист»; палочки; карточки.

Ход занятия

1. Музыкально-ритмические движения.

2. Песня-попевка. Упражнение для развития и укрепления голоса.

Дети знакомятся с попевкой «Скок, скок, поскок». Выкладывают ритмический рисунок, отмечая долгие и короткие звуки. Поют, рукой показывая движение мелодии. Определяют шуточный характер песни.

Скок, скок-поскок, молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька.

Сама с вершок, голова с горшок.

3. Пение.

В песне «К нам гости пришли» чисто пропевать мелодические ходы на квинту вверх, малую терцию вниз. Ослаблять звучание к концу песни, усиливать в начале. Обращать внимание детей на естественность и выразительность исполнения, распределение дыхания. Педагог играет мелодию в другой тональности – ми-мажор. Дети поют первый куплет на тон выше.

Затем вместе со взрослым придумывают движения. Инсценируют песню.

4. Музыкально-дидактическая игра «Музыкант».

Педагог беседует с детьми о специальностях, связанных с музыкой.

– Перед вами карточки с изображением человека, занимающегося музыкальной деятельностью. Покажите карточку с изображением певца. (Изображен человек, который исполняет песню.)

– Покажите карточку с изображением исполнителя. (Человек с музыкальным инструментом – скрипкой, баяном, за фортепиано.)

Аналогичная работа с карточками, на которых изображены дирижер, учитель музыки, музыкальный руководитель детского сада, композитор.

– Объясните значение слова «музыкант». (Человек, чья деятельность связана с музыкой.)

5. Слушание.

– Что вам известно о Г. В. Свиридове, П. И. Чайковском?

– Определите по фрагментам названия пьес. («Парень с гармошкой», «Мужик на гармонике играет». Это одночастные произведения.)

– Прослушайте пьесу современного композитора В. Гаврилина (показывает портрет) «Как я учился на гармошке играть».

– Что заметили? (Часто повторяющиеся, монотонные звуки.) Подобная музыка рисует в нашем воображении мальчика, старательно разучивающего гаммы. Вначале гармошка в руках юного гармониста издает неуверенные робкие звуки. Заключительные аккорды говорят о том, что все старания были ненапрасными, трудности преодолены. Народная поговорка гласит «Терпение и труд все перетрут», чтобы добиться в чем-либо успехов, надо много и упорно заниматься. Мальчик очень хотел научиться играть на гармошке. Вначале у него не получалось. Но он терпеливо и прилежно занимался, пока не достиг своей цели – научился играть на музыкальном инструменте.

Иллюстративный материал: рассказ Б. С. Житкова «Гармонь».

«…У одного дяденьки была гармонь. Он на ней очень хорошо играл, и я приходил слушать. Он ее прятал и никому не давал. Гармонь была очень хорошая, и он боялся, чтобы не сломали. А мне очень хотелось попробовать.

Вот раз пришел я, когда дяденька обедал. Он кончил есть, а я стал просить, чтоб сыграл. А он сказал:


Репертуар

РЕПЕРТУАР

Слушание

Первый квартал.

Д. Кабалевский «Походный марш», «Ёжик»; А. Вивальди «Сентябрь» (из цикла «Времена года»); П. Чайковский «Октябрь» (Времена года»); Г. Свиридов «Парень с гармошкой»; П. Чайковский «Мужик на гармонике играет»; В. Гаврилин «Как я на гармошке учился играть»; песни «Мы пришли сегодня в порт», «Катерок» (сл. С. Козлова, муз. М. Минкова).

Второй квартал.

Г. Д. Тюрк «Спи, усни»; «Месяц над крышею светит» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера); Н. Бачинская «Старинные часы с кукушкой»; песня «Есть часы во всех домах» (сл. и муз. А. Островского); В. Гаврилин «Часы с кукушкой»; С. Вольфензон «Часики»; В. Соловьев-Седой «Елка»; Д. Кабалевский «Ежик», «Злюка», «Клоуны», «Как заяц медвежонка дразнил»; песня «Колыбельная» (сл. Аспазии, муз. Р. Паулса).

Третий квартал.

Д. Кабалевский «Клоуны»; С. Майкапар «Музыкальная шкатулочка»; Г. Свиридов «Музыкальный ящик».

Пение

Первый квартал.

Попевки «Здравствуйте», «До свидания» Е. Арсениной; песни «Паровоз» (сл. Т. Волгиной, муз. Г. Эрнестакса); русские народные песни «На зеленом лугу», «Ходила младешенька», «Петрушка», «Гармошка», «Скок, скок, поскок», «Дон-дон»; «Осень пришла» (сл. Е. Авдиенко, муз. В. Герчик); «Скворушка прощается» (сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко); «К нам гости пришли» (сл. М. Ивенсен, муз. Ан. Александрова); польская народная песня «Веселей, хоровод», попевка-упражнение «Хорошо поем».

Второй квартал.

Детская прибаутка «Улитка»; русские народные песни «Баю, баю», «Звонкая песенка», «Как на тоненький ледок»; песни «Колыбельная» (сл. А. Шибицкой, муз. В. Агафонникова); «Голубые санки» (сл. М. Клоковой, муз. М. Иорданского); попевка «Часы» Е. Тиличеевой; «Что нам нравится зимой» (сл. Л. Некрасовой, муз. Е. Тиличеевой); «К нам прходит Новый год» (сл. З. Петровой, муз. В. Герчик); песня «Елочка» (сл. Р. Кудашевой, муз. Л. Бекман); «Пешком шагали мышки» (сл. В. Приходько); «Молодой моряк в матроске» (сл. О. Григорьева, муз. А. Арутюнова); «Белые кораблики» (сл. Л. Яхнина, муз. В. Шаинского); упражнения «Хорошо поем», «Гудки паровоза», «Паровоз гудит», «Такие разные ребята».

Третий квартал.

Словацкая народная песня «Белка пела и плясала»; «Солнце улыбается» (сл. Л. Некрасовой, муз. Е. Тиличеевой); русские народные песни «Гуси летят», «Я гуляю», «Зеленейся, зеленейся»; «Веселые мышата» (сл. С. Могилевской, муз. Т. Яровцевой); «Про лягушек и комара» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко); «Спят деревья на опушке» (сл. И. Черницкой, муз. М. Иорданского); «О чем мечтает мышонок» (сл. С. Борщевского, муз. В. Шаповаленко); «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева); моравская народная песня «Люди работают»; «По солнышку» (сл. Н. Найденовой, муз. Н. Преображенского).

Музыкально-ритмические движения

Первый квартал.

Упражнения «Такой разный марш» под музыку Д. Кабалевского «Походный марш»; «Ходим – бегаем» под музыку Ф. Надененко; «Пружинки» под русскую народную мелодию «Ах, вы, сени» в обработке Т. Ломовой; с платочками под музыку Т. Ломовой; «Прыг-скок» под музыку П. И. Чайковского (отрывок из балета «Лебединое озеро»); «Ускоряй–замедляй» под музыку Т. Ломовой, упражнение на музыку С. Майкапара «Росинки».

Второй квартал.

Упражнения «Ходим» под музыку В. Щербицкого (отрывок из пьесы «Куранты»); «Хоровод» под русскую народную мелодию в обработке Т. Ломовой; «Мальчики пляшут», «Девочки пляшут», «Дети пляшут» под музыку И. Арсеева; «Бегаем–прыгаем» под музыку И. Гуммеля «Экосез»; «Мы – матросы» под музыку Э. Сигмейстера «Марш и песенка матросов»; «Ветер и ветерок» под музыку Л. Бетховена «Лендлер».

Третий квартал.

Марш под музыку Е. Тиличеевой; упражнения «Прогулка» под музыку Л. Шитте «Этюд», «Шаги–хлопки» под музыку «Венгерская мелодия», «Слушай – бегай» на мелодию песни «Если добрый ты»; упражнения со скакалкой под музыку А. Петрова «Скакалки».

Игры, инсценировки

Первый квартал.


Занятие 19

Занятие 19

Цели: учить играть на металлофоне, петь в других тональностях; повторить ранее изученный песенный репертуар; развивать умение воспринимать музыку жизнерадостного, танцевального характера; познакомить с движениями парного танца – польки.

Атрибуты, оборудование, репертуар: музыка П. И. Чайковского; русские народные песни «Скок, скок, поскок», «К нам гости пришли»; «Полька» Н. Леви; игра «Вспомни песенку»; карточки.

Ход занятия

1. Музыкально-ритмические движения.

2. Попевка-приветствие. Упражнение-песня для развития голоса.

Звучит приветственная попевка «Здравствуйте». Педагог играет на металлофоне народную попевку «Скок, скок, поскок», дети угадывают, поют без музыкального сопровождения. Затем пытаются спеть вместе с педагогом в тональностях: ре-мажор, ми-мажор. По одному учатся играть на металлофоне в основной тональности – до-мажор.

3. Дидактическая игра «Вспомни песенку».

Перед детьми карточки с картинками о содержании знакомых детям песен. Например, на одной из них изображен Петрушка (народная венгерская песня «Петрушка»), на другой – мальчик на лужайке играет на дудочке (украинская народная песня «На зеленом лугу»), на третьей – скворец на ветке дерева рядом со скворечней («Скворушка прощается») и т. д. Вспомнив знакомые песни, по выбору исполняют одну из них.

4. Пение.

В песне (с солистами) «К нам гости пришли» дети двигаются в соответствии с текстом. В заключительной части пляшут, выполняя знакомые движения: пружинку, поскоки, шаг с притопом. Все движения выполняются самостоятельно, без подсказки взрослого, ритмично, в такт музыке.

5. Слушание. Ознакомление с танцем.

Дети знакомятся с «Полькой» Н. Леви. Определяют ее танцевальный характер. Называют движения, соответствующие характеру музыки. Слушают еще раз, хлопками отмечая повторения мелодии, замечают вступление.

Разучиваются движения танца. Взявшись за руки крест-накрест, дети встают попарно по кругу. Начав движение с правой ноги, делают три раза поскоки, четыре легких беговых шага, два поскока и останавливаются лицом друг другу. Делают хлопки, обегают друг друга, снова хлопки. Ставят руки на пояс и пятью шагами поворачиваются на месте: девочки через правое плечо, мальчики – через левое. Движения повторяются.

6. Заключительная часть.

Дети прощаются с педагогом попевкой «До свидания», под музыку Н. Леви спокойным, свободным шагом, парами выходят из зала.


Занятие 20

Занятие 20
Сказка осеннего леса
(тематическое занятие)

Цели: развивать творческое воображение; внимание и наблюдательность; знакомить с произведениями устного народного творчества – пословицами, прибаутками, попевками; повторить ранее изученный песенный репертуар.

Атрибуты, оборудование, репертуар: аудиозапись плясовой мелодии в исполнении оркестра (ансамбля) русских народных инструментов; шапочка, хвост, варежки сказочных персонажей – зайца, волка; три небольшие корзины с желудями, шишками, осенними листьями; бутафорские рябина с плодами, пень; божья коровка; небольшой стол; стул; музыкально-шумовые инструменты.

Рекомендации: занятие проводится во второй половине дня, желательно в ненастную, дождливую погоду. Рядом с фортепиано стул и детский стол, на котором три корзины с желудями, шишками и настоящими осенними листьями. Тут же лежат листья, вырезанные из цветного картона. На стуле – шапочка, хвост, варежки сказочных персонажей. У стены стоит рябина. На дереве прикреплена божья коровка. В стороне – небольшой пень.

Заранее проводится репетиция с детьми, которые должны изображать сказочных персонажей. В основном уделяется внимание мимике, жестам, движениям. Занятие проводится во второй половине дня.

Ход мероприятия

– Ребята, приглашаю вас совершить небольшую прогулку в лес. (Уже темнеет, погода не располагает к прогулке, да и лес находится не близко.)

– Для прогулки понадобятся только две вещи: ваше желание и воображение. Если с этим все в порядке, то можно отправляться в музыкальный зал.

Звучит запись плясовой мелодии.

– Ну вот мы и добрались. Как вам лес? (Видя на лицах детей некоторое разочарование, предлагает включить свое воображение.) Для каждого из вас, ребята, он разный, и это понятно, потому что воображение у всех не может быть одинаковым.

Подходит к столу, взяв листья из картона с липучкой на обратной стороне, крепит их к стене. Дети помогают.

– Я вижу перед собой лесную опушку. (Описывает свои фантазии.)

– Ребята, а какой он, ваш лес? (Дети вовлекаются в игру. Они делятся своими впечатлениями.) Здесь даже эхо есть, как в самом настоящем лесу.

Педагог поет знакомую детям песню «Эхо» (сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой). Дети, повторяя, тихо поют: «Ау!», имитируя эхо. Педагог рассыпает по полу содержимое корзины.

– Посмотрите, ребята, как красив лес в осеннее время года. Не пожалела осень красок. (Показывает на гроздь рябины.) Красный… (поднимает с пола лист), бордовый…

Игра «Какого цвета осень».

Одни дети показывают на желудь и называют зеленый цвет. Другие, подняв шишку с пола, замечают ее коричневый цвет, кто-то показывает желтый лист.

Слышится голос кукушки (в записи).

– Чей голос вы слышите? (Голос кукушки.)

Дети исполняют песню «Кукушка» (сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой).

Педагог играет начало песни.

– Сыграйте на металлофоне скачки терции на слоги «ку-ку».

– Ой, ребята, заяц! (Где, где?) Ой, убежал. Вот здесь, под рябиной, сидел. Как жаль, что вы не заметили.

Наш осенний, милый лес

Полон сказок и чудес.

Под листом и под кустом,

Может, спрятан чей-то дом.

– Оглянитесь вокруг себя, может быть, и вам посчастливится с кем-нибудь встретиться. (Подводит детей к рябине. Те, наконец, замечают на ее стволе божью коровку. Подходят ближе, рассматривают. Пытаются взять в руки. Педагог напоминает детям, что они гости и не должны вмешиваться в жизнь обитателей леса и причинять им какие-либо неудобства. Рассказывает детям о том, что раньше по поведению насекомого гадали, какая погода ожидается. Напевает:

Божья коровка, черная головка,

Полетай за море! Там тепленько,

Здесь холодненько.

– Замечали: если жучок полетит – к теплу, а если нет – погода не изменится. Если же божья коровка поползет, то будет ненастье.

– Ребята, какие еще животные водятся в лесах? (Дети перечисляют зверей, птиц, насекомых.)

Ритмическая игра «Веселый дятел».

Раздается стук дятла.

– Слышите? Кто может издавать такие звуки? (Это птица. Дятел.)

– Кто из вас может повторить этот звук?

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.