Комплексная диагностика уровней освоения программы "Детство" под редакцией В. И. Логиновой: диагностический журнал. Старшая группа

Есть на складе
110 руб.
-10%
99 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4805
Авторы-составители Вершинина Н. Б.
Издательство Учитель, 2011
Серия Диагностический журнал
ISBN 978-5-7057-2629-5
Страниц 62
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705726295
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 6 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 96 г
Педагогическая диагностика позволяет оптимизировать образовательный процесс, определять результаты обучения, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Предлагаемый комплекс примерных диагностических заданий и карт позволит воспитателям своевременно фиксировать уровни и динамику развития детей на различных этапах деятельности. Четкая инструкция к проведению и анализу заданий для детей старшей группы поможет наметить необходимые способы оказания помощи дошкольникам по каждому разделу, а также вносить коррективы в образовательный процесс и постановку задач для определенной возрастной группы.
Диагностический журнал предназначен педагогам, работающим с детьми по программе "Детство" под редакцией В. И. Логиновой.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных проблем теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Общими признаками диагностического обследования являются:

– наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;

– систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педагоги-
ческой деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);

– использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;

– доступность процедур для их проведения педагогами.

При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.

Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).

Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют ее прогностичность. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения
тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова одобрения. Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются: наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков,
аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребенка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения по возможности длительное время и лишь потом приступать
к анализу результатов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики получить достоверные данные об уровне развития ребенка, сформирован-
ности тех или иных умений.

Диагностические задания, предлагаемые в данном сборнике, рассчитаны на детей старшей группы, занимающихся по программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 5–6 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших дошкольников реальный опыт.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» – дошкольник-выпускник.

Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную (среднюю) норму развития ребенка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребенка, его индивидуальности.

Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

Содержание

Введение    3

Диагностические задания по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений»    5

Диагностическая карта уровня развития детей по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений»    8

Диагностические задания по разделу «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду»    10

Диагностическая карта уровня развития детей по разделу «Ребенок познает предметный мир,
приобщается к труду»    14

Диагностические задания по разделу «Ребенок открывает мир природы»    16

Диагностическая карта уровня развития детей по разделу «Ребенок открывает мир природы»    22

Диагностические задания по разделу «Развиваем речь детей»    24

Диагностическая карта уровня развития детей по разделу «Развиваем речь детей»    28

Диагностические задания по разделу «Ребенок в мире художественной литературы, изобрази-
тельного искусства и музыки»    30

Диагностическая карта уровня развития детей по разделу «Ребенок в мире художественной
литературы, изобразительного искусства и музыки»    34

Диагностические задания по разделу «Художественно-творческая деятельность (конструи-
рование)»    36

Диагностическая карта уровня развития детей по разделу «Художественно-творческая деятель-
ность детей (конструирование)»    40

Диагностические задания по разделу «Первые шаги в математику». I вариант    42

Диагностическая карта уровня развития детей по разделу «Первые шаги в математику». I вариант    48

Диагностические задания по разделу «Первые шаги в математику». II вариант    50

Диагностическая карта уровня развития детей по разделу «Первые шаги в математику». II вариант    54

ПРИЛОЖЕНИЯ    56

Приложение 1. Загадки о народных промыслах    56

Приложение 2. Материалы диагностических заданий по овладению техническими навыками
и умениями    57

Приложение 3. Технические умения и навыки (конец учебного года)    58

Литература    61

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос