Учебно-тематическое планирование в группе кратковременного пребывания. Младший, средний и старший дошкольный возраст

Снято с продажи
Код 3322
Авторы-составители Стефанова Н. Л. и др.
Издательство Учитель, 2011
Серия Тематическое планирование в ДОУ
ISBN 978-5-7057-2576-2
Страниц 117
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705725762
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 174 г
В пособии представлено учебно-тематическое планирование, обеспечивающее комплексное коррекционно-развивающее сопровождение дошкольников по основным видам деятельности (речевой, художественно-изобразительной, физкультурно-оздоровительной, игровой, театрализованной и др.) с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, осуществления мягкого перехода от привычной домашней обстановки к самостоятельной жизни в детском учреждении, позволяющее интегративно реализовать программные требования. Применение удобной табличной формы, в которой четко определены цели и задачи работы с детьми, темы и содержание занятий, позволит педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей 3-7 лет в условиях группы кратковременного пребывания.
Адресовано руководителям, методистам, воспитателям, логопедам, психологам, специальным педагогам ДОУ различных типов, в которых вводятся группы кратковременного пребывания.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В это же время закладываются основы его будущего здоровья. Независимо от того, где ребенок воспитывается – дома, в семье или в детском саду, – важно создать все необходимые условия для его развития.

Современный этап развития коррекционной педагогики и системы коррекционно-развивающего сопровождения характеризуется усилением внимания к проблеме раннего выявления у некоторой части детей особых потребностей в развитии и оказанию им специальной помощи. Необходимость своевременной помощи детям с особыми образовательными потребностями признается большинством специалистов.

Последнее десятилетие характеризуется снижением охвата детей дошкольным образованием. Особого внимания и поддержки со стороны специалистов требуют дети с особенностями в развитии, не имеющие возможности посещать дошкольное образовательное учреждение. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны специалистов, но и практика общения дошкольников со своими сверстниками, расширение социального опыта.

Создание на базе дошкольного учреждения службы ранней помощи, призванной своевременно выявлять детей с речевыми и психологическими отклонениями в развитии и детей группы риска, позволяет предложить в качестве одной из вариативных форм специальной помощи группу кратковременного пребывания.

В пособии представлен опыт работы МДОУ № 25 «Зайчик» г. Усть-Илимска Иркутской области, на базе которого несколько лет успешно функционирует группа кратковременного пребывания «Развивайка» для детей с проблемами в развитии, не посещающих ДОУ.

Целью ее деятельности является оказание специальной квалифицированной помощи детям дошкольного возраста с проблемами в речевом и психическом развитии.

Задачи: обеспечение единых стартовых возможностей для дошкольников (не охваченных коррекционно-образовательным процессом), поступающих в школу; коррекция и профилактика имеющихся в развитии ребенка отклонений психического и психологического характера; коррекция речевых недостатков детей дошкольного возраста; развитие творческих способностей ребенка и его интересов; создание условий для адаптации детей к ДОУ; осуществление систематического коррекционно-педагогического сопровождения с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей; уточнение характера и степени выраженности нарушения, динамики развития.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности при организации данной группы обеспечивается реализацией следующих принципов:

– системность коррекционных, профилактических и развивающих задач, позволяющая ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей, требующая учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей), профилактического, развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития);

– единство диагностики и коррекции. Этот принцип, включая два аспекта, отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы;

– деятельностный принцип коррекции, в основу которого положена идея об основополагающей роли деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л. С. Выготским. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционно-педагогической работы: пути, средства, способы реализации поставленных целей. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации;

– учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка, соответствия психического и личностного хода его развития нормативному;

– комплексность методов психологического воздействия – принцип, позволяющий говорить о необходимости использования как в обучении, так и в воспитании детей с особенностями развития всего многообразия методов, приемов, средств;

– активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Что же касается организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях, то важным условием ее результативности будет то, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы.

Реализация данной системы возможна только в форме организованной деятельности, и такой деятельностью является занятие.

Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий, к которым относятся следующие:

эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка ощущение комфортности и благополучия;

– подгрупповая и индивидуальная форма проведения занятий;

– педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;

– установка на успешность, чтобы ребёнок видел окончательный результат своей работы.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

– метод практических заданий;

– игра (как основной прием в дошкольном возрасте);

– наглядные, словесные методы;

– наблюдение, собеседование, тестирование;

– анализ результатов деятельности;

– учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой.

Каждое занятие имеет комплексный характер.

Основой учебно-тематического планирования коррекционной работы, в соответствии с требованиями программы, является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное его повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для коррекции речи и познавательного уровня дошкольников через разные виды деятельности: обучение, игровую деятельность, театрализованную деятельность и др. с учётом возможностей, интересов и потребностей самих детей, их возрастных особенностей.

Обучение в группе кратковременного пребывания происходит по современным коррекционным программам и технологиям, обеспечивающим индивидуальное личностно ориентированное развитие ребёнка:

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (Н. В. Нищева);

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (С. Г. Шевченко);

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с недоразвитием речи» (С. А. Миронова).

Учебно-тематическое планирование рассчитано на пребывание ребёнка в кратковременной группе специального детского сада компенсирующего вида с трёхлетнего возраста и распределено на четыре раздела по годам обучения:

1-й год обучения – для детей 3–4 лет (младшая группа);

2-й год обучения – для детей 4–5 лет (средняя группа);

3-й год обучения – для детей 5–6 лет (старшая группа);

4-й год обучения – для детей 6–7 лет (подготовительная группа).

По каждому году обучения тематическое планирование представлено с октября по апрель, распределено по неделям, каждая неделя раскрывает определённую лексическую тему из трёх занятий. Для актуализации знаний детей по какой-то определённой теме возможно применение занятий обобщающего характера.

Логопедическая коррекция представляет собой целенаправленный сложный процесс, охватывающий все стороны формирования речевых навыков дошкольника. Учебно-тематическое планирование построено с учётом развития всех сторон речевого процесса и направлено на:

– обогащение и активизацию словарного запаса,

– обучение правильному употреблению ряда грамматических категорий русского языка,

– развитие навыков связной речи,

– коррекцию звукопроизношения,

– развитие навыков фонематического анализа и синтеза,

– обучение грамоте,

– формирование мелкой моторики,

– развитие психических и эмоционально-волевых процессов.

Необходимо отметить, что формированию мелкой моторики начиная со средней группы отводится полноценное занятие, которое чередуется с занятием по развитию навыков связной речи.

Представленное учебно-тематическое планирование также может быть использовано учителями-дефектологами, логопедами, воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

Организация работы группы кратковременного пребывания «Развивай-ка».

В группу принимаются дети от 3 до 7 лет.

Зачисление ребенка в группу кратковременного пребывания происходит после предварительного посещения консультационного клуба «Родительская среда», обследования логопедом, учителем-дефектологом дошкольного учреждения, посещения медицинской комиссии детской поликлиники, психолого-медико-педагогической комиссии МДОУ.

Неорганизованные дети имеют возможность посещать группы кратковременного пребывания в течение учебного года с октября по апрель, 3 раза в неделю. Данный режим выстраивается в соответствии с индивидуальным графиком занятий дошкольника с дефектологом, с учетом возможностей родителей.

Продолжительность занятия с логопедом, учителем-дефектологом – 30 минут.

Родители во время занятий имеют возможность находиться в группе вместе со своим ребенком на протяжении всего процесса обучения. Присутствие родителей на занятиях помогает закрепить с детьми пройденный в течение недели материал в домашних условиях.

Данная форма организации группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с особенностями в развитии является наиболее эффективной и своевременной. Она способствует профилактике вторичных нарушений, сокращению количества детей, нуждающихся в специальных учреждениях, позволяет более успешно адаптироваться в социуме детям с речевыми и психическими нарушениями.

Содержание

Введение    3

Младшая группа. Комплексное учебно-тематическое планирование.    7

Средняя группа. Комплексное учебно-тематическое планирование.    28

Старшая группа. Комплексное учебно-тематическое планирование.    55

Подготовительная группа. Комплексное учебно-тематическое планирование.    80

Литература    114

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос