Гений пессимизма

Снято с продажи
Код 7086
Издательство Паритет, 2009
ISBN 978-5-93437-345-1
Страниц 352
УДК 82/89
Штрихкод 9785934373451
Размеры (Ш x В x Т) 120 x 170 x 20 (мм)
Переплёт твёрдая
Вес 250 г
Пессимистическая философия Артура Шопенгауэра получила распространение во второй половине XIX века и стала одним из источников философии жизни.
В книгу включены тексты, дающие представление обо всех сторонах творчества философа.

Подробное описание

«...ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К СВОЕМУ СЕРДЦУ...»

Каждая из философских идей об­ладает своим, уникальным человече­ским лицом, ведь формируются они благодаря индивидуальным, глубоко личным, по сути, интимным пере­живаниям человека. Нередко именно это обстоятельство способствует заб­вению гениальных гуманистических воззрений, оставшихся непонятыми современниками, или чудовищным их искажениям в среде последовате­лей, как это произошло с философи­ей другого немецкого мыслителя — Ф. Ницше.

Философские сочинения А. Шопен­гауэра, содержащие ряд замечательных догадок, придавших гуманизму новое неожиданное звучание и во мно­гом опережавших его время, отнюдь не сразу нашли своих читателей. Пер­вое произведение философа, издан­ное им за свой счет, успеха не име­ло, как и его главный труд— «Мир как воля и представление», большую часть тиража которого ее издатель Ф. Брокгауз вынужден был отправить в макулатуру. Его преподавательская деятельность, не выдержав конку­ренции с Гегелем, также оказалась неудачной.

Из череды безуспешных попыток поделиться с обществом своими размышлениями философ сделал вывод: «А чтобы моя философия стала са­ма способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена». Его мировоззренческие по­строения годами остаются близки лишь небольшой горстке людей. И все же: «Учение Шопенгауэра должно стать основой всей духовной культуры грядущих времен»,— откликнется на них Р. Вагнер.

А Л. Н. Толстой посетует, что фило­софия А. Шопенгауэра недостаточно распространена в умах передовых людей, как она того заслуживает: «Знаете ли, что было для меня настоя­щее лето? Непрестающий восторг перед Шопенгауэром и ряд духовных наслаждений, которых я никогда не испытывал. Я выписал все его со­чинения, и читал, и читаю. Не знаю, переменю ли я когда мнение, но теперь я уверен, что Шопенгауэр — ге­ниальнейший из людей. Это весь мир в невероятно-ясном и красивом отражении. Читая его, мне не­постижимо, каким образом может оставаться его имя неизвестным?»

Сегодня имя Артура Шопенгауэра известно не только тем, кто намерен­но занимается философией и пото­му может в полной мере оценить все тонкости его метафизической докт­рины.

Родился Артур Шопенгауэр 22 фев­раля 1788 года в Данциге. Его отец был образованным человеком, неза­висимым в своих суждениях и убеж­денным, активным приверженцем де­мократических традиций ганзейской республики. В частности, достоин упоминания тот факт, что даже имя своему сыну — Артур — он выбрал с тем основанием, чтобы оно одинако­во произносилось на всех европейских языках.

А. Шопенгауэр с непременной теп­лотой отзывался о своем отце, несмот­ря на то, что, не испытывая влечения к торговле, не стал продолжателем отцовского дела и впоследствии ли­квидировал семейное коммерческое предприятие. «Тем, что силы, даро­ванные мне природою, я могу развить и употребить на то, к чему они были предназначены; тем, что, последовав прирожденному влечению, я мог без помехи работать в то время, когда мне никто не оказывал содействия — всем этим я обязан тебе, мой отец: твоей деятельности, твоему уму, твоей бе­режливости и заботливости о буду­щем».

Неординарный склад мышления философа формировался еще в детст­ве в частых и длительных путешест­виях семьи. Поначалу медицинское, а позже философское, образование Артур Шопенгауэр получал в Геттингенском, Берлинском и Йенском университетах в пору расцвета немец­кой классической философии, основоположником которой был И. Кант. Взросление Артура пришлось на бур­ную эпоху войн и смены привычного уклада жизни для множества европейских народов. Гуманистические устремления его мышления кристаллизовались в наблюдениях современ­ной ему действительности, оформ­ляясь в осознание бессмысленности нескончаемых человеческих страда­ний, в особенности на фоне собствен­ного редкого счастья быть независи­мым и обеспеченным.

Его духовное одиночество — след­ствие обостренного видения им зла, совершающегося в мире, понимание того, в какой мере жизнь людей в об­ществе полна нужды и страха, горя и страданий. До какой степени она на­сквозь пронизана тревогой, чередую­щейся с разочарованиями, насколько кратковременны моменты удовлетво­рения желаний. Он замечал, что рано или поздно все мечты и ожидания людей рушатся, но сменяются новы­ми, столь же напрасными мечтами и ожиданиями.

Кульминацией подобных размыш­лений Шопенгауэра явилась форму­ла— «наш мир — наихудший из всех возможных миров»—своеобразный синтез кантовской, платоновской и древнеиндийской философских тра­диций. Споря с Кантом, он сблизил чувственность и рассудок, к рассуж­дениям о предназначении Искусства применил учение Платона о вечных и неизменных идеях, евангельскую этику самоуничтожения обосновал буддийскими откровениями о призрачности мироздания.

Стремясь объяснить, для чего с та­ким упорством и настойчивостью люди портят друг другу жизнь, Шо­пенгауэр пришел к заключению, что непреходящее беспокойство и неуве­ренность есть неотъемлемое свойство сущего. Он назвал ЭТО — Мировой Волей. По его мнению, Мировая Воля лишена смысла, абсурдна, ведет себя в высшей степени непоследовательно. События, происходящие во времени и пространстве, бессвязны и бессмыс­ленны — это всего лишь пестрая сме­на одних случайных происшествий другими.

Основные свои мировоззренче­ские установки Шопенгауэр изложил в своем главном философском труде «Мир как воля и представление». Самоочевидная истина для него та, что каждый субъект есть обладающее во­лей существо. Вся сознательная и бес­сознательная деятельность человече­ской психики, его мысли и чувства, образы и переживания — проявления Мировой Воли, а мыслящее сознание, интеллект — это, согласно Шопен­гауэру, всего лишь ее орудие.

Мировая Воля в учении Шопенгау­эра — беспричинное начало и могучий творческий принцип, порождающий все вещи и процессы. К различным формам процесса самореализации Мировой Воли Шопенгауэр относит все физические и психические си­лы, такие как всемирное тяготение, магнетизм, химические связи, ин­стинкты животных и человеческие аффекты.

Однако трагедией всего сущего является то, что в самом творящем начале коренится нечто негативное, разрушительное. Творящий и раз­рушающий принципы, будучи не­раздельным единством, приводят к тому, что Воля находится в состоянии борьбы сама с собой — явления Воли губительно действуют друг на друга, победа оказывается кратковременной, и чем более активна Воля, тем более порождает она в себе внутренние пре­пятствия. В образе голодного зверя предстает читателю Мировая Воля в трактовке Шопенгауэра — неосоз­наваемая и ничем неутолимая потреб­ность выживания.

Из-за чего в жизни постоянно сталкиваются контрастные силы, и результаты человеческих действий оказываются противоположны ожи­даниям? Чем ярче проявляется воля к жизни, тем больше появляется в ней сложностей и диссонансов, в итоге конгломерат запутанных коллизий влечет за собой неразрешимые кон­фликты. Победа оказывается при­зрачной, а обретенное счастье безнравственным, ведь достигается оно ценой горя и страданий других людей.

Необычность этики Шопенгауэра в том, что он отрицает возможность существенного улучшения жизни людей. Это итоговое умозаключение формулируется им в отдельном томе дополнений к его главному сочине­нию— «Мир как воля и представле­ние» — в 46-й главе — «О ничтожест­ве и горестях жизни». И в то же время «философ вселенского пессимизма» не делает окончательного вывода, что в жизни все абсолютно безнадежно. Выход из тупика Зла и противоречий объявляется им в самоубийстве Ми­ровой Воли. По его мнению, только таким путем может быть достигну­то освобождение от бед и несчастий этого мира. Таким образом, избавить себя и людей от страданий должна сама Воля. Однако трудность в том, что осуществление этого возлагается именно на людей как на составные звенья мира явлений.

Задача состоит в том, чтобы расстаться с самой волей к жизни, для чего следует возвыситься и над жизненными горестями, и над радостями. Достижение такого человеческого предназначения возможно, но Шопенгауэру, следуя двумя путями. Первый — экстаз творческого самозабвения — «поглощение» субъекта объектом его творчества. Второй — путь этического самосовершенствования, основанный на познании сущности мира.

Фундамент философской системы Шопенгауэра лежит в этической области и поэтому завершается «пессимистическая философия» более чем оптимистическим утверждением — во вселенной властвует отнюдь небессмысленная воля, над ней дарит вечная справедливость.

Из таких противоположных утверждений состоит вся «система» Шопенгауэра. Но противоречивость его метафизических построений исчезает при глубочайшем уяснении основного постулата — отрицании объективного существования материи.

Заимствовав из древнеиндийской философии образ «майи», он рассматривает мир природных явлений как своего рода иллюзию, мираж. Все, что способен познать человек в окружающем его мире явлений, есть лишь представления, некие художе­ственные образы «вещей». К сфере представлений относится также само тело человека и инструмент его само­познания — мозг.

Все сочинения Шопенгауэра явля­ются лишь пояснениями, дополнения­ми и популяризацией его основного труда — «Мир как воля и представ­ление». Этим объясняются его посто­янные возвращения к уже высказан­ным умозаключениям, бесчисленные разъяснения и все новые поэтические образы в доказательство своего главного тезиса.

Труд Шопенгауэра снабжен напутствием: «Не современникам, не соотечественникам — человечеству передаю я ныне законченный труд свой в уповании, что он не будет для него бесполезен...» Пророческие слова философа начали сбываться с 1851 го­да — лишь с этого времени труды Шопенгауэра приобретают широкую известность. 21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии.

В эту книгу включены тексты, дающие представление обо всех сто­ронах творчества философа,— главы из его основного сочинения и наибо­лее известные дополнения к нему, из­лагающие этические и эстетические воззрения мыслителя.

Содержание

«...Прислушиваться к своему сердцу...»     3

Мир как воля и представление

Книга первая     19

Книга вторая     30

Книга третья     64

Книга четвертая    87

Метафизика половой любви     117

Афоризмы житейской мудрости

Глава первая     161

Глава вторая     174

Глава третья     198

Глава четвертая    205

Глава пятая     227

Глава шестая    303

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос