Избранное. Из серии "Антология поэзии"
Код | 7066 |
Издательство | Паритет, 2008 |
ISBN | 978-5-93437-313-0 |
Страниц | 352 |
УДК | 882 |
Штрихкод | 9785934373130 |
Размеры (Ш x В x Т) | 120 x 170 x 18 (мм) |
Переплёт | твёрдая |
Вес | 270 г |
Этот товар можно преподнести в качестве подарка к празднику.
Подробное описание
МУЗА ПЛАЧА
Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) (1889-1966) родилась в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А. А. Горенко. Со стороны матери А. Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной — первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии. Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним. Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском Селе.
Годы детства и отрочества не были для Ахматовой безоблачными: в 1905 г. расстались родители, мать увезла больных туберкулезом дочерей в Евпаторию. Последний класс гимназии Ахматова оканчивала в Киеве, затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где изучала латынь, позволившую ей впоследствии овладеть итальянским языком, читать Данте в подлиннике. К юридическим дисциплинам Ахматова вскоре охладела и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.
В 1910 г. Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева и уехала на месяц в Париж. Это было ее первое знакомство с Европой. Николай Гумилев ввел Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга. Популярной стала не только поэтическая манера Ахматовой, но и ее облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей оказывали особые знаки внимания. Внешность Ахматовой вдохновляла художников А.Модильяни, Н.Альтмана, К.Петрова - Водкина, З.Серебрякову, А.Данько, Н.Тырсу, А.Тыш- лера.
Первый сборник Ахматовой «Вечер» появился в 1912 г. и был сразу же замечен критикой. В том же 1912 году родился единственный сын Ахматовой Лев Гумилев, впоследствии ставший известным ученым- этнографом.
Годы вступления Ахматовой в литературу — время кризиса символизма. «В 1910 году явно обозначился кризис символизма и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в акмеизм, другие — в футуризм. Я стала акмеисткой»,— писала Ахматова, добавляя, что акмеизм рос из наблюдений Николая Гумилева над ее поэзией. Выбор Ахматовой в пользу акмеистической школы был выбором в пользу нового, более тревожного и драматичного и, в конечном счете, более человечного мироощущения.
В первом же сборнике ее стихов Вечная Женственность символистов была заменена земной женственностью. «Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо как бы перед Богом»,— прокомментировал выход стихов Ахматовой А. Блок. «Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично»,— писал об Ахматовой К. Чуковский. В несчастной любви Ахматовой виделось не проклятие, а источник творчества. Изящество и хрупкая женственность сочетались в ее поэзии с мужественным принятием страдания. В атмосфере поэтического сборника «Вечер» сливались боль и благодать: она благодарит за то, за что обычно проклинают. Прославлением боли открывалось и знаменитое стихотворение «Сероглазый король»:
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
В мае 1914 г., перед началом Первой мировой войны, вышел второй сборник Ахматовой — «Четки». С момента появления до 1923 г. «Четки» переиздавались девять раз. Само название «Четки» указывало на «перебор» душевных состояний. Как и в «Вечере», в «Четках» не раскрывалась, не претворялась в развернутый рассказ гневная драма героини — ее покинутость, одиночество: Ахматова говорила больше об обстановке происходящего.
После ухода в 1914 г. Н. Гумилева на фронт Ахматова много времени проводила в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево.
Торжественная простота Слепнева не избавляла от страданий, трагического восприятия действительности. Скорбь все сильнее овладевала Ахматовой, неслучайно ее облик воспринимался современниками как олицетворения печали, страдания. В Слепневе Ахматова написала большую часть стихотворений, вошедших в сборник «Белая стая», навеянный первыми военными потрясениями и потерями. Главная нота «Белой стаи» — чистая отрада печали.
В творчестве Ахматовой оживает дореволюционная элоха, исполненный величия облик приневской столицы. Петербург Ахматова называла своим городом. В 1915 г. в стихотворении «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...» она клялась в любви и верности «городу славы и беды», его «бессолнечным садам», говорите о готовности разделить «торжественную и трудную» судьбу Петербурга.
Стихи стали для нее связью со временем, с новой жизнью народа. В 1918 г. началась массовая эмиграция: один за другим покидали Россию близкие Ахматовой люди: Б.Анреп, А.Лурье, подруга юности О. Глебова-Судейкина. Выбор Ахматовой был иным — она осталась в «глухой и грешной» России. К эмигрантам она обратила гневное:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
В 1917 г. эмигрировал в Англию офицер и художник Б.Анреп, изобразивший Ахматову в образе Сострадания на мозаике в Лондонской национальной галерее и придал ее черты Святой Анне в Соборе Христа Владыки в ирландском городке Маллингаре. Среди оставшихся в России близких Ахматовой людей практически все пополнили список жертв сталинского террора. Николай Гумилев расстрелян в 1921 г. Единственный сын Ахматовой Лев Гумилев трижды арестовывался. Были безвинно осуждены и погибли в лагерях О. Мандельштам, Б. Пильняк, ученый-филолог Г. Гуковский, В. Нарбут, Н. Пунин (третий муж Ахматовой). «Такой судьбы не было ни у одного поколения,— писала Ахматова.—Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно. Ремизов, Цветаева, Ходасевич уехали за границу, там же были Шаляпин, М.Чехов, Стравинский, Прокофьев и половина балета». Она почти перестает писать — не от разочарования, скорее от горя, от тревоги за страну, потом и за сына, неоднократно подвергаемого аресту. С Гумилевым она рассталась во время Первой мировой войны, оба вступили в новые союзы: она — с В. Шилейко, он — с Анной Энгельгарт, но из ее стихов его образ не исчез, и она тяжело переживала его гибель в августе 1921 г.— в том же месяце умер и Блок, с которым ей приписывали роман.
Щедрый на несчастья 1921 г. был плодотворным для Ахматовой. В петербургском издательстве «Петрополис» вышли два ее сборника — «Подорожник» (оформление М. Добужинского) и «Аnnо Domini МСМХХI». В них все ощутимей становится скорбная торжественность, пророческая интонация и некрасовски настроенная сочувственность. За многими, казалось бы, отвлеченными образами прочитываются страшные реалии революционного времени. Так, в стихотворении «Все расхищено, предано, продано...» «голодная тоска» не просто символ, а вполне конкретное упоминание о «клиническом голоде», охватившем Петроград в 1918-1921 гг. Но в отличие от И. Бунина, Д. Мережковского, 3. Гиппиус Ахматова не шлет громких проклятий «осатаневшей России»: лист подорожника — подношение северной скудной земли — наложен на «черную язву».
Вынеся в заглавие сборника «Аnnо Domini» дату — 1921 год, Ахматова подчеркнула лирическую летописность своих стихов, их причастность большой истории. Изысканная петербурженка передавала мироощущение человека «не календарного XX века», подавленного страхом, насилием, необходимостью жить «после всего».
С 1923 по 1935 гг. Ахматова почти не создает стихов, с 1924 г. ее перестают печатать. Критики объявили ее салонной поэтессой, «идеологически чуждым молодой пролетарской литературе элементом». В годы вынужденного безмолвия Ахматова занималась переводами, изучала сочинения и жизнь Пушкина, архитектуру Петербурга. Ей принадлежат выдающиеся исследования в области пушкинистики, на долгие годы Пушкин становится для Ахматовой спасением и олицетворением нравственной нормы, гармонии.
Осенью 1935 г., когда были арестованы Н. Лунин и Л. Гумилев, Ахматова начала писать «Реквием» (1935-1940). Факты личной биографии в «Реквиеме» обретали грандиозность библейских сцен, Россия 1930-х уподоблялась Дантову аду, среди жертв террора упоминался Христос, саму себя, «трехсотую с передачей», Ахматова называла «стрелецкой женкой». «Реквием» занимает особое место в ее творчестве. Ахматова не прошла лагерь, не арестовывалась, но тридцать лет «прожила под крылом у гибели», в предчувствии скорого ареста и в непрестанном страхе за судьбу сына. В «Реквиеме» не изображены леденящие душу зверства советских палачей, «крутой маршрут» арестанта или адские реалии архипелага ГУЛАГ. В центре цикла — страдание матери, плач по безвинно погибшим, гнетущая атмосфера, воцарившаяся в годы политического террора.
В 1939 г. имя Ахматовой было на семь лет возвращено в литературу. На приеме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?» Ахматова была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 г. вышел ее сборник из шести книг, который Ахматова назвала «подарком папы дочке». Шестой книгой Ахматова считала «Тростник», включавший стихи 1924-1940 гг. 1940 г., год возвращения в литературу, был необычайно плодотворным для Ахматовой: в это время написана поэма «Путем всея земли», начата «Поэма без героя», продолжена работа над поэмой о Царском Селе «Русский Трианон».
Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметевском саду, дежурила у ворот Фонтанного Дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях. В конце сентября 1941 года Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Стихотворение «Мужество» было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия. В 1943 г. Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда». Она откликнулась на Великую Отечественную войну как в отдельных стихотворениях и циклах, так и в «Поэме без героя».
Ахматова пережила войну, эвакуацию, возвращение в «гранитный город славы и беды», где ее в 1946 г. настигло разгромное постановление в журналах «Звезда» и «Ленинград» о творчестве М. Зощенко, А. Ахматовой других деятелей культуры. Как следствие — исключение из Союза писателей, невозможность печататься.
Последние годы жизни Ахматовой после возвращения из заключения сына были относительно благополучными. Ахматова, никогда не имевшая собственного пристанища и все свои стихи написавшая «на краешке подоконника», наконец-то получила жилье. Появилась возможность издать большой сборник «Бег времени», в который вошли стихи Ахматовой за полстолетия. Она решилась доверить бумаге «Реквием». К началу 1960-х стожился «волшебный хор» учеников Ахматовой, сделавший ее последние годы счастливыми: Е. Рейн, А. Найман, Д. Бобышев, И. Бродский. Ахматова была выдвинута на Нобелевскую премию.
В 1964 г. в Италии ей вручили литературную премию «Этна-Таормина», а затем в Лондоне — мантию почетного доктора Оксфордского университета. За рубежом в Ахматовой видели и чествовали русскую культуру, великую Россию Пушкина, Толстого, Достоевского. В последнее десятилетие жизни Ахматову занимала тема времени — его движения, бега. «Куда девается время?» — вопрос, по-особому звучавший для поэта, пережившего почти всех своих друзей, дореволюционную Россию, Серебряный век.
Ахматовой выпал жребий быть достоверной свидетельницей перевернувших мир, беспримерных по своей жестокости событий XX века: две мировые войны, революция, сталинский террор, ленинградская блокада. На глазах Ахматовой канула в небытие целая эпоха, прекратилось мирное, довоенное, дореволюционное существование России. Разведенный среди бела дня Литейный мост, у которого, по словам Ахматовой, кончилась ее юность, развел две эпохи. Вопреки этому трагическому разрыву Ахматова являла живой символ связи времен, выступала хранительницей погибшей культуры, соединяла XIX и XX столетия в русской поэзии.
Ахматова умерла 5 марта 1966 г. Кончина Ахматовой в Москве, отпевание ее в Петербурге и похороны в поселке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии,— откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве,— с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».
В данный сборник вошли стихотворения из книг, изданных в разные годы жизни поэтессы. Этот сборник познакомит читателя с творчеством Ахматовой, станет тем томиком в домашней библиотеке, любовно глядя на который читатель потом скажет: «Моя любовь к Ахматовой началась с этой книги».
Содержание
Муза Плача 5
Коротко о себе 13
ВЕЧЕР
Два стихотворения 18
Читая «Гамлета» 19
«И когда друг друга проклинали...» 20
Он любил 21
Первое возвращение 22
Любовь 23
Обман 24
Сероглазый король 27
«Сжала руки под темной вуалью...» 28
В Царском Селе 29
«Любовь покоряет обманно...» 31
«Дверь полуоткрыта...» 32
«Хочешь знать, как все это было?..» 33
Песня последней встречи 34
«Как соломинкой, пьешь мою душу...» 35
«Муж хлестал меня узорчатым...» 36
Белой ночью 37
Музе 38
«Меня покинул в новолунье...» 39
«Я и плакала и каялась...» 40
ЧЕТКИ
Исповедь 41
Отрывок 42
«Безвольно пощады просят...» 43
«Я научилась просто, мудро жить...» 44
Бессонница 45
«Помолись о нищей, о потерянной...» 46
«Ты письмо мое, милый, не комкай...» 47
«В ремешках пенал и книги были...» 48
«Я пришла тебя сменить, сестра...» 49
«Протертый коврик под иконой...» 51
Смятение 52
Вечером 54
«Все мы бражники здесь, блудницы...» 55
«...И на ступеньки встретить...» 56
«Не будем пить из одного стакана...» 57
«У меня есть улыбка одна...» 58
«Настоящую нежность не спутаешь...» 59
«Проводила друга до передней...» 60
«Здравствуй! Легкий шелест слышишь...» 61
«Покорно мне воображенье...» 62
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе...» 63
«Вижу выцветший флаг над таможней...» 64
«Со дня Купальницы-Аграфены...» 65
«Вечерние часы перед столом...» 66
Стихи о Петербурге 67
«Я не любви твоей прошу...» 69
«В последний раз мы встретились тогда...» 70
«Углем наметил на левом боку...» 71
Гость 72
«Я пришла к поэту в гости...» 73
«Горят твои ладони...» 74
БЕЛАЯ СТАЯ
«Твой белый дом и тихий сад оставлю...» 75
«Вместо мудрости — опытность, пресное...» 76
«О, это был прохладный день...» 77
«Я так молилась: «„Утоли"...» 78
«То пятое время года...» 79
Уединение 80
«Был блаженной моей колыбелью...» 81
«Как ты можешь смотреть на Неву...» 82
«Божий ангел, зимним утром...» 83
«Чернеет дорога приморского сада...» 84
«Был он ревнивым, тревожным и нежным...» 85
«Тяжела ты, любовная память!..» 86
«Ведь где-то есть простая жизнь и свет...» 87
«Есть в близости людей заветная черта...» 88
«Нам свежесть слов и чувства простоту...» 89
«Под крышей промерзшей пустого жилья...» 90
«Муза ушла по дороге...» 91
«Я улыбаться перестала...» 92
«Все мне видится Павловск холмистый...» 93
«Вижу, вижу лунный лук...» 94
«Будем вместе, милый, вместе...» 95
Сон 96
«Из памяти твоей я выну этот день...» 97
«А! Это снова ты. Не отроком влюбленным...» 98
«Как люблю, как любила глядеть я...» 99
«Все обещало мне его...» 100
Царскосельская статуя 101
«Бессмертник сух и розов. Облака...» 102
Майский снег 103
«Я знаю, ты моя награда...» 104
«Судьба ли так моя переменилась...» 105
«Как белый камень в глубине колодца...» 106
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» 107
«Как площади эти обширны...» 108
«Еще весна таинственная млела...» 109
ПОДОРОЖНИК
«Как страшно изменилось тело...» 110
«На шее мелких четок ряд...» 111
«Ты мог бы мне сниться и реже...» 112
«Земная слава как дым...» 113
«Словно ангел, возмутивший воду...» 114
«Эта встреча никем не воспета...» 115
«Ждала его напрасно много лет...» 116
«Сразу стало тихо в доме...» 117
«Просыпаться на рассвете...» 118
«Это просто, это ясно...» 119
«Пленник чужой! Мне чужого не надо...» 120
«И вот одна осталась я...» 121
«Мне голос был. Он звал утешно...» 122
«Течет река неспешно по долине...» 123
«Проплывают льдины, звеня...» 124
«От любви твоей загадочной...» 125
Anno Domini
«Ты всегда таинственный и новый...» 126
«А ты теперь тяжелый и унылый...» 127
«Да, я любила их, те сборища ночные...» 128
«Соблазна не было. Соблазн в тиши живет...» 129
«Что ты бродишь, неприкаянный...» 130
Бежецк 131
Дальний голос 132
«Тебе покорной? Ты сошел с ума!..» 133
«Ангел, три года хранивший меня...» 134
«Я гибель накликала милым...» 135
Библейские стихи 136
«Чугунная ограда...» 140
«А Смоленская нынче именинница...» 141
«Пророчишь, горькая, и руки уронила...» 142
«Сослужу тебе верную службу...» 143
Клевета 144
«Не с теми я, кто бросил землю...» 145
«Вот и берег северного моря...» 146
«Хорошо здесь: и шелест и хруст...» 147
«Небывалая осень построила купол высокий...» 148
Сказка о черном кольце 149
Третий Зачатьевский 151
Эпические мотивы 152
ТРОСТНИК
Надпись на книге 156
Муза 157
Художнику 158
«Здесь Пушкина изгнанье началось...» 159
«Тот город, мной любимый с детства...» 160
Двустишие 161
«От тебя я сердце скрыла...» 162
Борис Пастернак 163
Воронеж 165
Данте 166
«Все это разгадаешь ты один...» 167
Ива 168
Разрыв 169
Надпись на книге «Подорожник» 171
Ленинград в марте 1941 года 172
«Когда человек умирает...» 173
Маяковский в 1913 году 174
СЕДЬМАЯ КНИГА
Тайны Ремесла 175
ВЕТЕР ВОЙНЫ
Первый дальнобойный в Ленинграде 182
«Птицы смерти в зените стоят...» 183
Мужество 184
Памяти Вали 185
Nох. Статуя «Ночь» в Летнем саду 186
In memoriam 187
На смоленском кладбище 188
Пушкин 189
«А в книгах я последнюю страницу...» 190
Новоселье 191
«Наше священное ремесло...» 193
27 января 1944 194
Причитание 195
«Справа раскинулись пустыри...» 196
«И комната, в которой я болею...» 197
Interieur 198
«Не дышали мы сонными маками...» 199
ВЕРЕНИЦА ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
«И осталось из всего земного...» 200
«Когда я называю по привычке...» 201
«…За ландышевый май...» 202
«Уходи опять в ночные чащи...» 203
«Что войны, что чума? Конец их виден скорый...» 204
Конец демона 205
«И было сердцу ничего не надо...» 206
«А я иду, где ничего не надо...» 207
«Ты выдумал меня. Такой на свете нет...» 208
В Зазеркалье 209
СТИХОТВОРЕНИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В СБОРНИКИ
Лилии 210
«На руке его много блестящих колец...» 211
«То ли я с тобой осталась...» 212
«Ночь моя —бред о тебе...» 213
«Тебе, Афродита, слагаю танец...» 214
«Приходи на меня посмотреть...» 215
«И жар по вечерам, и утром вялость...» 216
Белая ночь 217
«Вечерний звон у стен монастыря...» 218
«В промежутке между грозами...» 219
«Словно тяжким огромным молотом...» 220
«Сочтенных дней осталось мало...» 221
9 декабря 1913 222
«Не хулил меня, не славил...» 223
«Небо мелкий дождик сеет...» 224
«Мы не умеем прощаться...» 225
Царскосельские строки 226
«Не чудо ли, что знали мы его?..» 227
«Вот это я тебе, взамен могильных роз...» 228
Поздний ответ 229
Подвал памяти 230
«И все, кого сердце мое не забудет...» 231
«Жить — так на воле...» 232
«Мне, лишенной огня и воды...» 233
Еще одно лирическое отступление 234
Городу Пушкина 236
Памяти Александра Блока 237
«И увидел месяц лукавый...» 238
«Не повторяй — (душа твоя богата)...» 239
Август 240
Приморский сонет 241
«Не мудрено, что похоронным звоном...» 242
Музыка 243
Летний сад 244
Наследница 245
Царскосельская ода 246
НАС ЧЕТВЕРО
Комаровские наброски 248
«Поэт не человек, он только дух...» 249
Памяти В. С. Срезневской 250
Из цикла «Юность» 251
«Так отлетают темные души...» 253
ПОЭМЫ
Северные элегии 255
У самого моря 263
1913 год, или Поэма без героя и Решка 272
Поэма без героя 287
Реквием 334
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом