Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5-7 лет
Код | 4401 |
Составители | Дреер С. С., Потыкан А. Н. |
Издательство | Учитель, 2013 |
Серия | В помощь педагогу ДОО |
ISBN | 978-5-7057-2507-6 |
Страниц | 137 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705725076 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 6 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 100 г |
Пособие адресовано педагогам, специалистам детских учреждений всех видов и может быть использовано в рамках современных программ дошкольного образования.
Подробное описание
Введение
Происходящие в обществе изменения ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания образования, в первую очередь в воспитании личности ребёнка. Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, изменение характера общения, творческая самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми. Не каждый педагогический коллектив дошкольного учреждения обладает большим творческим потенциалом и располагает опытом работы по внедрению в практику интегрированных занятий, способствующих интеллектуальному, художественному и творческому развитию личности.
Исследования А. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова и др. доказывают, что раскрытие личности ребенка возможно в том случае, если учитывается его индивидуальность, развивается его творческий потенциал, свободно, без нажима со стороны взрослого, происходит его саморазвитие, основанное на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов. Восприятие ребенка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Средствами искусства и детской художественной деятельности у детей формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижаются напряженность, скованность, закомплексованность, поведение принимает характер открытости, детской непосредственности.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают бурной фантазией, которая, к сожалению, с возрастом падает. Поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребенка увеличивается объем художественных представлений, знаний, изобразительных умений через собственное понимание мира, свой личный опыт, через свое «Я». Познанное ребенком должно творчески трансформироваться и приобретать свой колорит, свои особенности и индивидуальность. Использование интеграции разных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.
Интеграцию в предлагаемом материале авторы представляют как наиболее глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, которая, с их точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности.
Интеграция основывается на общности психических процессов, таких как эстетическое восприятие, развитие образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также развитие памяти и внимания; позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории («часть», «целое» и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах, и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой. Интеграция как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности (художественной или речевой).
Работая над Программой развития, коллектив детского сада № 35 «Соболёк» (г. Усть-Илимск Иркутской области), опыт которого представлен в пособии, поставил перед собой основную цель: создать новую адаптивную модель дошкольного образовательного учреждения, в которой путём интегративного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности будут созданы условия для целостного личностного развития.
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
– способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру, развивать у детей способность к восприятию произведений искусства;
– развивать художественно-речевые способности, эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребенка как основу развития творческой личности;
– создать условия для экстраполяции практического опыта, полученного ребенком на занятиях, в повседневную жизнь;
– оформить цикл интегрированных занятий для каждой возрастной группы по видам деятельности;
– улучшить условия предметно-игровой развивающей среды и здорового проживания детей в ДОУ.
Реализация программы рассчитана на 5 лет. По ее завершении в дошкольном образовательном учреждении складывается целостная образовательная модель развития дошкольников: систематизированы методы, приемы методик диагностической работы с целью индивидуализации воспитательно-образовательной работы с детьми, начиная с раннего возраста; составлена программа педагогического и культурологического просвещения родителей, которая имеет мобильный характер и может корректироваться на основе результатов мониторинга.
Предполагаемые результаты работы:
– использование в работе ДОУ технологии совместного проектирования взрослых и детей как одной из форм поисковой деятельности, направленной на развитие творческих способностей дошкольника (проекты «Мои друзья – игрушки», «Радость познания» (речевая и изобразительная деятельность), «Я и мой город» (музыкальная и речевая деятельность));
– проведение внутри ДОУ творческих недель «Личностное развитие детей средствами интегрированных занятий», «Город мастеров» (традиционная ежегодная);
– организация взаимопосещений педагогами интегрированных занятий;
– функционирование педагогической мастерской «Интегрированный подход к целостному развитию личности в художественно-эстетической деятельности» (постоянно действующая);
– педагогическая лаборатория для родителей по темам «В гостях у дедушки Корнея», «Сказочный мир Ш. Перро», «Разноцветные песенки»;
– создана единая система мониторинга педагогического процесса, выстроенного на принципах интеграции содержания (участники: заведующая, заместитель заведующей по воспитательной работе, старший воспитатель, психолог, Совет по реализации Программы развития).
Плодотворная и эффективная работа возможна при совместной и заинтересованной деятельности педагогов-единомышленников, примером чего может являться творческая группа «Тайны творчества». Так, деятельность по музыкально-эстетическому развитию детей направлена на планирование интегрированных занятий, создание их моделей на основе художественно-эстетического воспитания. Подобные занятия, примеры которых приведены в пособии, успешно проходят в художественном салоне детского сада; это выездные выставки картинной галереи «Времена года», «Лица, опаленные войной», выставки детского творчества («Карлсон прилетел», «Моя мама лучше всех», «Я в мире красок», «Город мастеров»); фестивали музыки для детей и родителей: «Любимые мелодии» (посвященный творчеству композитора В. Шаинского), «Музыка в моем сердце» (посвященный Международному дню музыки); круглые столы для родителей и педагогов по художественно-эстетическому развитию детей, мастер-классы для родителей по изобразительному искусству.
В работу с детьми внедрен учебно-методический комплект, способствующий личностному развитию ребенка средствами интегрированных занятий, который включает в себя:
– интегрированные занятия по художественно-эстетическому циклу;
– интегрированные занятия с детьми раннего возраста;
– коллективные композиции в форме театрализованных представлений, фольклорных праздников, фестивалей здоровья.
ДОУ активно взаимодействует с семьей. Для этого предусмотрены:
– организация постоянно действующего лектория «Искусство в жизни человека»;
– выставки «Золотой фонд» (любимые книги моей семьи), «Что я умею делать сам» (поделки родителей, детей, педагогов), «Коллекция моей семьи»;
– интерактивные формы общения (консультирование, рекомендации, советы, размещаемые на сайте ДОУ, в родительской газете «Любопытная Варвара»).
Очень надеемся, что предлагаемые материалы помогут практическим работникам дошкольных образовательных учреждений в организации интегрированных занятий.
Содержание
Введение 3
Разработки занятий 8
З. А. Кибирева
Тема: Автомобиль Медвежонка (развитие речи, рисование в 1-й младшей группе) 8
Тема: Жили-были (развитие речи, лепка в 1-й младшей группе) 9
Тема: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» (речевое развитие, рисование в 1-й младшей группе) 12
Н. П. Демчук
Тема: Собака по кличке Барбос (окружающий мир, лепка в 1-й младшей группе) 13
Н. А. Воронцова
Тема: Прогулка по зимнему лесу (окружающий мир и изобразительная деятельность в 1-й младшей группе) 16
В. М. Клинг
Тема: Как Машенька с медведями подружилась (развитие элементарных математических представлений, аппликация во 2-й младшей группе) 19
Т. Н. Чернышова
Тема: Зима белоснежная (познавательное развитие, аппликация во 2-й младшей группе) 26
Тема: Путешествие к дедушке Лесовичку (познавательное развитие, аппликация в средней группе) 28
А. Н. Потыкан
Тема: Микки и Мэри в гостях у ребят (английский язык и изобразительная деятельность в средней группе) 33
Тема: Кто где живет? (английский язык и аппликация в средней группе) 35
Р. И. Цин
Тема: Поспели яблоки в саду (познавательное развитие, аппликация в средней группе) 39
А. Н. Потыкан
Тема: Ветер перемен (развитие речи и английский язык в средней группе) 43
Т. А. Скуратова
Тема: Чудесное превращение (познавательное развитие, аппликация в средней группе) 51
А. К. Гапонова
Тема: Математическое путешествие (развитие элементарных математических представлений, аппликация в старшей группе) 54
А. А. Черная
Тема: «Черёмуха душистая с весною расцвела…» (развитие речи, аппликация в старшей группе) 58
О. Н. Потапова
Тема: «Мы в славном городе живем…» (познавательное развитие, конструирование в подготовительной группе) (на региональном материале) 62
Е. А. Полуштайцева
Тема: Путешествие в мир насекомых (познавательное развитие и ручной труд в подготовительной группе) 70
А. Н. Потыкан
Тема: Волшебные снежинки (английский язык и ручной труд в подготовительной группе) 75
Г. Н. Барышникова
Тема: Тайны подводного мира (экология, ручной труд в подготовительной группе) 78
И. Ю. Щипакова
Тема: Как вода с воздухом спорили (познавательное развитие, изобразительная деятельность в подготовительной группе) 83
С. Г. Черниговская
Тема: Моя Родина (познавательное развитие, аппликация в подготовительной группе) (на региональном материале) 89
Л. П. Спыну
Тема: В гостях у пчёлки (экология, аппликация в подготовительной группе) 95
Е. А. Борисова, Л. В. Рукосуева
Тема: Ванька-встанька (музыка, изобразительная деятельность в средней группе) 98
У. Ф. Шарикова, Л. В. Рукосуева
Тема: Самая красивая мама (музыка, изобразительная деятельность в средней группе) 100
Тема: Рождественские вечера (музыка, изобразительная деятельность в подготовительной группе) 103
Тема: Осенние фантазии (музыка, изобразительная деятельность в средней группе) 106
Тема: Волшебный мир музыки (музыка, изобразительная деятельность в старшей группе) 108
Тема: Прогулка в зимний лес (музыка, изобразительная деятельность в подготовительной группе) 111
Проектная деятельность старших дошкольников 117
Г. Н. Барышникова. Я и мой город (проект) (на региональном материале) 117
С. Г. Черниговская, Е. А. Полуштайцева. Радость познания (проект) 124
Как книга стала книгой (модель занятия) 126
Путешествие в страну сказок и приключений (занятие-КВН) 129
Роль книги в жизни ребенка (материал для воспитателя) 131
Литература 133
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом