Комплексное планирование для групп детей разноуровневого развития по программам М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой; Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной

Временно отсутствует
148 руб.
-10%
133,20 руб.
Код 3320
Авторы-составители Старовойтова Ж. И. и др.
Издательство Учитель, 2012
Серия Тематическое планирование в ДОУ
ISBN 978-5-7057-2911-1
Страниц 95
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705729111
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 4 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 138 г
В пособии предлагается комплексное перспективное планирование, предназначенное для организации учебно-воспитательной работы в группе детей разноуровнего развития. Планирование построено по разделам: развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, ребенок и окружающий мир, изобразительная деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, психолого-педагогическое сопровождение.
В планировании учтены три уровня развития ребенка, работа всех специалистов объединена общими темами, даны рекомендации и материалы по диагностике детей. Все это позволит педагогам обеспечить эффективность в работе и комплексный подход к реализации задач воспитания и обучения дошкольников.
Предназначено методистам, воспитателям, логопедам, музыкальным руководителям, детским психологам всех видов дошкольных образовательных учреждений, может быть полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физиологических качеств ребенка, подготовка ребенка к жизни в современном обществе и формирование основ базовой культуры личности – это ведущая цель воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении.

При работе в группе с разноуровневым составом детей, например в образовательных учреждениях компенсирующего вида или в группах кратковременного пребывания, необходимо комплексное планирование работы, которое учитывало бы специфику работы с той или иной категорией детей.

Как построить коррекционную работу в таких группах, чтобы учесть все индивидуальные особенности детей и в то же время найти общность в групповых действиях? Как учесть в работе все потребности детей и сделать что-то единое целое для всей группы?  

Как провести обследование детей, чтобы показать даже небольшую динамику в развитии ребенка и определить дальнейший прогноз в коррекционной работе? На какую программу опираться в работе, на какие критерии ориентироваться? Дети в группах могут быть разные по возрасту, по физическим возможностям, по интеллектуальному развитию или по речевым характеристикам. Построить коррекционную работу, опираясь на отдельно взятую программу, не представляется возможным, так как каждая уже существующая программа учитывает определенный уровень умственного, речевого и психического развития детей. Нужно комплексное перспективное планирование, которое бы решало образовательные, коррекционные и развивающие задачи с учетом такого разнородного состава.

Для разработки комплексного планирования коррекционно-развивающей работы необходимо задействовать различных специалистов дошкольного образовательного учреждения: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, которые в совместной деятельности решают следующие задачи:

– организация всестороннего обследования и наглядного отображения динамики развития ребенка;

– разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана;

– организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей личностное развитие ребенка;

– построение коррекционно-педагогического процесса как целостной,  единой системы.

система коррекционной работы построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992), «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995), которое гласит, что дошкольные образовательные учреждения (и общего, и специального типов) самостоятельны как в выборе образовательных программ, так и во внесении изменений в действующие программы, и с учетом основных принципов: принцип индивидуальности, принцип доступности, принцип интеграции. в основе перспективного планирования – Программа воспитания и обучения детей в детском саду (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) [34]. В качестве вспомогательных использованы: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева) [5] и Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) [44–47].

Одним из важных этапов в работе педагогов является диагностика ребенка. Диагностика – это теория и практика постановки диагноза. Педагогическая диагностика призвана:

– во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения;

– во-вторых, определить результаты обучения, поле прогноза;

– в-третьих, свести к минимуму диагностические ошибки.

Подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины нарушений, намечают меры по их устранению, компенсации, с учетом резервных возможностей каждого ребенка.

Диагностика ребёнка проводится  в начале, в середине и в конце учебного года по трем направлениям:

– диагностика состояния речевого развития;

– диагностика уровня развития познавательной и эмоциональной сферы;

– диагностика уровня сформированности музыкальных способностей.

Обследование ребенка проводится по диагностическим таблицам. По каждому параметру развития разработана десятибалльная шкала. Каждое направление оценивается отдельно, в графах ставятся баллы, соответствующие параметрам развития ребенка. Использование 10-балльной оценочной шкалы позволяет более точно отобразить уровень развития ребенка, предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику в развитии ребенка, увидеть дальнейшие перспективы в развитии ребенка и спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребёнка.

После проведенного обследования состав детей делится на три условные группы. Состав этих групп у разных специалистов может быть разным: логопед делит детей на три группы по уровням речевой сформированности; воспитатель состав групп формирует по степени сформированности навыков продуктивной деятельности; музыкальный руководитель комплектует группы по степени сформированности музыкальных навыков, а психолог – с учетом уровня сформированности познавательной и эмоциональной сферы.

Следующий этап – планирование работы логопеда, воспитателя, психолога и музыкального руководителя. Каждый специалист составляет перспективное планирование. Планирование работы – блочно-тематическое. Общей для все планов является тема, на которой строится работа на неделю всех специалистов по трем составляющим блокам плана, которые учитывают особенности трех групп детей по их уровню развития. Таким образом, реализуется комплексный и индивидуальный подход. И работа всех специалистов становится эффективной, четкой, слаженной и взаимодополняющей.

Что дает такое построение плана? Это общность темы, по которой работает в данный момент вся группа. При этом учитывается индивидуальность каждого ребенка, так как на этом плане строится индивидуальное планирование для тех детей, кто не может охватить всю планируемую работу на неделю. Можно выбрать из планируемого материала на неделю то, что доступно ребенку на данный период его развития. Дети, сгруппированные по одному уровню развития, берутся на подгрупповые занятия, которые проводятся на основе данного перспективного планирования.

Перспективное планирование по развитию речи, обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений включает в себя темы занятий, распределенные  на каждый день недели. Темы занятий распределены по видам логопедических занятий, которые для удобства планирования зафиксированы под определенным номером. По этим темам составляются ежедневные подгрупповые и индивидуальные занятия.

Ребенок и окружающий мир. Изобразительная деятельность. Конструирование и ручной труд – это перспективное планирование воспитательно-образовательной работы, предназначено для работы воспитателя в группе.  В плане отражены виды продуктивной деятельности на неделю. Задания по каждому виду деятельности имеют общую тему и три  цели, сформулированные для каждой из трех групп.

Психолого-педагогическое сопровождение – предназначено для работы психолога. Планирование осуществляется с учетом общих лексических тем и способствует коррекции и развитию познавательных процессов и эмоциональной сферы.

Музыкальное воспитание – включает в себя перспективное планирование по развитию музыкального восприятия, певческих навыков и музыкально-ритмических движений. В плане отражены все виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах). Музыкальный материал подбирается для каждой группы с учетом их умений и навыков с использованием элементов дыхательной гимнастики, психогимнастики, пальчиковых игр, логоритмики.

Такое комплексное планирование помогает детям быстрее и интереснее изучить и запомнить материал. Специалистам, работающим по этому плану, легко проводить интеграцию как внутри группы, так и на уровне проведения общих мероприятий детского сада. Все это позволяет обеспечить эффективность в работе и комплексный подход в реализации задач воспитания и обучения дошкольников.

Пособие предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных образовательных учреждений для организации воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания с детьми разноуровневого состава. Может быть полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам  педагогических учебных заведений.


Авторы-составители пособия выражают благодарность авторскому коллективу «Программы воспитания и обучения в детском саду», разработанной с учетом практики отечественного дошкольного образования, обеспечивающей становление личности ребенка и раскрывающей его индивидуальные особенности.

Содержание

Введение    3

Развитие речи. Обучение грамоте. Формирование элементарных математических представлений    6

Пояснительная записка    6

Перспективное планирование    8

Ребенок и окружающий мир. Изобразительная деятельность. Конструирование и ручной труд    25

Пояснительная записка    25

Перспективное планирование    25

Музыкальное воспитание    48

Пояснительная записка    48

Перспективное планирование    50

Психолого-педагогическое сопровождение    59

Пояснительная записка    59

Перспективное планирование    59

Диагностический материал    67

Диагностика состояния речевого развития    67

Диагностика уровня развития познавательной и эмоциональной сферы    76

Диагностика уровня сформированности музыкальных способностей    79

Приложение. Конспекты занятий по теме «Овощи»    82

Литература    92

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Юлия Румлянская
10 ноября 2010 (16:17)
Конечно можно, зарегистрировавшись в нашем Интернет-магазине и оформив заказ.

аня
18 октября 2010 (20:41)
можно ли открыть эту книгу

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.