Обучение сочинению по картине. 5-9 классы: конспекты уроков

Есть на складе
210 руб.
-10%
189 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 2938
Авторы-составители Баландина О. П. и др.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-2454-3, 978-5-7057-3277-7, 978-5-7057-5196-9, 978-5-7057-6203-3
Страниц 139
УДК 372.016:811.161.1*05/09
Штрихкод 9785705724543, 9785705751969, 9785705732777, 9785705762033
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 98 г
В пособии представлены конспекты уроков развития речи в 5-9 классах, в которых описана методика изучения и анализа произведений изобразительного искусства. Применение данных разработок позволит осуществить современные подходы к организации творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями; предоставить возможности проявления инициативы, индивидуальности ученика; использовать различные активные формы обучения и примеры лексического, словарно-стилистического, орфографического анализа текстов и языковых явлений, отражающие требования к примерной образовательной программе основного общего образования по русскому языку и соответствующие ФГОС.
Предназначено учителям русского языка общеобразовательных организаций, студентам педагогических колледжей и вузов для использования в учебных целях.

Подробное описание

Введение

Развитию школьника, становлению его личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика. Детское сочинение, написанное после просмотра репродукций картин, – уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом, это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. В сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека.

Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли, свежесть восприятия ребенком каких-либо явлений.

Обучение написанию сочинений должно начинаться в начальных классах, где ребенок еще легко выходит за рамки границы норм и правил, в 7–8 классах детей уже трудно свернуть с протоптанной колеи шаблонности, которая чаще всего и воспитывается педагогами.

В данном пособии представлены уроки, в центре которых – работа по изучению и анализу картины. Уроки иллюстрируют различные подходы к такому сложному творческому процессу, как сочинение по картине.

Взрослые должны отказаться от стремления приспосабливать детское восприятие окружающего к своему собственному, должны научиться видеть в работах детей ростки творчества. Поэтому задача учителя не столько в разработке методики написания сочинений, сколько в поисках условий организации речевого творчества детей.

При работе с картиной необходимо использовать определенную последовательность, которая включает следующие этапы:

1. Подготовка учащихся к восприятию внешнего, конкретно-исторического плана произведения живописи (соответствующие искусствоведческие тексты, комментарии учителя).

2. Проведение лексико-семантической и орфографической работы по тематике картины, а также усвоение отдельных художественных терминов, позволяющих охарактеризовать особенности данного произведения как вида искусства.

3. Рассказ учителя или обучающихся о творческом пути художника с анализом его отдельных ключевых произведений.

Рассказ может сопровождаться сообщением сведений об истории создания анализируемой картины (исторический комментарий, раздумья художника над композиционным решением картины, поиск прототипов, работа с этюдами, эскизами) и судьбе произведения (история его восприятия современниками, оценка произведения в настоящее время).

4. Рассматривание и анализ картины. Живопись, как и другие виды искусства, является образно-знаковой системой. В ней мысль художника находит свое внешнее оформление в цвете, в гармоническом построении и расположении объектов действительности. В результате анализа у школьников должно быть сформировано целостное восприятие картины, предполагающее понимание и приближение к мировоззренческой концепции художника.

5. Творческая работа по картине. Произведения живописи дают возможность учащимся создавать сочинения любого типа речи: повествование, рассуждение, описание.

При подготовке к сочинению по картине целесообразно использовать текст-образец, так как картина в сочетании с текстовым материалом эффективнее воздействует на умственную
деятельность и эмоциональную сферу обучающихся, а значит, и на их речь.

В качестве образца при подготовке к сочинению по картине может быть использован искусствоведческий текст. При подборе такого текста к рассматриваемой на уроке картине нужно учитывать следующие требования:

– доступность;

– информативность;

– художественная и эстетическая ценность;

– композиционная завершенность;

– жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи;

– объем текста (в соответствии с возрастными возможностями учащихся и условиями урока).

Отобранные учителем искусствоведческие тексты должны иметь много общего в плане содержания и в плане речи. Содержанием этих текстов, как правило, является описание конкретного объекта – картины определенного художника, иногда сообщение сведений о художнике, передача собственных впечатлений от этой картины, информация из области искусствоведения. Для синтаксиса указанных текстов характерно наличие назывных предложений, удобных для передачи содержания картины, частое использование конструкций с однородными членами, сравнительных предложений. В таких текстах часто используются конкретные слова и пространственная лексика, имена прилагательные, описательные глаголы, причастия, наречия, а также специфическая лексика (искусствоведческие термины). Эти тексты представляют жанр описания с элементами повествования или рассуждения. Написаны они в научно-популярном стиле, иногда с элементами художественной и разговорной речи. Некоторые тексты могут быть отнесены к публицистическому стилю.

Таким образом, искусствоведческие тексты целесообразно объединить в группу текстов с общим содержательным планом, типовым значением, жанром и стилем речи. Такая общность этих текстов позволяет на их основе обучать учащихся созданию собственных речевых произведений (сочинений) определенного жанра и стиля.

Обучающиеся, имея представление об особенностях построения и языкового оформления текста-образца, представляющего собой, например, описание с элементами повествования в научно-популярном стиле изложения, могут создать собственные высказывания, предварительно осознав структуру, жанр и стиль данного образца.

Смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого ребята определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным типам речи (описание, повествование, рассуждение), определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.

В пособии представлено несколько уроков, в которых предлагаются различные искусствоведческие тексты и описана система работы с ними.

Хочется надеяться, что предложенные материалы помогут учителю каждую встречу своих подопечных с произведением изобразительного искусства сделать запоминающимся событием

Содержание

Введение    3

Н. В. Лободина

Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»    7

Описание природы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»    15

Сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологри-вовой «Не взяли на рыбалку»    21

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»    29

Сочинение-описание с элементами рассуждения по картине М. В. Нестерова «Осенний пейзаж»    36

Сочинение-описание с элементами рассуждения по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»    47

Сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна – боль-шая вода»    51

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Рожь»    61

Сочинение по картине А. А. Пластова  «Сенокос»    70

О. П. Баландина

Сочинение по картине И. Грабаря  «Февральская лазурь»    83

И. М. Семенова

Сочинение по картине В. Л. Боровиковского «Портрет
М. И. Лопухиной»    87

Е. А. Казанцева

Мотив вечернего звона в поэзии,  музыке, живописи (подго-товка к сочинению-описанию картины  И. И. Левитана «Вечер-ний звон»)    96

Н. Ю. Романова

Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки  (на примере стихотворений русских поэтов, картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», альбома П. И. Чай-ковского «Времена года»)    106

К. Е. Виноградова

«Любовь и радость бытия» (сочинение по картине И. Леви-тана «Березовая роща»)    115

Н. И. Горбенко

«Так часть души ее от нас не улетела…» (по картине В. Бо-ровиковского «Портрет М. И. Лопухиной» и В. А. Серова «Портрет княгини О. Орловой») (психологический портрет)    123

Литература    136

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.