Представляем любимые книги. Из серии "Библиотека предлагает"

Снято с продажи
Код 7095
Издательство Красико-Принт, 2009
ISBN 978-985-405-543-5
Страниц 176
УДК 02
Штрихкод 9789854055435
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 200 x 9 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 115 г
В сборник вошли статьи по актуальным проблемам деятельности библиотек разной ведомственной принадлежности: изучение читателей, работа в рамках проектов, раскрытие фондов в целях стимуляции чтения, формирование позитивного имиджа библиотеки, повышение профессиональной компетентности.

Подробное описание

Предисловие

Среди самых традиционных задач, стоящих перед библиотеками, десятилетиями была задача привлечения к чтению широких слоёв населения. От успешности её решения напрямую зависели оценки работы библиотеки. Сегодня при том, что информатизация так изменила деятельность библиотек, задача содействия формированию читательских потребностей не перестала занимать особого места. Более того, от её решения в значительной мере зависит само существование библиотек как значимых для общества учреждений.

Показательный факт - лет десять назад, когда белорусские библиотеки системы культуры и образования только начинали широкое сотрудничество с зарубежными коллегами, наш самый острый интерес был связан прежде всего с процессами информатизации библиотечного дела. И на фоне той зарубежной продвинутости нас несколько удивляло, что при таком высоком технологическом уровне они, например, серьёзно интересовались проблемой эффективности громких чтений.

Прошло совсем немного времени, и по мере того, как библиотеки делаются всё более современными в плане технологий, острее становится вопрос наличия пользователей. Важная и очень существенная проблема - это сокращение значительного количества читающих людей. Библиотеки стремятся всячески содействовать привлечению молодёжи (в первую очередь - детей и подростков) к чтению. Поиск самых эффективных форм мотивации к чтению практиче­ски не прекращается в библиотеках всех систем, ведомств и масштабов.

Сборник «Представляем любимые книги» включает опыт библиотек по работе с конкретными книгами, в первую оче­редь, с теми, которые вызвали определённую читательскую активность. Иногда речь идёт о книгах, настолько разных по своим темам, художественным достоинствам, степени популярности, что подбор может вызвать недоумение. Для нас главным критерием был тот отзыв читателей, который свидетельствовал об эффективности того или другого меро­приятия. Палитра форм разнообразна, и представить её пол­ностью в рамках небольшого сборника вряд ли возможно. Однако даже представленные материалы дают основание сделать несколько выводов.

Во-первых, вся организация обслуживания должна быть направлена на культивирование чтения всеми доступными формами и методами. Сами библиотекари это понимают - они изучают чтение, анализируют тенденции, ищут макси­мально эффективные формы работы. Важно, чтобы при этом они не забывали: читателя не может воспитать специалист, сам читателем не являющийся. Тот, кто не любит читать, ни­когда не будет способен реализовать призыв французского писателя Даниэля Пеннака, строки которого взяты в каче­стве эпиграфа. Он говорит о том, как было бы хорошо, если бы библиотекари рассказывали читателям о своих любимых книгах и лучших читательских воспоминаниях.

Во-вторых, какую бы тему не отражали книги серии «Би­блиотека предлагает», в них всегда присутствует опыт орга­низации книжных выставок. При всей традиционности этой формы работы она удивляет неисчерпаемой возможностью инноваций. А в плане эффективности раскрытие фондов по-прежнему играет важнейшую роль в рекламе: никакие иные формы так, как книжные выставки, на реальный выбор книг большими группами читателей не влияют. Среди книжных выставок особое внимание вызывают выставки персонифицированные, где собираются рекомендации по выбору книг для чтения от конкретных людей: это могут быть как одно­классники, так и рок-музыканты, к примеру.

В этой связи нельзя не заметить очень негативную тен­денцию, которая наблюдается в библиотеках многих учеб­ных заведений Белорусии. Стремясь сделать эффектными и современными интерьеры своих библиотек, школы, гимназии, профессионально-технические училища практиче­ски избавляются не только от открытого, даже частично, доступа, но и от абонементов как таковых. Фонды перете­кают в хранилища - сколь нелепо при этом выглядит задача привлечения учащихся к чтению. Подобная реорганизация не способна украсить ни одну библиотеку, сколь офисно не выглядели бы её изменившиеся интерьеры.

В-третьих, представленный опыт свидетельствует: самые разные произведения могут оказаться у наших читателей любимыми - просто какую-то книгу любимой могут назвать сотни и тысячи, какую-то - несколько человек, но для би­блиотекаря уважительное отношение к читательским при­страстиям - черта профессиональная.

В то же время, никто не оспаривает факта, что библио­тека может, да и должна, вносить свой вклад в формиро­вание литературного вкуса. Особенно важно это для детей и молодёжи. То, что в сборник включены материалы о книгах, которые сами библиотекари оценивают высоко, очевидно.

В-четвёртых, опыт показывает, что для большинства спе­циалистов не форма проведения, а содержание мероприятия первостепенно. У французов есть замечательный афоризм про то, что чрезмерное значение придают форме, как прави­ло, те, кому плевать на содержание. Это абсолютно верно, но вовсе не значит, что должен тормозиться поиск новых форм публичной работы. Креативность - в наши дни ценнейшее качество для работы с читателем, особенно в молодёжной среде. Просто сегодня, оценивая эффективность своего воздействия на аудиторию, многие библиотекари грамотней сопоставляют результаты с ясно поставленными целями. В значительной степени удалось избавиться от формализ­ма - всё реже встречаются искусственные формы, которые выглядели абсолютно нелепо по отношению к содержанию (дебаты «Старость надо уважать» и вечер-портрет Иисуса Христа - ярчайшие примеры этого явления).

В-пятых, заметна тенденция к тому, чтобы все проводи­мые библиотекой мероприятия максимально имели выход на книги и чтение. А то иногда в многостраничных планах работы библиотек присутствовали десятки важных тем - от безопасности дорожного движения до правил поведения за столом, но полностью отсутствовала книжная составляю­щая. Не удивительно, что многие библиотеки стремятся придать особый акцент мероприятиям с активной рекламой книги.

В Централизованной системе детских библиотек города Минска, где традиционно много и интересно занимаются повышением квалификации специалистов, была проведена акция «Дарите чтение!». Её инициатором стала заведующая отделом библиотечного маркетинга Анжела Карзанова. Би­блиотекарям предлагалось написать краткий интригующий рассказ о книге, которую они хотели бы посоветовать свое­му читателю. Лучшие материалы были оформлены в виде буклетов, книжных закладок, дайджеста, рекомендательно­го списка. Основной целью акции организаторы, безусловно, виде­ли стимуляцию желания читателя прочитать конкретную книгу, рекомендованную библиотекарем. Но акция парал­лельно способствовала решению нескольких других до­статочно важных задач. Её результатом, по сути, стало по­явление списка лучшей белорусской литературы для детей и подростков, с точки зрения библиотекарей. Для многих сотрудников акция явилась поводом задуматься о том, как сделать свою рекомендацию более эффективной, а значит, более убедительной для читателя. Для некоторых сотруд­ников стали открытием творческие находки коллег. Кто-то впервые, возможно, задал себе вопрос: если наши рекомен­дации не вызвали реакции, не стоит ли задуматься, то ли мы рекомендуем и так ли мы это делаем.

По результатам акции была организована выставка «Чи­таем вместе» с отзывами-рекомендациями. Её презентация состоялась на «Ярмарке идей». Ежеквартально такие меро­приятия проходят как помощь в повышении квалификации сотрудников детских библиотек.

Выставка «Читаем вместе» порадовала положительным откликом как со стороны библиотекарей, так и со стороны читателей. Она, с точки зрения организаторов, содействова­ла росту имиджа библиотечной профессии и личности само­го библиотекаря. Специалистов обрадовал факт, что каждая из предложенных книг нашла своего читателя.

Предлагаемый вашему вниманию сборник поможет би­блиотекарям обогатить свою работу опытом наших коллег и приблизиться к реализации основной задачи - подарить радость чтения нашим читателям, содействовать присутствию книги в их жизни.

Содержание

Дарите чтение    3

Детское чтение: про6лемы и перспективы. Изучение читательских интересов школьников    8

Библиотекарь нечитаюший: исключение или тенденция    18

Читаем стихи Александра Введенского. Литературная игра для детей младшего школьного возраста    24

«Стихи мои как письма». Путешествие по книге Якова Акима «Девочка и лев» для младшего школьного возраста    27

Серьезный разговор: духовная беседа об отношении к родителям для детей младшего школьного возраста    41

Бианки - лесной кудесник. Викторины для учащихся 3-4-х классов. Из опыта работы библиотеки гимназии № 2 г. Волковыска    47

Литературная викторина по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»    57

Конкурс юных детективов (по рассказам Артура Конана Дойла) для учащихся 5-6-х классов    62

Японские уроки для добрых молодцев. Путешествие по книге «Сказки Японии» для учащихся среднего школьного возраста    66

Эта чудная Барто! Устный журнал для учащихся среднего школьного возраста из цикла «Любимые книги наших бабушек и дедушек»    76

Знакомьтесь: Таня и её друзья. Литературная игра по повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»    91

«Жалейте - и вы будете счастливы!». Литературный час для старших подростков о жизни и творчестве Евгения Шварца    98

«Книга, которая мне помогла». Обсуждение романа Альберта Лиханова «Никто». Из опыта работы Государственной детской библиотеки А. А. Лиханова г. Белгорода    110

Поэтический символ Украины. Час искусства для старшего школьного возраста, посвященный классику украинской литературы Тарасу Шевченко    116

Путешествие по книгам писателей-фантастов Александра Беляева и Кира Булычева    136

Он сделал знаменитым графа Дракулу. Литературный час, посвященный жизни и творчеству Брэма Стокера     145

Грязь на устах - грязь в душе. Опыт работы библиотек по профилактике сквернословия    151

Чтоб не осквернять ни душу, ни уста. Часы размышлений на актуальную тему    157

Читайте с удовольствием! Опыт выставочной работы    170

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос