Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения
Код | 4300 |
Авторы-составители | Арсеневская О. Н. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Музыкальному руководителю ДОО |
ISBN | 978-5-7057-2473-4, 978-5-7057-3461-0 |
Страниц | 205 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705724734, 9785705734610 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 155 г |
дошкольного образования, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий
(валеологические песни-распевки, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, игровой массаж, речевые, пальчиковые игры и сказки, веселые профилактические упражнения), интерактивные формы взаимодействия детского сада и родителей
по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни (конспекты интегрированных, комплексных занятий, музыкально-физкультурные досуги и развлечения, музыкотерапия).
Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физической культуре, логопедам, может быть полезно родителям и всем, кому небезразлично здоровье детей.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Поэтому педагоги дошкольных организаций, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
Этот вывод послужил стимулом для создания данной системы: на базе дошкольной образовательной организации были разработаны, научно обоснованы и апробированы структура и содержание музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями; формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий; технология музыкально-валеологического воспитания в условиях детского сада.
Новизна системы состоит в следующем:
1. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
2. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физвоспитанию.
3. Применение новых форм взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.
Научная основа системы базируется на методических пособиях:
· по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, концепции К. Орфа, «Ритмическая мозаика» А. Бурениной;
· по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой. «Психогимнастика» М. Чистяковой;
· по диагностике: «Диагностика и коррекция внимания» А. Осиповой, «Практикум по дошкольной психологии» Г. Урунтаевой.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОО. Современные методы здоровье-сбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОО музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
Предлагаемые небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.
Пособие включает в себя теоретические и практические материалы по музыкально-оздоровительной работе в детском саду и адресуется музыкальным руководителям, воспитателям и инструкторам по физической культуре.
Автор-составитель надеется, что материалы пособия помогут всем педагогам детских садов растить крепких, здоровых и счастливых малышей.
Содержание
Введение 3
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО 7
Понятие, цели и задачи 7
Организация здоровьесберегающего пространства в ДОО 9
Этапы реализации системы музыкально-оздоровительной работы в ДОО 11
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях 11
Виды музыкальных занятий 11
Примерные схемы музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих технологий 15
Перспективные планы музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения 17
Валеологические песни-распевки 51
Дыхательная гимнастика 54
Комплекс дыхательной гимнастики (по А. Н. Стрельниковой) 56
Осенние листочки (комплексное занятие с использованием дыхательной гимнастики для детей 3–4 лет) 64
Артикуляционная гимнастика 67
Котик Рыжик (комплексы артикуляционной гимнастики) 68
Котик Рыжик в детском саду (комплекс артикуляционных упражнений) 70
Жаба Квака (комплекс упражнений для мышц мягкого неба и глотки) 71
В зимнем лесу (логоритмическое занятие для детей 5–6 лет) 71
Оздоровительные упражнения 79
Игровые фонопедические упражнения 80
Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла 85
Паровоз привез нас в лес (комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей) 88
Карнавал животных (музыкальное занятие по слушанию пьес из цикла к. Сен-Санса с оздоровительными упражнениями
для детей 6–7 лет) 89
Игровой массаж 96
Комплексы игрового самомассажа с пением (по А. Уманской) 101
Веселые медвежата (комплекс игрового массажа тела по «Гимнастике маленьких волшебников») 104
Веселые потешки для массажа 108
Комплекс упражнений для массажа головы 110
Приключения кота Рыжика (музыкальное занятие с использованием игрового массажа для детей 6–7 лет) 112
Пальчиковые игры 120
На детской площадке (цикл пальчиковых игр) 120
В лесу (цикл пальчиковых игр) 122
Пальчиковые сказки 124
Весенние кораблики (интегрированное занятие для детей 3–4 лет) 128
Речевые игры 132
Речевые игры со звучащими жестами 134
Речевые игры с музыкальными инструментами 136
Речевые игры с движением 139
Старинная карта (музыкальное занятие с использованием речевых игр для детей 5–6 лет) 142
Музыкотерапия 152
Комплексы упражнений для пробуждения 154
Колыбельные для малышей 156
Список музыкальных произведений, рекомендуемых для про-ведения музыкотерапии 158
Волшебные часы (музыкально-валеологическое занятие с использованием элементов музыкотерапии для детей 6–7 лет) 161
Музыкально-валеологическое воспитание 168
Основные направления работы 168
Игры на формирование правильной осанки 170
Ох и Ах (интегрированное музыкально-валеологическое занятие для детей 5–6 лет) 172
В гости к Деду Морозу (план-конспект музыкально-физкультурного досуга для детей 4–5 лет) 182
Взаимодействие педагога (музыкального руководителя) с родителями 186
Формы работы с родителями 186
Примерный план работы музыкального руководителя с родителями на учебный год 188
В деревне (план-конспект музыкально-спортивного развлечения на свежем воздухе с участием родителей) 190
Самая здоровая семья (сценарий музыкально-валеологического развлечения с участием родителей) 194
Литература 199
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом