Русский язык. 9-11 классы: формирование коммуникативной компетенции старшеклассников: (разработки уроков, ситуативные упражнения)

Есть на складе
170 руб.
-10%
153 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 2931
Авторы-составители Чевтаева И. Б., Пташкина В. Н., Шампур В. П. и др.
Издательство Учитель, 2016
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-91651-083-6, 978-5-7057-3416-0
Страниц 208
УДК 371.3
Штрихкод 9785916510836, 9785705734160
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 9 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, склейка
Вес 138 г
Пособие содержит разработки уроков русского языка в 9-11 классах, направленные на формирование коммуникативной компетенции старшеклассников и приобретение опыта социально значимой активной деятельности, отражающие основные требования к результатам освоения образовательной программы в рамках ФГОС.
Представленные уроки разнообразны по форме (исследования, семинары, конференции, ролевые игры) и способу организации учебной деятельности (работа в группах и парах). В рамках каждой темы вниманию учителя предложены интересные ситуативные упражнения, разнообразный текстовый материал, задания, предполагающие наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование речевого высказывания.
Предназначено учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Подробное описание

Нет ничего могущественней слова… Никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не все способны использовать в своей жизни замечательный дар, данный во владение человеку.

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.

Как показывает практика, учащиеся, хорошо знающие русскую орфографию и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками; не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу; испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Такие учащиеся, как правило, отвергают экзамен в форме собеседования, предпочитая ему традиционную форму испытания в виде ответа на вопросы билета; избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. Вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделить особое внимание в тех случаях, когда речь идёт о старшеклассниках. Совсем скоро им придётся организовывать свою речевую деятельность в самых различных ситуациях, очень отличающихся от тех, которые предлагались в школе. Этому есть объективное объяснение. Общение играет важную роль в современном мире. Например, исследователи деловой коммуникации утверждают: у тех, чья работа предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» (специалисты по связям с общественностью, менеджеры, журналисты, бизнесмены, политики), деловое общение составляет от 70 до 90 %. Это общение лицом к лицу, по телефону, по электронной почте. Чтобы осуществлять эффективную деловую коммуникацию, человеку необходимо обладать достаточными знаниями и сформированными умениями в этой области.

Учащиеся старших классов уже знакомы с основными речеведческими понятиями, речевыми нормами и законами создания текста. Теперь необходимо создать условия, в которых учащиеся смогут закрепить имеющиеся знания и применить их в практической деятельности. В пособии представлены конспекты уроков русского языка в 9–11 классах.

Реализация предложенных планов предполагает создание особенной среды обучения, где главное место принадлежит методам, активизирующим самостоятельную работу учащихся. Коммуникативная направленность предложенных уроков предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему.

Вниманию учителя предложены уроки-исследования, семинары, конференции, ситуативно-ролевые игры, занятия с использованием групповых и парных форм работы. В рамках каждой темы предложены интересные ситуативные упражнения, разнообразный текстовый материал, задания, предполагающие наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование речевого высказывания.

Пособие предназначено для творческих учителей и предполагает творческое использование. Каждый педагог обязательно найдет какую-то новую идею для своего урока, интересный текст для обсуждения со своими старшеклассниками, идею для поединка ораторов в своём классе.

Древний философ Скилеф заметил однажды: «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести». Хочется надеяться, что предложенные материалы будут полезны учителю в работе по воспитанию эффективных коммуникаторов.

Успеха!

Содержание

Введение    3

В. Н. Пташкина

Учить общению, общаясь… или Как формировать коммуникативную компетенцию?    6

И. Б. Чевтаева

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка (разработки уроков)    13

Тема: Основные понятия культуры речи    13

Тема: Слово – дело великое, или Нормы русского языка    17

Тема: Функциональные разновидности русского языка.    26

Тема: Учимся деловому общению.    32

Тема: Культура устной деловой речи    39

Тема: Культура разговорной речи. Разговор по телефону    44

Тема: Особенности научного, художественного и публицистического стиля.    50

Тема: Язык художественной литературы    58

Тема: Особенности публицистического стиля    62

Тема: Из истории риторики    66

Тема: О чём говорить и как говорить? (Особенности монологической речи)    73

Тема: Культура монологической речи    79

Тема: Учимся выступать перед аудиторией    88

Тема: Композиция текста    91

Тема: Виды речи. Развлекательное выступление    96

Тема: Агитационное выступление    102

Тема: Информационное выступление    117

Тема: Этико-социальные аспекты разговорной речи    127

Тема: Искусство диалога    131

Тема: Речевой этикет как правило речевого общения. Особенности делового общения    140

В. Н. Пташкина

«К барьеру» (обобщающий урок по теме «Язык современного делового человека»)    144

Урок-игра «Редакция»    161

В. П. Шампур

Становитесь волшебниками… (из опыта работы по развитию речи старшеклассников)    178

Литература    204

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.