Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет

Снято с продажи
Код 4201
Авторы-составители Михалёва С. В.
Издательство Учитель, 2014
Серия Развитие дошкольника
ISBN 978-5-7057-2393-5
Страниц 135
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705723935
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 96 г
В пособии раскрывается система работы дошкольного учреждения по развитию личности ребенка на основе знакомства с особенностями народной глиняной игрушки.
Предлагается перспективное тематическое планирование и материалы к занятиям по лепке игрушек из глины для средней, старшей и подготовительной групп. Особое внимание уделяется эмоциональной и сенсомоторной поддержке восприятия ребенка, созидательной практической деятельности, мотивации на достижение успеха при создании образа игрушки.
Предназначено педагогам дошкольных учреждений, старшим воспитателям.

Подробное описание

Введение

Мир вступил в новый век; каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей будущих созидателей новой жизни. От них будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества.

Само слово «воспитание» говорит нам об особом питании души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра и Красоты, и первое место в воспитании должно принадлежать именно Красоте, раскрытию в ребенке восприятия Красоты, так как высокая Красота сама по себе возвышает и облагораживает человека, это – то человечное, доброе, мудрое, что так всем нам необходимо сегодня.

Занимаясь с детьми лепкой по мотивам глиняной народной игрушки, встречаясь с бабушками и дедушками, разучивая старинные русские песни и хороводы, мы наблюдаем неподдельный интерес детей к происходящему и понимаем, что пока еще не все потеряно.

Живя в непосредственной близости к природе, где можно ежедневно наблюдать с детьми хозяйственную деятельность человека на земле, примечать сезонные изменения у растений, животных, погоды, использовать лежащий просто под ногами природный материал: глину, цветы, травы, можно и важно создать систему работы с детьми дошкольного возраста, основанную на тематике народного календаря. Многолетний опыт работы в ДОУ, накопленный методический, дидактический материал позволяют к праздникам народного календаря подобрать темы по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду, развитию речи, ознакомлению с произведениями художественной литературы.

Так создаются четыре методические копилки по сезонам года, в них расписан каждый день, и с каждым годом они пополняются новым, интересным материалом. Они содержат на каждый день народного календаря: поэтическое слово, фольклор, рецепты обрядовых блюд русской национальной кухни, присущих только этому дню (например: пирог-«наливушка» – 6 октября или пирог «Хлебальный» – 7 октября и т. д.), интересные старинные развлечения (пример: «Уру» – праздник окончательного завершения уборочных работ – 27 сентября или «Умрун» – праздник смеха над смертью: похороны мух, тараканов – 14 сентября и т. д.).

Любой воспитатель, открыв эту своеобразную тетрадь-энциклопедию, сразу же получит желаемую и необходимую информацию и рекомендации по организации практической работы с детьми, а дальше: твори, выдумывай, добавь что-нибудь интересное, занимательное, почерпнутое из умных книг, и вот результат – интересная, мотивированная деятельность, которая доставит удовольствие всем: и детям, и воспитателю.

Пособие знакомит читателя с одним из направлений такой деятельности – лепкой по мотивам русской народной глиняной игрушки. Красота ее просто очаровывает детей, их глаза неподражаемо горят звездочками творчества. В такие минуты приходит мысль: ну почему педагог должен показывать, только как лепить простого зайца, если на примере дымковского зайчика с капустой в лапках или каргопольского зайца, наигрывающего на балалайке, можно и цели желаемой достичь – дети вылепят требуемую форму, и доставить им массу положительных эмоций (посмеиваясь над незадачливым, очаровательным персонажем) и удовольствие от результата своего труда («Я – мастер»)?! А еще эта игрушка будет использована практически – в театрализованной деятельности и просто в игре.

Так и рождается система работы по лепке глиняных игрушек в соответствии с народным календарем.

Известно, что каждый день в народном календаре имеет свою, особенную, отличительную примету; сопоставив ее с колоритом и гаммой красок любой народной игрушки, можно создать художественно-выразительный образ наступившего дня.

Создается примерная тематика лепки по мотивам народной игрушки, эскизы и зарисовки на кальке, а также образцы, вылепленные соответственно этой тематике на каждый день.

С использованием народной игрушки для лепки, при ежедневном соприкосновении с нею приходит увлечение исследовательской работой, в результате которой обнаруживается потрясающая, интереснейшая не только воспитателю, но и детям и их родителям информация.

Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, формами-образами: птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.

Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками».

Так появляется еще одна система в работе: внимательно исследуя вместе с детьми имеющиеся виды барышень-кукол по мотивам промыслов русской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: форм, красок, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе.

Например: колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка; к зиме близки: гжель, тульская, абашевская игрушки; весна сияет красками и многочисленными налепами хлудневской, филимоновской игрушек; лето веселит «дымка».

Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей. А чтобы запоминание было еще ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах: Зимы, Весны, Лета, Осени (задействуются не только зрительный и осязательный, но и слуховой с речевым анализаторы). Результат не заставляет себя ждать. Во-первых, в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой и краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно); во-вторых, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка – Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна – Красна, Голубушка, Весняночка; Осень – Золотая, Щедрая; Лето – Летушко, Красное); в-третьих, к образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое мы имеем в изобилии, но не всегда удачно получается его преподнести детям. Впоследствии рождается еще одно интересное открытие: случалось, что перед началом лепки мальчики изъявляли желание лепить «мужичка», а не барыню, – так возникла добавочная половая тематика, которая плавно слилась с сезонной.

Теперь уже в процессе работы обязательно учитываются не только интересы девочек, но и мальчиков.

Дальше – больше: дети находят журнал со статьей о калужских мастерах, которые расписывают своих барынь по мотивам народного костюма. Рождается идея о создании своей, смоленской, барыни по мотивам смоленского народного костюма и гнездовский свистулек? Так появляются в коллекции народных глиняных игрушек «Жнея» и «Пряха».

Постоянный поиск в процессе лепки по мотивам русской народной глиняной игрушки решает следующие задачи:

– Развитие у детей эстетического восприятия, интереса и эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни, произведения народного искусства.

– Формирование умения самим создавать прекрасное в рисунках, лепке.

– Совершенствование навыков образного отражения действительности средствами художественной выразительности (ритм, симметрия, форма, композиция, цвет).

– Углубление представления об узорочье, раскрытие образа малой родины, России, в сказочно прекрасных и радостных обликах глиняной игрушки.

Знакомство с произведениями народных мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Гжели, с глиняной игрушкой (23 вида) и т. д.

– Углубление представления о связи узора с формой и назначением художественной вещи.

– Формирование элементарных представлений о символике народного орнамента (знаки Земли, Солнца, Воды).

Содержание

Введение    3

развитие личности ребенка на основе соприкосновения с народ-ной глиняной игрушкой    8

Перспективно-тематический план занятий лепкой в младшей группе    15

Перспективно-тематический план занятий лепкой в средней группе    21

Перспективно-тематический план занятий лепкой в старшей группе    28

Перспективно-тематический план занятий лепкой в подгото-вительной группе    34

Перспективно-тематический план занятий  в кружке лепки
и росписи    41

Примерное планирование занятий на основе народного календаря (осень)    45

Примерная тематика глиняных фризов по сезонным темам    57

Тема «роспись по мотивам каргопольской игрушки» (средняя группа)    58

Тема «Лепка по мотивам дымковской игрушки» (средняя группа)    61

Тема «Роспись дымковской игрушки» (средняя – подготовительная группа)    65

Тема «Здравствуй, белая, как лебедь, наша русская зима!»  (интегрированное занятие в подготовительной группе)    68

Тема «Гжельские узоры» (развлечение в старшей группе)    77

Тема «тарарушки, тарарушки – вот нарядные игрушки!» (мастер-класс)    82

Материалы к занятиям    87

Приложения    123

Приложение 1. Анкета для родителей    123

Приложение 2. Анкета для детей    124

Приложение 3. Афоризмы о воспитании    125

Литература    134

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Гость
14 марта 2011 (23:16)
замечательная книга...очень пригодилась мне в работе с детьми, в изостудии детского сада

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос