Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа
Код | 4350 |
Авторы-составители | Сидорова Т. Б. |
Издательство | Учитель, 2011 |
Серия | Инструктору физического воспитания ДОУ |
ISBN | 978-5-7057-2388-1 |
Страниц | 169 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705723881 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 7 (мм) |
Обложка | офсетный лак |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 124 г |
Предназначено инструкторам по физическому воспитанию, воспитателям, педагогам дополнительного образования дошкольных учреждений; может быть полезно учителям начальных классов, физической культуры и воспитателям групп продленного дня общеобразовательных заведений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня концепция дошкольного воспитания направлена
на развитие личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сфере.
В этой связи актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования предметно-развивающей среды и развития детей дошкольного возраста на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым.
«Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий, принуждение часто вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции» (Н. Н. Ефименко).
Заботясь о физической нагрузке детей-дошкольников, педагог не должен забывать о любознательности и пытливости в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступать к физическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения какой-либо задачи.
А где может проявляться естественная активность ребенка? Конечно же, в самом естественном его виде деятельности – в игре (досуге, развлечении). Давайте не будем лишать детей детства! Игры, развлечения, досуги являются одной из форм активного отдыха, это также и одна из форм работы по развитию двигательного творчества дошкольников.
Понаблюдайте за детьми во время игры, где естественные условия развития движений не ограничены правилами их выполнения, и вы увидите, как это позволяет детям раскрыть свой двигательный потенциал, заложенный природой.
А это и есть творчество. В игре (досуге) ребенок раскроет вам все свои личностные качества: смелость, настойчивость, волю, выручку, терпимость, сопереживание. Потому что только в игре, при взаимодействии со сверстниками, а часто и в одной «связке» с ними, эти качества наиболее ярко проявляются. Вам достаточно только их подкорректировать в дальнейшем.
Играя с детьми, вы можете кроме традиционных задач физического воспитания: оздоровительных, образовательных, развивающих, воспитательных – по ходу решать и сопутствующие общеразвивающие, решение которых сделает наших детей умнее, человечнее, разностороннее. Вот лишь некоторые из них:
- Формирование посредством движений пространственных, временных и энергетических представлений: длинный – короткий, тонкий – толстый, медленный – быстрый, сильный – слабый и т. д.
- Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры предметов по типу: тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, мягкий – твердый, мокрый – сухой и т. д.
- Ознакомление с назначением различных типов предметов и формирование на этой основе элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной предмет).
- Расширение и активизация глагольного запаса детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить, висеть, забрасывать, лазать, спрыгивать, опускаться.
- Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также психических процессов: логики, памяти, внимания, наблюдательности.
- Воспитание у детей необходимых личностных качеств: честности, смелости, сострадания, настойчивости, справедливости, целенаправленности.
- Формирование необходимых эстетических и этических норм: женственности, мягкости, аккуратности (у девочек), мужественности, лидерства, джентльменства (у мальчиков); воспитание правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, педагогом, взрослым; пробуждение у детей чувства прекрасного, гармонии (в действиях, языке, музыке, природе и т. д.).
- Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закрепление положительных эмоций в процессе игры, выработка правильных эмоциональных реакций на те или иные двигательные (игровые) ситуации.
Воспринимая живым действием, глазом, ухом, ощущая кожей и внутренним переживанием ту или иную ситуацию сюжета игры, ребенок получит максимальный информационный поток, который наиболее ярко запечатлеется в его памяти.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Играя, ребенок вживается в образ, знакомится с многообразием действительности, сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношение к окружающему миру.
Не замечая того, ребенок в игре учится оздоравливаться, развивает физические качества, воспитывается, узнает много нового.
Задача обучения при проведении таких занятий-игр должна сводиться к минимуму.
«Кто учит зерно расти? Опытный и любящий садовод лишь создает условия для благоприятного роста посаженного семени (поливает, удобряет, окучивает) – остальное дело за растением, его генная программа самостоятельно себя реализует естественным образом». По мнению Н. Н. Ефименко, учить можно тому, что изначально не заложено природой, то есть без чего можно жить и обходиться (работе с компьютером, управлению самолетом, профессии). «Природа отобрала для нас самые необходимые в жизни, основные виды движения – ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, которые и заложила в генную программу как «подарок» рождающемуся человеку. Развитие и формирование этих движений дано нам изначально» (Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 1999. С. 47–48).
Согласимся и с тем утверждением Н. Н. Ефименко, что педагог (инструктор) должен не учить детей основным видам движений, а создавать на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для самостоятельной реализации детьми их естественного двигательного потенциала.
Ребенок должен не заучивать, а овладевать инструментами самостоятельного познания с целью получения ответов на интересующие его вопросы, то есть перейти из системы запоминания в систему анализирующую, постигающую многие жизненные ситуации.
Только в игре, в сфере развития двигательного воображения и осмысленной моторики, развиваются психические функции, которые всегда выступали на передний план в физическом воспитании.
Крупнейший детский психолог А. В. Запорожец показал,
что «двигательное воображение обеспечивает одушевление детских движений». Согласно его теории, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым, то есть осмысленным.
В игре каждое движение называется игровым термином,
то есть осмысливается, ощущается ребенком. Только в игре ребенок не опасается выполнить движение не так, как все, а так, как он его чувствует и представляет, входя в образ какого-то животного, охотника, атлета, дикаря племени и т. д. Даже то, что он пробежал, прыгнул, прополз не так быстро, как другие, не огорчает его. В это время ребенок относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Он не только передает знакомый образ в движении, но и учится создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру, то есть в процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения.
А все внимание педагога уделяется не обучению, а психо-эмоциональной сфере, положительному эмоциональному эффекту, способам, которые помогут донести до детей интеллектуальные и духовные знания, чтобы игра-спектакль получилась комплексно-насыщенной.
Для успешного проведения познавательно-оздоровительных игр-досугов у детей должен быть накоплен определенный двигательный опыт. Поэтому такие досуги целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Часто подготовка к организации и проведению досуга сводится к тому, что «скачивается» сценарий из Интернета или же из сборника – пособия по проведению физкультурных досугов, которых в последнее время на прилавках магазинов появилось большое количество. С детьми заучиваются роли со стихами, все это несколько раз «прогоняется» (даже во время физкультурных занятий), затем показывается родителям. В этом нет ничего плохого, только присутствует одно «но» – ребенок творчески не развивается. Он опять же поставлен в рамки «заучивания», «запоминания». Все, что будет дальше по сценарию, ему уже известно и опробовано в движении. Нет маленьких сюрпризов, которые предваряют очередной вид деятельности, как и нет большого сюрприза, который выражает главную идею игры.
В конце игры, как обычно, раздаются всем детям подарки, чаще не соответствующие ее теме.
В результате проведения таких досугов у ребенка в голове остается, что называется, «каша». Чтобы эти знания превратились в устойчивые и прочные, нужна система, которая позволит детям усвоить весь материал в последовательности проигрывания; нужна постановка главной цели каждой игры и, что особенно важно, общей темы для всех физкультурных досугов, которые проводятся в течение года.
Большая тематическая игра как раз и предусматривает этот момент. Все физкультурные занятия, проводимые в течение года со старшими дошкольниками, лучше объединить в одну тему, которая будет нести главную идею их проведения, а на мини-играх раскрывать ее.
Термины «большая тематическая игра» и «мини-игра» позаимствованы из оригинальной авторской программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста кандидата педагогических наук, доцента из Украины Н. Н. Ефименко «Театр физического развития детей дошкольного возраста» (раздел «Через движения и игру – к воспитанию человека будущего» – «комплексная педагогика жизни»). Автор формулирует основные принципы своей системы так:
- «Играть нужно с первой минуты занятия до последней».
- «Там, где заканчивается игра, там заканчивается педагогика».
К этим заповедям можно добавить:
Играя – оздоравливать! Играя – воспитывать!
Играя – развивать! Играя – обучать!
Особое место в физическом воспитании детей, как отмечал Н. Н. Ефименко, отводится комплексной игре: «Физкультурное воспитание не должно сводиться только к мускульной деятельности. Стратегия физического воспитания ребенка в дошкольном учреждении должна быть единой и постоянной. Используя все возможности физического воспитания, укреплять их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности
и формировать морально-этические основы человека будущего».
В процессе реализации методики развития двигательного творчества основополагающей явилась идея «Большой тематической игры» программы «Театр физического развития детей дошкольного возраста» Н. Н. Ефименко, а комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М. А. Васильевой (раздел «Физическое воспитание в детском саду») – это базовая система, позволяющая педагогу последовательно обучать дошкольников овладению основными видами движений.
Рабочие материалы программно-методического пособия доктора психологических наук В. Т. Кудрявцева и его коллеги Б. Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» помогут физинструктору решить оздоровительные и развивающие задачи игр-досугов, которые носят ярко выраженный творческий характер
и содержат комплексы дыхательной гимнастики, самомассажа, профилактики плоскостопия и укрепления осанки, игры-ат-тракционы, ряд подвижных игр народов мира, включенных
в предлагаемые разработки.
В представленном пособии 3 раздела:
I раздел – «Перспективное планирование»: перспективный план игровых занятий (мини-игр) по месяцам на год.
II раздел – «Предварительная работа по организации и проведению мини-игр».
III раздел – авторские практические материалы по каждой мини-игре: тематические беседы с детьми, сценарии игр, комплексы ОРУ с предметами, подвижные игры.
Пособие адресовано инструкторам физической культуры, воспитателям дошкольных учреждений для организации физкультурной работы с детьми.
Содержание
Введение 3
Перспективное планирование игровых занятий 10
Предварительная работа по организации и проведению ми-ни-игр 13
Познавательные беседы к мини-играм 23
Вводная беседа 23
Беседа к мини-игре «В поисках острова «Чунга-Чанга» 25
Беседа к мини-игре «Африканские воины» 26
Беседа к мини-игре «Зов тундры» 28
Беседа к мини-игре «Восточные школы: йога, дзюдо, каратэ» 34
Беседа по теме «Австралия – зеленый континент» 38
Беседа к мини-игре «Путешествие по Северной Америке» 43
Беседа к мини-игре «В дебрях Амазонки» 49
Беседа к мини-игре «”Старушка” Англия» 53
Беседа к мини-игре «Греция – колыбель спорта» 56
Сценарии мини-игр 59
Мини-игра «Чунга-Чанга» 59
Мини-игра «Африканские воины» 69
Мини-игра «Зов тундры» 74
Мини-игра «Восточные школы: йога, дзюдо, каратэ» 82
Мини-игра «Австралийские аборигены» 96
Мини-игра «Путешествие по Северной Америке» 104
Мини-игра «В дебрях Амазонки» 112
Мини-игра «”Старушка” Англия» 120
Мини-игра «Греция – колыбель Олимпийских игр» 126
Мини-игра «Откуда игры к нам пришли?» 136
Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами 147
Подвижные игры к мини-играм 167
Литература 181
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом