Современный урок иностранного языка: рекомендации, разработки уроков

Есть на складе
139 руб.
-10%
125,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1126
Составители Сафонова В. П. и др.
Издательство Учитель, 2024
Серия Методическая работа в школе
ISBN 978-5-7057-2428-4, 978-5-7057-4551-7
Страниц 111
УДК 372.016:811
Штрихкод 9785705724284, 9785705745517
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 75 г
Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств.
Представленные в пособии рекомендации педагогов и методистов по организации и проведению уроков иностранного языка, практические разработки конкурсных уроков учителей английского, немецкого и французского языков помогут учителю сочетать и реализовывать разноплановые задачи, поставленные в федеральном государственном образовательном стандарте: с одной стороны - сопровождать учащихся в приобретении и закреплении полученных знаний и умений, проверять эффективность их усвоения; с другой стороны - находить пути включения каждого ученика в образовательный процесс, в активные действия познавательного, рефлексивного, коммуникативного, регулятивного характера, используя его индивидуальные особенности.
Адресовано руководителям методических объединений, учителям иностранных языков.

Подробное описание

Современный урок иностранного языка

Просматривая газеты «Первое сентября», с удивлением прочла слова английского педагога П. Андерсона: «Только подумайте, как трагична судьба педагога, который преподает, не подвергая свои действия никакому сомнению». Думаю, что только единицы учителей, подходя к порогу школы, не задают себе этот вечный вопрос: «Какой я учитель? Могу ли я отдать своим ученикам все то, что уже накоплено, приготовлено, задумано? Как мы будем понимать и обогащать друг друга? Как построить урок, чтобы захотелось воскликнуть: “Живу уроком, его нервом, его болью. Урок леплю, как Пигмалион Галатею. Урок – это я сама, это – моя суть. Именно за это и люблю свой труд – за счастье создавать урок”». Подписаться под этими вдохновенными словами, принадлежащими учителю с большим опытом работы, большой влюбленностью в свое дело, смогли бы, я думаю, и учителя иностранного языка школ города Томска, принявших участие в конкурсе сценариев урока.

Каков же современный урок иностранного языка?

«Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика».

Что стоит за этим сухим определением из методического пособия? Может быть, высказывание В. Г. Белинского: «Иностранный язык как никакой другой предмет способствует умственному развитию учащихся» или практический совет английского педагога-ученого Майкла Уэста: «…учитель должен максимально увеличить время тренировки каждого ученика; сохранить контроль над классом; уменьшить возникающую усталость», а может быть, слова выдающегося лингвиста Е. И. Пассова: «Иностранный язык – блестящий тренажер для развития способностей. Если перечислять, что он дает в плане развития, получится длинный перечень. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации – те способности, которые работают вообще на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…»

Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний; с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся. Овладевая коммуникативным подходом в преподавании иностранных языков, педагоги традиционно ставят во главу угла личностно ориентированный урок. Основной ценностью личностно ориентированного урока является обращение к процессуальной стороне освоения, то есть к тому, как учится ученик и как он сотрудничает с учителем (одноклассниками). Грамотно построенный личностно ориентированный урок изменяет:

  • тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);
  • ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;
  • позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные) при решении творческих задач, а не только при выполнении стандартных заданий;
  • характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

В своей педагогической практике учителя используют разные типы уроков. Они определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации.

Традиционно различают 5 типов уроков:

  • комбинированный урок;
  • урок изучения нового материала (урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование);
  • урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков (семинар-практикум, экскурсии, самостоятельные работы);
  • урок обобщения и систематизации (системное повторение крупных блоков учебного материала, изучаемого на протяжении длительного периода четверти, полугодия, года обучения);
  • урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (устный или письменный опрос, диктант, изложение, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование).

Лучшие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, объяснения и обратной связи, то есть придумывают так называемые авторские уроки, в корне отличающиеся от стандартных уроков классического образца.

Участники конкурса и составители данного сборника предлагают ряд таких нестандартных, интересных с учебной и методической точки зрения, уроков и мероприятий: интегрированный урок, урок-сказка, урок-игра, билингвальный проект, урок-экскурсия, обобщающий урок и т. д.

Хотелось бы дать краткие характеристики некоторых типов уроков с целью дальнейшего использования их педагогами в своей практике.

Интегрированные уроки помогают формировать у школьников более целостную картину мира, создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовольствие. В образовании путь интеграции сегодня является самым перспективным, поскольку основывается на мудром принципе энергосбережения. Интеграцию можно считать естественным состоянием человека, когда он стремится к некой целостности бытия. Когда психологи говорят об интегрированной личности, они имеют в виду такого человека, который способен ощущать единство мироздания, комфортно чувствовать себя в этом единстве и беречь свою индивидуальность в любой ситуации. Педагогическая мысль уже не первое столетие пытается утвердить необходимость интеграционного подхода в образовании. Еще в XVII веке Ян Коменский писал: «Все, и самое большое и самое малое, так должно быть прилажено между собой и соединено, чтобы образовать неразрывное целое». Общие цели интеграции любого типа и уровня в целом тождественны: мотивация к изучению предмета, интенсификация процесса обучения, развитие творческих способностей обучаемых, совершенствование интегративных мыслительных способностей, развитие догадки, совершенствование эффективности процесса познания.

Процесс обучения иностранному языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. Современный преподаватель иностранного языка должен обладать навыками использования информационных технологий в профессиональном контексте. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность обучающимся запросить определенную форму помощи, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками и т. д. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео- и аудиоинформация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. На данный момент существует огромный выбор мультимедийных продуктов, интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

Метод проектов позволяет развить у учащихся интерес и неформальное отношение к изучаемому предмету, расширить кругозор учащихся, научить самостоятельно добывать материал, овладеть современными методами работы с информацией. Ясное осознание педагогом того, от чего в конечном счете зависит успех групповой работы детей, помогает ему методически более грамотно готовиться к таким урокам и использовать воспитательный потенциал методов обучения в сотрудничестве. Любой проект должен осуществляться по определенному плану, иметь теоретическую, практическую и познавательную направленность и завершаться реально осязаемым результатом.

Игра является благоприятной системой для проявления личностного начала ребенка. В игровой деятельности на материалах школьного обучения формируются умственные действия детей, развивается образное мышление, усиливается мотивация учения. Игра позволяет успешно решать следующие задачи:

  • создание психологической готовности детей к речевой деятельности;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи; в процессе подготовки к сюжетно-ролевому общению ученики учатся взаимодействию в группе, распределяют роли, составляют сюжет, проигрывают его;
  • снятие усталости и напряженности.

Объясняя сложность работы, которая происходит на уроке, академик М. Н. Скаткин пишет: «Важность этой проблемы (обучения) обусловлена тем, что в основном на уроке совершается замечательный, сложнейший из всех процессов в мирепроцесс формирования человеческой личности». Может быть, еще и поэтому 19 педагогов города с удовольствием включились в конкурс «Лучший урок иностранного языка», а слова: «Вы – прекрасный учитель, запомните это, и у вас превосходные ученики…» – стали для них жизненным ориентиром?

Методические разработки конкурсных уроков сопровождаются комментариями педагогов, которые помогут использовать данное пособие при проведении подобных уроков учителями разных школ.

Не могут не принести удовлетворения тщательно продуманные и спланированные действия учителя, восторг в глазах учеников, увлеченных процессом познания, то таинство, которое мы называем уроком. Хотелось бы, чтобы вас всегда поддерживали слова Е. И. Пассова, который пожелал учителям «помнить о том, что сияющие глаза учеников ценнее зарплаты, умные и благородные люди всегда помнят своих учителей. Лучшей профессии в мире нет».

Мамо И. Г., методист ГНМ

Содержание

Введение

Современный урок иностранного языка    3

    УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Т. Г. Машнич, В. В. Шевнина

Урок-проект.

Тема: Каннский кинофестиваль (обобщение и закрепление знаний) (9 класс)    9

Т. Г. Машнич

Урок-пресс-конференция.

Тема: Аэропорт (обобщение, расширение и систематизация знаний) (9 класс)    14

Н. М. Саврасова

Урок-сказка.

Тема: Passé composé (4 класс)    19

    УРОКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Г. Н. Волкова, Т. В. Седнева

Интегрированные уроки немецкого языка и географии.

Тема: Германия и Томская область (8 класс)    27

Тема: Сравнительная характеристика Германии и Томской области (повторение и обобщение знаний) (8 класс)    30

Т. С. Трачук

Урок-интервью.

Тема: Как дела, молодежь? (10 класс)    35

Л. В. Барнашова

Урок-игра.

Тема: Путешествие (5 класс)    38

Т. В. Морозова

Обобщающий урок.

Тема: Проблемы молодежи (10 класс)    42

    УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Н. Г. Окорокова

Урок-игра.

Тема: Здоровье – превыше всего (8 класс)    48

С. Л. Лаптева

Обобщающий урок.

Тема: В космос (6 класс)    56

Л. А. Епанчинцева

Обобщающий урок.

Тема: Сельская местность / город (4 класс)    65

Урок-праздник.

Тема: День cвятого Валентина. Разговор о любви    69

Н. Г. Окорокова, Н. А. Французова

Праздник.

Тема: Здравствуй, весна! (на английском и немецком языках) (5–6 классы)    75

Н. Л. Макарова, Е. Г. Козлова

Интегрированный урок английского языка и информатики.

Тема: Стиль жизни. Курение (7 класс)    84

Е. Г. Алхутова

Обобщающий урок.

Тема: Спорт и игры (3 класс)    92

О. В. Юдич

Интегрированный урок английского языка и обществознания.

Тема: Право, граждановедение (11 класс)    96

Т. П. Кумпяк

Урок закрепления изучаемого материала.

Тема: Времена года. Погода (3 класс)    102

А. Г. Романова

Урок усвоения новых знаний.

Тема: Шесть слуг (5 класс)    106

Литература    109

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Надежда Усольцева
24 июня 2020 (11:00)
в книгу включены разные иностранные языки

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.