Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации

Есть на складе
266 руб.
-10%
239,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2323
Авторы-составители Рудякова О. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь школьному психологу
ISBN 978-5-91651-021-8, 978-5-7057-5986-6
Страниц 151
УДК 371
Штрихкод 9785916510218, 9785705759866
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 107 г
Пособие содержит материал по организации групповой психопрофилактической работы по развитию культуры общения в подростковой среде.
В пособии предложены программы, рекомендации и разработки занятий в клубах общения "Диалог" и "Мой мир" для подростков и старшеклассников. Содержание этих занятий направлено на формирование навыков вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств как собственных, так и окружающих, развитие уверенного поведения во взаимодействии с другими людьми, умения презентовать себя, что является наиболее актуальным в профессиональном становлении и личностном развитии каждого человека.
Пособие предназначено для педагогов-психологов, полезно классным руководителям и педагогам дополнительного образования для использования в учебных целях.

Подробное описание

С благодарностью моим коллегам и воспитанникам,
которые постигают азы общения со мною вместе.

Данное пособие рассчитано на педагогов, которые понимают, что общение – это самая большая ценность в нашей жизни. Словом можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. К сожалению, этот дар – дар общения – ценится нами все меньше и меньше. Слово – это мысль, которую мы выражаем посредством речи; только пообщавшись с человеком, мы можем делать выводы о том, стоит ли нам продолжать поддерживать отношения, близок ли он нам по духу, разделяет ли он те ценности, которые важны для нас.

Наблюдая за молодежью, их общением, я все чаще ловлю себя на том, что мы разучились выражать свои мысли четко и ясно. Вот по аллее идут две подружки, их диалог, невольным слушателем которого я стала, заставил меня усомниться в том, что они выражают свои мысли, диалог напоминал «белый стих», но не в поэтическом смысле, они говорили  о том, что видят, при этом не особо выбирая выражения. Бедность словарного запаса, косноязычие были налицо. Но стоит ли их за это винить, ведь выстроить диалог – это большое искусство.

А вот еще один пример, который становится все чаще нормой в моей практике. Ко мне на прием пришел молодой человек, который терялся в догадках, кем быть, какое профессиональное будущее выбрать для себя. После нескольких минут общения с ним я усомнилась в собственных познаниях родного языка. Что имел в виду тот юноша, когда на мой вопрос «Что привлекает вас в жизни?», я получила ответ: «Жизнь – это жесть». Затем он процитировал мне что-то из песни…

Да, жаргонные выражения уже стали частью нашей жизни. Их употребляют (чтобы эмоциональнее передать смысл сказанного) часто из-за недостатка словарного запаса и снижения культуры общения, о которой, похоже, многие просто забыли или не знают вовсе.

Возможно, именно это и натолкнуло меня на мысль, что пора поделиться тем опытом, который уже имеешь, теми формами работы, которые могут быть использованы специалистами системы образования для развития коммуникативной компетенции несовершеннолетних. Что скрывает эта таинственная коммуникативная компетенция? Для меня это, прежде всего, знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Наши подопечные часто не умеют «презентовать» себя, стараются узнать больше о других, при этом не зная, а порою и не понимая самих себя. А ведь именно познавая себя, мы познаем окружающий мир.

Групповая психопрофилактическая работа в форме занятий с элементами тренинга по развитию коммуникативной компетенции и самопознанию может быть представлена в форме клуба общения для подростков и старшеклассников. Данную форму могут реализовывать в воспитательной работе классные руководители, а также педагоги-психологи, работающие как в образовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования. Ведь именно потребность в общении несовершеннолетние пытаются реализовать за пределами учебного времени, в неформальном «уличном» взаимодействии друг с другом, а клуб общения предоставляет им эту возможность.

Клуб общения как форма организации досуговой деятельности несовершеннолетних направлен на формирование навыков вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств, как собственных, так и окружающих, развитие уверенного поведения во взаимодействии с другими людьми, умения презентовать себя, что является наиболее актуальным в профессиональном становлении и личностном развитии каждого человека.

Данное методическое пособие содержит материалы по работе подросткового клуба общения «Диалог» и клуба общения для старшеклассников «Мой мир». Программы клубов были апробированы в работе с несовершеннолетними, получили позитивные отклики со стороны коллег.

Хотелось бы отметить, что многие занятия, проведенные с подростками и старшеклассниками в клубе общения, приобретают на практике неповторимое своеобразие, видоизменяются, а данные программы – это только алгоритм, которым можно воспользоваться на пути организации творческой досуговой деятельности несовершеннолетних. В программах не отражены праздничные чаепития, тематические вечера, создающие теплую, непринужденную атмосферу, к которым активом клуба совместно с педагогом ведется огромная подготовительная работа. Это все приходит только тогда, когда вы смогли заинтересовать мальчишек и девчонок, которые пришли в клуб общения, задержались в нем не на одну – две встречи, а стали ощущать себя частью этого клуба, и по завершении занятий в их речах вы все чаще слышите: «наш клуб», «наш «Диалог», «приходи завтра в 16.00, не пожалеешь».

Удачи всем тем, кто решится взять на себя ответственность за организацию этой трудоемкой, но очень интересной работы.

Содержание

Введение    3

           О. Н. Рудякова. Подростковый клуб «Диалог»

Положение о подростковом клубе общения «Диалог»    6

Программа развития позитивного творческого общения в условиях подросткового клуба    8

Вариативные конспекты занятий    15

Занятие 1. Тема: Давайте познакомимся    15

Занятие 2. Тема: Я воспринимаю мир таким, каким его ощущаю    18

Занятие 3. Тема: Общение без слов    22

Занятие 4. Тема: Глаза зеркало души    24

Занятие 5. Тема: Познавая себя познаешь других    26

Занятие 6. Тема: Приглядись к тому, кто рядом    29

Занятие 7. Тема: Дружба    33

Занятие 8. Тема: Дружба это доверие без границ    36

Занятие 9. Тема: Друг познается в беде    38

Занятие 10. Тема: Мы команда    42

Литература    47

           О. Н. Рудякова, С. А. Коробкина, Ю. Б. Павловская.

           Клуб общения для старшеклассников «Мой мир»

Положение о клубе общения для старшеклассников «Мой мир»    48

Программа занятий клуба общения для старшеклассников «Мой мир»    51

Вариативные конспекты занятий    56

Занятие 1. Тема: Знаете ли вы себя?    56

Занятие 2. Тема: Что такое тренинг? Правила тренинговых занятий    62

Занятие 3. Тема: Понятие о личности    65

Занятие 4. Тема: Ценностные ориентации личности    72

Занятие 5. Тема: Характер    80

Занятие 6. Тема: Потребности человека    83

Занятие 7. Тема: Мышление    85

Занятие 8. Тема: Каналы восприятия информации. Умение распознавать людей с учетом ведущего канала восприятия    90

Занятие 9. Тема: Каналы восприятия информации. Умение распознавать людей с учетом ведущего канала восприятия (продолжение)    95

Занятие10. Тема: Каналы восприятия информации. Умение распознавать людей с учетом ведущего канала восприятия (продолжение)    98

Занятие 11. Тема: Защита от манипуляций. Как распознать манипуляцию    103

Занятие 12. Тема: Защита от манипуляций. Как распознать манипуляцию (продолжение)    107

Занятие 13. Тема: Защита от манипуляций. Как противостоять манипуляции (продолжение)    113

Занятие 14. Тема: Защита от манипуляций. Как противостоять манипуляции (продолжение)    116

Занятие 15. Тема: Жесты и наблюдательность. Эмоции и мимика    121

Занятие 16. Тема: Конструктивное взаимодействие    124

Занятие 17. Тема: Умение понимать других    132

Приложения к программе занятий клуба «Мой мир»    134

Литература    148

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос