Школьный словарь антонимов. С практическими упражнениями и заданиями. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-91а_2 |
Авторы-составители | Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Для учащихся 1-4 классов |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.167.1 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Главная особенность словаря в том, что он представлен двумя частями: теоретической (самого словаря антонимов) и практической, где даются различные упражнения с антонимами, выполнив которые учащийся сможет легко справиться с любым заданием образовательной программы по этой теме.
Предназначен учащимся 1-4 классов, педагогам общеобразовательных организаций, родителям школьников, заинтересованным в успешном освоении детьми лексики русского языка.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
Предлагаемый словарик антонимов разработан с учетом лексики, имеющейся в ныне действующих учебниках по русскому языку и литературному чтению в начальных классах. Антонимические гнезда составлены преимущественно из имен существительных, имен прилагательных и глаголов, то есть из тех частей речи, изучению которых в начальных классах отводится главное место. Подобный грамматический состав словарика дает возможность использовать материалы словаря при изучении любой из названных частей речи, подбирая для практических упражнений те антонимические группы, которые составлены из слов изучаемой части речи.
Словарь антонимов состоит из двух частей: теоретической части (самого словаря антонимов) и практической части, в которой предложены различные упражнения с антонимами, выполнив которые ученик сможет легко справиться с любым заданием образовательной программы по этой теме.
Антонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Потребность подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление, «выделить» полярные проявления того или иного качества, признака, свойства часто возникает у людей самых разных специальностей, у всех, кто интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией, то есть у филологов, преподавателей русского языка, переводчиков, писателей, журналистов.
Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Антонимия представляет собой одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков. Разнообразные смысловые отношения антонимов с иными категориями слов, и в первую очередь с синонимами, свидетельствуют об их тесной связи.
В практической части словаря антонимов предложена система практических упражнений, складывающихся из следующих элементов:
1. Группировка антонимов по парам.
2. Составление предложений с антонимами.
3. Замена антонимов в предложении.
4. Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.
5. Подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях.
Представленные в словарике упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления. Школьники здесь оперируют не столько словами-антонимами, сколько антонимами-морфемами, не просто делят слова по составу, а устанавливают отношения между соответствующими приставками, в нашем случае, например, антонимические, усложняется мыслительная работа. Основная цель упражнений – использовать антонимы в устной и письменной речи, ведь умение вводить их в свою речь служит одним из критериев оценки речевого развития младших школьников.
Литература
1. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку : кн. для учащихся / А. Т. Арсирий ; под ред. Л. П. Крысина. – М. : Просвещение, 1995.
2. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка / А. Т. Арсирий, Т. М. Дмитриева. – Л., 1953.
3. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младших школьников / Г. В. Бобровская // Начальная школа. – 2003. – № 4.
4. Бондаренко, А. А. Словари для малышей / А. А. Бондаренко // Начальная школа. – 1993. – № 10. – С. 28–32.
5. Бондаренко, А. А. Словари на уроке / А. А. Бондаренко // Начальная школа. – 2000. – № 1. – С. 27–33.
6. Бондаренко, А. А. Русский язык со словарем / А. А. Бондаренко // Начальная школа. – 2008. – № 8. – С. 30–34.
7. Введенская, Л. А. Словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д, 1995.
8. Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. – М. : Знание, 1995.
9. Голуб, И. Б. Путешествие в страну слов : дидактические материалы по русскому языку : 1–4 кл. / И. Б. Голуб. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.
10. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой / Л. Т. Григорян. – М. : Просвещение, 1988.
11. Жажева, Д. Д. Лексическая работа на уроках русского языка : метод. пособие / Д. Д. Жажева. – Майкоп, 2002.
12. Жинкин, Н. И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников / Н. И. Жинкин. – М. : Просвещение, 1972.
13. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин. – М. : Просвещение, 1966.
14. Занимательная грамматика / сост. Е. Е. Семёнова. – М., 1995.
15. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников : пособие для учителя / М. Р. Львов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985.
16. Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов ; под ред. Л. А. Новикова. – 7-е изд., испр. и доп. – М. : ACT-Пресс, 2001.
17. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1975.
18. Львов, М. Р. Развитие речи младших школьников / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1972.
19. Львов, М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов / М. Р. Львов. – М. : Вентана-Граф, 1997.
20. Михайлова, О. А. Словарь синонимов и антонимов / сост. О. А. Михайлова. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004.
21. Пикалова, Н. П. Формирование лексикографической компетенции младших школьников // Развивающее языковое образование в современной начальной школе : пособ. для студ. факультетов нач. образования и учителей нач. классов / Н. П. Пикалова [и др.] ; под науч. ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб. : Специальная литература, 2009. – С. 204–218.
22. Словарь антонимов русского языка / под ред. Л. А. Новикова. – М., 1984.
23. Узорова, О. В. Практическое пособие по развитию речи / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Аквариус, 1997.
24. Удзенкова, А. В. Русский с увлечением / А. В. Удзенкова, О. В. Сагирова. – СПб. : Паритет, 2004.
25. Учусь различать слова и их значения : Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов : учеб. пособие для учащихся начальной школы. – М. : Дрофа, 2003.
26. Ушаков, Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах : пособие для учителя / Н. Н. Ушаков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1978.
27. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка / Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 1972.
Интернет-ресурсы.
Агеева, И. Д. 500 загадок про слова для детей / И. Д. Агеева. – М. : ТЦ СФЕРА. – Режим доступа : http://www.zanimatika.narod.ru/ Book3.htm
Агеева, Инесса. Весёлая работа над ошибками – грамматические стихи / Инесса Агеева. – Режим доступа : http://www.stihi.ru/ 2011/08/24/1592
Емельянова, Олеся. Стихи-противоположности / Олеся Емельяно-ва. – Режим доступа : http://www.olesya-emelya-nova.ru/index-stihi-protivo-polojnosti.html
Кострюкова, Е. Кроссворды по русскому языку / Е. Кострюкова. – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID= 201001203
Кроссворды. – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/view_ article.php?ID =200901106
Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации требований ФГОС / ФГБУН Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – Режим доступа : http://souo-mos.ru/demo/docs/2013/may/
Противоположности (антонимы). – Режим доступа : http:// mshisho-va.ru/protivopolozhnosti-v-stixax-dlya-detej/#ixzz4A5wV3FQY
Скажу тебе я – «далеко», а ты ответишь – «близко». – Режим доступа : http://dob.1september.ru/article.php?ID=200800716
Соловейчик, М. С.
От А до М
От А ДО М
А
авария – почи́нка; сча́стье, благополу́чие
автоматический – ручно́й
агрессивный – миролюби́вый
ад – рай
аккуратный – неаккура́тный, неопря́тный, неря́шливый
активный – пасси́вный, безде́ятельный, ине́ртный
альфа – оме́га
ангел – дья́вол, бес
антоним – сино́ним
аплодировать – свиста́ть
аппетитный – ску́чный, го́рький, проти́вный, смра́дный, неприя́тный
аромат – вонь, злово́ние, смрад
ароматный – воню́чий, злово́нный, смра́дный
атака – контрата́ка, оборо́на
Б
базар – поря́док
беда – уда́ча, сча́стье
беднеть – богате́ть
бедность – бога́тство, обеспе́ченность, зажи́точность; ро́скошь
бедный – бога́тый, состоя́тельный, обеспе́ченный; счастли́вый
бедняк – богач, бога́тый, богате́й, толстосу́м
бежать – ползти́
без – с
бездарный – одарённый, дарови́тый, тала́нтливый, спосо́бный
безделье – де́ло, рабо́та
безде́льничать – рабо́тать
бездушный – чу́ткий, отзы́вчивый, уча́стливый, внима́тельный
безжизненный – живо́й
безобразие – красота́, краса́
безобразный – краси́вый, прекра́сный
безопасный – опа́сный, вре́дный
белизна – чернота́
белый – чёрный
бережливый – расточи́тельный
бескорыстный – корыстолюби́вый, коры́стный
бесплодный – плодотво́рный, эффекти́вный
беспокойный – споко́йный, ти́хий
бесполезный – поле́зный, ну́жный
беспорядок – поря́док
беспорядочный – упоря́доченный, свя́зный, после́довательный
беспристрастный – пристра́стный, необъекти́вный
бессилие – сила, мощь
бессильный – си́льный, всеси́льный, всемогу́щий
бесславие – слава
бесславный – сла́вный, знамени́тый, изве́стный
бессмертие – смерть
бессмертный – сме́ртный; преходя́щий, тле́нный
бессовестный – че́стный, со́вестливый
бессознательно – созна́тельно, осмы́сленно, разу́мно
бестактный – такти́чный, корре́ктный
бестолковый – толко́вый, поня́тливый, сообрази́тельный
бесчестье – честь, почёт
бесчувственный – чувстви́тельный, чу́ткий, отзы́вчивый, душе́вный
благоприятный – неблагоприя́тный, неподходя́щий, неудо́бный
благоразумный – неблагоразу́мный, неразу́мный, нецелесообра́з-ный
благородный – неблагоро́дный, невеликоду́шный, ни́зкий
благосклонный – неблагоскло́нный, недоброжела́тельный
бледнеть – красне́ть, темне́ть
блестеть – мерца́ть, тускне́ть
ближний – да́льний
близкий – далёкий, отдалённый, да́льний; чужо́й, посторо́нний, сторо́нний
близко – далеко́, вдали́, вдалеке́, в отдале́нии, дале́че
богатеть – бедне́ть, нища́ть
богатство – бе́дность, нищета́, нужда́; ску́дость, убо́жество
богатый – бе́дный, неиму́щий, ни́щий; ни́щенский, ску́дный, убо́гий
богатырь – ка́рлик
богач – бедня́к, бе́дный, ни́щий, голя́к
более – ме́нее
болеть – здорове́ть
больной – здоро́вый
больше – ме́ньше
большой – ма́ленький, небольшо́й, кро́шечный, кро́хотный, ми́зерный, малю́сенький
боязливый – сме́лый, хра́брый, отва́жный, безбоя́зненный, бесстра́шный
брать – дава́ть, отдава́ть
бросать – поднима́ть
будничный – пра́здничный, наря́дный, выходно́й
От Н до Я
От Н ДО Я
Н
награда – наказа́ние, возме́здие, ка́ра, распла́та, репре́ссия
нагрузка – разгру́зка
надевать – снима́ть
надежда – отча́яние
наибольший – наиме́ньший, минима́льный
наименьший – наибо́льший, преде́льный, максима́льный
найти – потеря́ть
найтись – потеря́ться, пропа́сть
наказание – поощре́ние
налево – напра́во
наличие – отсу́тствие
направо – нале́во
нарочный – неча́янный
наружный – вну́тренний
настоящее – про́шлое
настоящий – ненастоя́щий, подде́льный, иску́сственный, фальши́вый
наука – неве́жество
находить – теря́ть
находка – поте́ря
начало – коне́ц
начальный – коне́чный, заверша́ющий
начинать – конча́ть, заверша́ть
небо – земля́
невежда – знато́к, ма́стер, мудре́ц, учёный
невежливый – ве́жливый, учти́вый
невинный – винова́тый, вино́вный, гре́шный
невозмутимый – неуравнове́шенный
негодный – примени́мый, го́дный, приго́дный, подходя́щий
недобросовестный – добросо́вестный, стара́тельный
недостаток – избыток; досто́инство
нежно – гру́бо
неизвестный – изве́стный, знако́мый
некрасивый – краси́вый, прекра́сный
некстати – кста́ти, впопа́д, к ме́сту
нелегко – легко́, безбе́дно, про́сто
нельзя – мо́жно, дозво́лено, позволя́ется, разрешено́, разреша́ется
немудрёный – замыслова́тый
неопрятный – опря́тный, аккура́тный
непогода – пого́да, вёдро
непослушный – послу́шный, поко́рный
непохожий – похо́жий, схо́дный, подо́бный
неправда – пра́вда, и́стина
неправильный – пра́вильный, ве́рный
неприличный – прили́чный, благопристо́йный, присто́йный
неприязнь – прия́знь, расположе́ние, симпа́тия
неприятный – прия́тный, симпати́чный
неразговорчивый – разгово́рчивый, словоохо́тливый, говорли́вый, болтли́вый
несговорчивый – покла́дистый, сгово́рчивый, усту́пчивый
несправедливый – заслу́женный, справедли́вый, зако́нный
несчастный – счастли́вый
нетвёрдый – твёрдый, уве́ренный
неуверенный – уве́ренный, реши́тельный
неудача – уда́ча, успе́х
неудачливый – уда́чливый, везу́чий
неудачный – уда́чный, благоприя́тный
неяркий – я́ркий, ослепи́тельный
неясный – я́сный, чёткий, отчётливый
низкий – высо́кий; то́нкий, пискля́вый
нищета – ро́скошь
новый – ста́рый, стари́нный, пре́жний, старомо́дный
ноги – голова́
ночь – день
нужда – доста́ток, бога́тство, зажи́точность
О
обвинять – опра́вдывать
обильный – ску́дный
облегчать – обременя́ть
оборонять – напада́ть
образец – ко́пия, подража́ние
образованный – неве́жественный
общественный – ли́чный, индивидуа́льный, персона́льный
обыкновенный – необыкнове́нный, необы́чный, незауря́дный, неодина́ковый, ра́зный
огорчить – уте́шить
одарённый – безда́рный
одевать – раздева́ть
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом