Обществознание. 10 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова. Программа для установки через интернет
Код | СИ-531 |
Авторы-составители | Степанько С. Н. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии предлагаются рабочая программа и технологические карты уроков по обществознанию для 10 класса, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ориентированные на работу по учебнику Л. Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование системы уроков и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия; требования к результатам освоения образовательной программы: личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные; учебно-методическое обеспечение.
Технологические карты уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие учащихся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Дополнительный материал
Дополнительный материал
Науки об обществе.
Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, поэтому в категорию социальных наук, наук об обществе включается целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплин.
Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблемам основное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества.
Философия дает самые глубокие знания об обществе, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ.
История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
Популярная в ХХ в. марксистская историческая школа, оказавшая влияние и на либеральную методологию исторического анализа, изучала общество в его соотношении с экономикой и циклами развития производительных сил и производственных отношений. В центре внимания при этом находилась структура хозяйства.
Социологическая школа (Р. Михельс (1876–1936), В. Парето (1848–1923), Г. Моска (1858–1941)) ставит в центре внимания циклы смены властных элит различных обществ.
Школа «анналов» стремится к наиболее полной описательной реконструкции картины общественной жизни на основе тщательно собранных свидетельств и документов.
Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для расшифровки социальных явлений, знаков и отношений.
Представители «философии жизни» (В. Дильтей (1833–1911)) и экзистенциалисты предлагали постигать историю через эмоциональное вживание в общество рассматриваемого исторического периода.
Школа геополитики (Ф. Ратцель (1844–1904), Р. Челлен (1864–1922), Х. Макиндер (1861–1947)) привязывали изучение истории конкретного общества к географическому ландшафту.
Антропология. Антропология (дословно «наука о человеке»), как правило, исследует архаические общества, стремясь найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества и т. н. «примитивные» народы, или «дикари», живут по сей день в тех же социальных условиях, что и человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные» общества, можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые», стадии.
Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.
Этнология. Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные» общества, но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития. Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.
Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Это научное направление появилось в середине XIX в. (О. Конт (1798–1857), Ф. Теннис (1855–1936), Э. Дюркгейм (1858–1917)) и получило широкое признание, так как предлагало исследовать не общество с позиции рациональности, но саму рациональность с позиции общества. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение.
Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
Культурология.
Пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.
4. Боголюбов, Л. Н. Обществознание, 10–11 классы. Базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М. : Просвещение, 2017.
Содержание образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Также в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Формы и методы обучения:
– методы этапа восприятия-усвоения (методы монологически-диалогического изложения и изучения материала: рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений: демонстрация и иллюстрация; самостоятельная работа с источниками: изучение документов, работа с учебником и книгой, использование справочной литературы, компьютера; упражнение, взаимообучение, опорный конспект);
– методы этапа усвоения-воспроизведения (проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод, зачетно-экзаменационный метод);
– методы этапа учебно-творческого выражения (самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности).
Используемые технологии:
– ИКТ-технологии (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Интернет): формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы; развиваются познавательные способности обучающихся;
– блочно-модульное обучение: модульная организация учебно-воспитательного процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока;
– игровые технологии: нестандартные уроки, призванные увлечь, заинтересовать обучающихся;
– исследовательско-проектная деятельность: позволяет развивать навыки самостоятельной работы;
– личностно ориентированное обучение: дает возможность дифференцированно подходить к возможностям и способностям обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа среднего общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и примерные программы среднего общего образования по обществознанию и задает перечень вопросов, которые обязательно изучаются в основной школе. сохраняется традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» – учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека; их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер дисциплины. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях.
Дополнительный материал
Дополнительный материал № 1
Теории происхождения человека.
Креационистская концепция возникновения человека отстаивает точку зрения о сверхъестественном происхождении человека, как и всех форм жизни, в результате единого творческого акта, являющегося тайной.
Биологическая и мутационная концепции происхождения чело-века.
1) Английский ученый Э. Тайлор в середине XIX в. разработал основные положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Дарвин в 1871 г. опубликовал книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней были обоснованы два положения:
1. Человек произошел от животных предков.
2. Человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые, как и он, произошли от более древней исходной формы.
Последователи Дарвина Т. Гексли и Э. Геккель выдвинули идею о происхождении человека не непосредственно от обезьяны, а от обезьяночеловека – представителя самостоятельного семейства приматов. Впоследствии данная гипотеза была подтверждена археологическими находками.
Таким образом, происхождение человека в рамках биологической концепции происходит эволюционным путем на основе общих для всей живой природы законов наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование.
2) Появление мутационной концепции обусловлено тем, что для качественного скачка в процессе эволюции к человеку современного вида должны были сложиться особые биологические предпосылки. На этой основе возникли предположения о роли полезных мутаций в наследственном аппарате предчеловека, впоследствии закрепленных биологической и социальной эволюцией. Причины появления мутаций такого рода могли быть самыми разными: солнечная активность, изменение магнитного поля Земли, геологическая активность и т. п. Появившийся вследствие мутации предок человека выжил благодаря использованию искусственных орудий труда и жизни в обществе, то есть приобретя черты собственно Нomo sapiens.
Трудовая и игровая концепции антропогенеза.
1) Авторы трудовой концепции К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что биологическая эволюция послужила первопричиной эволюции социальной. Так, предки современного человека вследствие естественного отбора и борьбы за существование стали использовать, а позже производить орудия труда. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, языка, то есть окончательно превратил животное в человека. Общество возникает из необходимости трудиться сообща и развивается в первую очередь как экономическое сообщество. В развитии материальной сферы заложена сущность общества и человека, который является существом сугубо социальным. Это позволило рассматривать антропогенез и социогенез.
2) В игровой концепции Й. Хейзинга место труда заменяет игра. Она присуща индивиду на биологическом уровне. Именно в процессе игры развиваются человек и культура. По Хейзинга игра старше культуры, предшествует и творит ее. Культура в ее древнейших формах «играется». Она развивается в игре и как игра. Постепенно рационализм и утилитаризм вытесняют и подменяют сущность человека и культуры.
Уфологическая концепция происхождения человека. Современный взгляд на антропосоциогенез.
1) Космические концепции антропосоциогенеза занимают некое промежуточное положение между игровой и трудовой концепциями. С одной стороны, в их основе лежит идея внеземного вмешательства, с другой – приверженцы данных концепций оперируют фактами из исторических документов или полученными эмпирическим путем. Сущность космических концепций сводится к тезису о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеовизит). Появление человека – результат вмешательства инопланетян. Возникновение данных концепций связано с развитием космонавтики, популярностью научно-фантастической литературы в 60-х гг. XX в. Объективных доказательств в пользу уфологических концепций на современном этапе не найдено.
2) Современные концепции антропосоциогенеза основываются на положении о том, что биологическая эволюция, завершившаяся 30–40 тыс. лет назад, перестала играть решающую роль в развитии человека. Определяющим фактором стала социальная эволюция, от которой сегодня зависят биологическая природа, физический облик и умственные способности людей. Однако человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Поэтому биологическое и социальное начала выступают как генетически и функционально взаимосвязанные уровни целостной организации человека, детерминируют и диалектически дополняют друг друга.
Дополнительный материал № 2
Самосознание и самореализация личности.
Дополнительный материал
Дополнительный материал № 1
Проблема познаваемости мира: основные подходы.
1. Познание есть процесс приобретения человеком знаний о реальном мире и о себе самом как его частице. Знания при этом трактуются как относительно верные сведения о реальности. Ошибочные сведения считаются заблуждениями, а отсутствие достоверных знаний о чем-либо – незнанием. В этом смысле познание есть не что иное, как движение от незнания к знанию, преодоление заблуждений, достижение все более и более верных и полных сведений о мире. («Следует больше любить знание, чем незнание», – советовал древнегреческий философ Клеобул.)
2. Познание укоренено в самой сущности жизни, присуще в той или иной форме всем живым существам («...от амебы до Эйнштейна всего один шаг», – шутил философ К. Поппер), способствует их выживанию в мире. «Чтобы жить и развиваться, должен человек познавательно ориентироваться в мировой данности, со всех сторон на него наступающей» (Н. Бердяев.) Познание, таким образом, есть необходимый атрибут человеческого бытия, естественное условие существования человека, а знания о мире составляют для него важнейшую жизненную ценность.
3. Познание возможно потому, что и познаваемый мир, и познающий его человек обладают необходимыми для этого свойствами.
Первой проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира. Как отмечал А. Эйнштейн, «самое непостижимое в этом мире то, что он постижим». Поэтому, прежде чем заниматься проблемами познания, нужно решить, познаваем ли мир.
В попытках ответить на этот вопрос в истории философской мысли четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Гносеологический оптимизм предполагает безграничные возможности познавательных способностей человека и отсутствие принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека постичь ее. Они признают, что, несмотря на определенные трудности в процессе познания, развивающееся человечество в конце концов их преодолеет.
Гносеологический скептицизм отражает сомнения в возможности достижения достоверного знания. В истории философской мысли выделяют следующие формы скептицизма : скептицизм Античности (Пиррон, Секст Эмпирик); скептицизм Нового времени (Д. Юм и др.); современный исследовательский скептицизм.
Агностицизм (от греч. а – отрицательная приставка, gnosis – «знание», agnostos – «недоступный познанию»), исходя из этимологии термина, длительное время определялся как философское учение, утверждающее непознаваемость мира.
В чем суть агностицизма, какова его определяющая черта? Этот термин был введен в употребление английским зоологом и сподвижником Ч. Дарвина профессором Т. Г. Гекели в 1869 г. По его определению, агностик – это человек, отказавшийся от веры в богов и убежденный в том, что первичное начало вещей неизвестно и не может быть познано. Он считал, что агностицизм позволяет ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта.
И. Кант утверждал, что познать можно только то, что является предметом опыта, – то, что не является предметом опыта, в принципе непознаваемо. В процессе познавательной деятельности субъект раскрывает мир явлений и развивает научное знание. Философский агностицизм не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и невозможность познать мир полностью.
Дополнительный материал № 2
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: своим качествам, состояниям, возможностям, то есть самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (то есть связанные с познанием) представления.
Дополнительный материал
Дополнительный материал
В повседневной практической деятельности люди сталкиваются с необходимостью в виде реально существующих социальных и экономических отношений, которые обусловливают круг их интересов, а также в виде материальных средств для достижения поставленных целей. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой в выборе целей, поскольку в каждый данный момент обычно существует не одна, а несколько реальных возможностей, хотя и с разной долей вероятности; даже тогда, когда нет альтернативы, они в состоянии замедлить наступление нежелаемых для них явлений либо ускорить приближение желаемых. Наконец, они более или менее свободны и в выборе средств достижения цели. Свобода, следовательно, не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путем выбора определенного плана действия. Она тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в их распоряжении, чем в большей мере совпадают их интересы со стремлениями больших масс людей, общественных классов и с объективными тенденциями общественного прогресса.
Отсюда вытекает марксистское определение свободы как «познанной необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов, а в способности выбирать, «…принимать решения со знанием дела». Это относительная исторически, но вместе с тем реальная практически свобода личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах возлагает на нее моральную и социальную ответственность за свои поступки. Так называемая «отрицательная свобода» (от лишений, эксплуатации, социального и национального гнета) является условием «положительной свободы» (для творческого труда, самоуправления, всестороннего развития личности и т. д.).
Свобода отнюдь не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они причинно ничем не обусловлены. Причинная обусловленность человеческих мыслей, интересов, намерений и поступков не отменяет свободы, так как они не детерминированы однозначно. Независимо от происхождения своих целей и намерений люди обладают свободой постольку, поскольку они сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения, которая объективно соответствует их интересам, поскольку внешние обстоятельства не вынуждают их поступать вопреки их личным интересам и потребностям. Абстрактной свободы вообще не существует. Свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или же быть лишены ее; они могут обладать свободой в одних сферах деятельности и быть лишены ее в других; наконец, и степень их свободы может быть весьма различной – от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств до свободы приспособления к действительности.
В реальной действительности свобода присутствует в необходимости в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая была осуществлена людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию, в свою очередь, и необходимость присутствует в свободе в виде объективных обстоятельств и не может претвориться в жизнь иначе как благодаря свободной деятельности людей. Исторический детерминизм, следовательно, не отрицает свободы выбора в общественной деятельности людей, но предполагает ее и включает в себя как ее результат.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом