Справочник социального педагога
Код | 1237б |
Авторы-составители | Гришанова О. С. |
Издательство | Учитель, 2016 |
Серия | В помощь администрации школы |
ISBN | 978-5-7057-2302-7, 978-5-7057-3624-9 |
Страниц | 295 |
УДК | 373.3/.5 |
Штрихкод | 9785705723027, 9785705736249 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 13 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 199 г |
Предназначено заместителям директора, руководителям методических объединений, опытным педагогам с многолетним стажем работы, начинающим социальным педагогам для определения границ профессиональной деятельности; может быть полезно социальным работникам любой области.
Подробное описание
Введение
Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентаций и замещения их новыми. В профессиональной сфере это проявляется в том, что престижными в нашем обществе сегодня становятся профессии, отвечающие потребностям новых, нарождающихся форм экономики. С каждым годом все сильнее ощущается недостаток высококвалифицированных специалистов в самых актуальных для общества сферах: здоровье, образование, социальная защита и т. д.
С введением ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СПОО современная школа нуждается в качественном развитии системы социально-психологического сопровождения обучающихся. В условиях решения новых стратегических задач предъявляются новые требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, к условиям их реализации. Ключевое направление инноваций в системе
общего образования состоит в модернизации концептуальных и технологических подходов в организации образовательной деятельности, обеспечивающих достижение школьниками новых образовательных результатов как основы успешности дальнейшего обучения. Образовательные приоритеты требуют большого внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, решение которых невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.
Модернизация современного российского образования закрепила приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания, взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы, обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.
В круг профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями.
Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением. цель – организация профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме. задачи – широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе, до взаимодействия со всеми социальными организациями и социальными институтами, участвующими в социальном воспитании подрастающего поколения.
В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть: социально-педагогические службы образовательных учреждений, социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов), службы муниципальных органов.
Таким образом, социальный педагог:
– организует воспитательную работу, направленную на формирование общей культуры личности, уважения к окружающей природе, адаптацию личности к жизни в обществе;
– изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
– выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти;
– способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
– создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
– взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;
– участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несет ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.
В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает; происходит усиление социальной функции государственных учреждений; назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты; происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности; возникает система подготовки и повышения квалификации специалистов.
Содержание справочника определено теми вопросами, которые наиболее часто задают люди, приступающие к работе в качестве социального педагога. Они имеют специальное педагогическое образование и педагогический стаж или пришли в сферу образования из другой отрасли, решив передать свой практический опыт детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. пособие может послужить ориентиром в определении границ профессиональной деятельности и для начинающего социального педагога. Социальный педагог, прежде всего, педагогическая специальность, но в должности социального педагога мы находим черты:
• правоведа – осуществление и защита прав ребенка;
• социального работника – жизнеобеспечение ребенка;
• социолога – социологические исследования в окружающей среде;
• социального психолога – изучение и корректировка межличностных отношений;
• педагога-психолога – изучение состояния и коррекция психического развития ребенка;
• менеджера и координатора – представление интересов ребенка в государственных и общественных структурах;
• педагога-организатора – проведение социально-культурных мероприятий.
Должностная инструкция может вобрать в себя некоторые из перечисленных функций, если человек имеет специальную подготовку к их исполнению, но все же социальный педагог должен, прежде всего, уделять свое рабочее время педагогической работе с ребенком, находящимся в проблемной жизненной ситуации, его социальному становлению. Должностное самоопределение будет зависеть также от типа образовательного учреждения.
Содержание
Введение 3
Социально-педагогическая работа в общеобразовательном учреждении в условиях введения ФГОС 8
Программа коррекционной работы на ступени начального общего
образования 13
Роль социального педагога в сохранении и укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни обучающихся в свете ФГОС 26
Планирование социально-педагогической работы 42
Осуществление взаимодействия с социально-воспитательным отделом управления образования 51
Содержание работы социального педагога в общеобразовательном учреждении 55
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих 55
Должностная инструкция социального педагога (образец) 58
Профессиональный статус социального педагога в ОУ 65
Содержание деятельности социального педагога в ОУ 72
Инструментарий профессиональной деятельности социального педагога 79
Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях 87
Подходы, аспекты, направления 87
Психолого-педагогическая модель ранней профилактики педагогической запущенности детей и подростков 100
Образцы документов, необходимых социальному педагогу при работе с детьми группы риска 105
Нормативные акты, регулирующие социальную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 122
Особенности работы социального педагога с наркозависимыми 125
Социально-педагогические технологии профилактики наркомании 125
Технология работы социального педагога с семьей 134
Формы и методы работы с семьей 134
Формы социально-педагогической помощи семье 137
Социально-педагогическая деятельность с семьей 141
Методика работы социального педагога с родителями 160
Работа социального педагога с детьми 181
Диагностика личности и ее социальных связей 188
Работа социального педагога с одаренными детьми 194
Психофизиологические особенности одаренных детей 194
Одаренный ребенок в семье 197
Методы работы социального педагога с одаренными детьми 198
Диагностические материалы в работе социального педагога 200
Анкеты 200
Акты 223
Личные и учетные карты 232
Приложения 251
Приложение 1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) 251
Приложение 2. Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 267
Официальные документы 288
Литература 288
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом