Развернутое тематическое планирование по программе "Планета знаний". 3 класс
Код | 319ш |
Авторы-составители | Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2010 |
Серия | Тематическое планирование в начальной школе |
ISBN | 978-5-7057-2271-6 |
Страниц | 163 |
УДК | 372.016*03(073) |
Штрихкод | 9785705722716 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 7 (мм) |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 237 г |
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений и заведующим кафедрами младших классов общеобразовательных заведений; может быть полезно студентам педагогических колледжей и вузов.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Вошедшие в сборник развернутые тематические планы для 3 класса составлены на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ учебно-методического комплекта «Планета знаний» для 1–4 классов.
УМК «Планета знаний» соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– свобода и плюрализм в образовании;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
– формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний ступени обучения и картины мира;
– интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учет разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования. Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы.
Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Подготовке учебников предшествовала разработка общей концепции, общих дидактических и педагогических подходов, которые с учетом специфики предметов реализованы в каждом компоненте комплекта.
Знакомство с каждым учебником и с каждой крупной темой начинается со специальных разворотов – маршрутов, в которых с помощью изобразительных средств и текста представлены все темы учебника. Это позволяет формировать у учащихся понимание плана предстоящего обучения и отслеживать эффективность его реализации.
Учебный материал каждого учебника разделен на инвариантную и вариативную части.
В инвариантной части находятся обязательные для всех учащихся задания, которые обеспечивают освоение ими учебного материала в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования.
В вариативной части – задания, выполняемые по выбору учителя и учащихся. Эти задания направлены на самостоятельный поиск необходимой информации, творческую и интеллектуальную деятельность, дифференцированную работу по выбору учителя и учащихся.
Такая структура организации материала дает возможность осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки.
Во всех книгах комплекта с помощью специально подобранных заданий заложена возможность работы учащихся в парах. Это позволяет: привлечь максимальное количество учащихся к активному выполнению заданий; разнообразить формы выполнения заданий репродуктивного характера; ввести воспитательные моменты в учебную деятельность.
В учебниках в конце каждой темы представлены проверочные работы и тренинговые задания. Проверочные и тренинговые задания могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.
В организации внеурочной деятельности учителю помогут специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер.
Содержание и структура учебников предоставляют возможность формировать у учащихся умения: решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач, а также формировать навыки самоконтроля.
В пособии предлагаются подробные тематические планы по всем предметам обучения в 3 классе, определены система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень усвоения ключевых компетенций, продуманы формы контроля.
Надеемся, что тщательно продуманное развернутое тематическое планирование значительно облегчит работу учителя начальной школы.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
в результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
– значимые части слова;
– признаки изученных частей речи;
– типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
– без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов;
– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75–80 слов);
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарями;
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
– овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора
и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
– воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
в результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
– названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;
– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
– развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
– освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
– воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
в результате изучения математики ученик должен
знать/понимать:
– последовательность чисел в пределах 100 000;
– таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
– таблицу умножения и деления однозначных чисел;
– правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь:
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
– представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
– пользоваться изученной математической терминологией;
– выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
– выполнять деление с остатком в пределах ста;
– выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
– выполнять вычисления с нулем;
– вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);
– проверять правильность выполненных вычислений;
– решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
– чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
– распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
– сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
• определения времени по часам (в часах и минутах);
• решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
• оценки размеров предметов «на глаз»;
• самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
– развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
в результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать:
– названия нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся; родного города (села);
– государственную символику России;
– государственные праздники;
– основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
– определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
– различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
– приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
– показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий), границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города);
– описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Характеристика учебно-методического комплекта «Планета знаний»
Учебно-методический комплект «Планета знаний» для начальной школы состоит из программ, учебников, рабочих тетрадей для учащихся и методических рекомендаций для учителей по каждому предмету.
Целевые установки учебно-методического комплекта:
– обеспечить условия для реализации принципов личностно ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;
– создать условия для эффективного и оптимального практического усвоения учащимися нового стандарта начального общего образования;
– сформировать, развить и сохранить у учащихся интерес к процессу обучения;
– создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для каждого обучающегося своей траектории усвоения учебного материала;
– ориентировать учебный процесс на воспитание нравственности ребенка.
Принципы, на которых строится учебно-методический комплект.
При отборе содержания для УМК «Планета знаний» учитывались как устоявшиеся в дидактике принципы, так и современные, нашедшие отражение в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Особенности содержания обучения по учебно-методическому комплекту.
Содержание учебников соответствует требованиям новых государственных стандартов начального общего образования, Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), общей концепции учебно-методического комплекта «Планета знаний» и предметным авторским концепциям, в которых отражены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.
Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Они предоставляют ребенку условия для развития и формирования учебных умений, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.
Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.
В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и в то же время формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирования разнообразных познавательных интересов. Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. Кроме того, в учебниках представлены инвариантная и вариативная части, обеспечивающие право каждого ребенка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития.
Особенности методов, форм и средств обучения по учебно-методическому комплекту.
Сбалансированность репродуктивных, исследовательских и творческих методов и приемов обучения. Использование совместных (парных, групповых) и самостоятельных (индивидуальных) видов деятельности. Система дифференцированных и творческих заданий, заданий повышенной сложности (интеллектуальный марафон) и заданий на информационный поиск, тренинговых листов с разнообразными формами контроля и самоконтроля предоставляет ученику возможность выбора деятельности, партнера и учебных средств, а учителю – конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика. Использование проектной деятельности.
Особенности самого учебно-методического комплекта.
Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности.
Все учебники УМК имеют единую структуру:
• основой организации учебного пространства являются крупные разделы (3–5 на учебный год);
• каждый раздел начинается с маршрутного листа – графического отображения логики его изучения. Маршруты по учебнику и по теме предоставляют учащимся возможность осмысления последовательности изучения материала и формируют у них понимание плана предстоящего обучения;
• каждый урок раздела делится на инвариантную и вариативную части:
инвариантная часть соответствует образовательному стандарту и содержит в себе необходимый учебный материал и набор заданий для усвоения темы урока;
вариативная часть включает дополнительный материал для закрепления темы, творческие задания, дифференцированные задания, интеллектуальный марафон. Она содержит задания и блоки заданий, выполняемые по выбору ученика или учителя. Для облегчения выбора все задания в вариативной части промаркированы. Разделение учебного материала на инвариантную и вариативную части, наличие дифференцированных заданий, творческих зданий, заданий повышенной сложности (интеллектуальный марафон) предоставляют учителю возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика (возможность сочетать единый темп продвижения в изучении нового материала всем классом в целом с выбором набора заданий для одаренных детей) и общий уровень подготовленности всего класса;
• каждый раздел завершается проверочной работой и тренинговым листом, где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля. Проверочные работы и многофункциональные тренинговые листы предоставляют возможность (как учителю, так и самому ученику) проводить диагностику уровня усвоения учебного материала и дальнейшее устранение выявленных пробелов в знаниях;
• наличие типовых заданий на формирование информационной грамотности в учебниках развивает у учащихся потребность в поиске необходимой информации для решения учебных и познавательных задач;
• наличие в учебниках опорных разворотов для организации самостоятельного сбора сведений по темам и проектной деятельности способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную деятельность и формирует умение распределять и нести ответственность за выбранную социальную роль;
• система дифференцированных заданий и тренинговых листов в учебниках предоставляет учащимся пространство самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности;
• система творческих заданий направлена на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей;
• в каждом учебнике УМК «Планета знаний» предлагается проектная деятельность. Она обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную деятельность. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность.
Структурирование учебного материала в учебниках и рабочих тетрадях формирует дидактическую систему, обеспечивающую:
– личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
– предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и прочего;
– ориентирование педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
– создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– формирование учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
– сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Содержание
Введение 3
Характеристика учебно-методического комплекта «Планета знаний» 8
Русский язык 11
Пояснительная записка 11
Календарно-тематическое планирование 17
Литературное чтение 63
Пояснительная записка 63
Календарно-тематическое планирование 68
Математика 94
Пояснительная записка 94
Календарно-тематическое планирование 100
Окружающий мир 137
Пояснительная записка 137
Календарно-тематическое планирование 142
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом