ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2010
Код | 163ж |
Авторы | Барабанов В.В. и др. |
Издательство | Интеллект-центр, 2010 |
ISBN | 978-5-89790-627-7 |
Страниц | 144 |
УДК | 373.167.1:54 |
Штрихкод | 9785897906277 |
Размеры (Ш x В) | 140 x 198 (мм) |
Вес | 103 г |
Подробное описание
Рекомендации по подготовке к ГИА 2010
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии в экспериментальном порядке впервые проводилась в новой форме в 2008 г.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № Ю89).
Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе, осуществляется в соответствии с требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников, описанными в виде операционализированных умений так, чтобы обеспечить проверку их сформированности на содержании всех разделов обязательного минимума содержания основного общего образования по географии.
В каждый вариант экзаменационной работы включались задания проверяющие содержание всех основных разделов курсов школьной географии 8-9 классов, при этом наибольшее количество вопросов базируется на материале курса «География России» (табл. 1)
Таблица 1
Распределение заданий по основным содержательным блокам в КИМ 2009 г.
Содержательные блоки, включенные в экзаменационную работу |
Число заданий |
1 . Источники географической информации |
5 |
2. Природа Земли и человек |
6 |
3. Материки, океаны, народы и страны |
5 |
4. Природопользование и экология |
1 |
5. География России |
15 |
Итого |
30 |
При разработке документов, регламентирующих разработку и проведение экзаменационной работы, наряду с проверкой традиционных географических знаний и умений отдельный акцент был сделан на проверку сформированности географических предметных компетенций - умений анализировать и обобщать географическую информацию, интегрировать знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близким к реальным жизненным. Поэтому большая часть заданий экзаменационной работы нацелена на применение географических знаний и умений в знакомой, измененной или новых ситуациях (табл. 2).
Таблица 2 Распределение заданий по видам деятельности
Виды деятельности |
Число заданий |
Воспроизведение знаний и умений |
6 |
Применение знаний и умений в знакомой ситуации |
15 |
Применение знаний и умений в измененной или новой ситуации |
9 |
Итого: |
30 |
В работе использовались задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 3.
Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий |
Запланированный процент выполнения |
Базовый |
18 |
60-90% |
Повышенный |
8 |
40-60% |
Высокий |
4 |
<40% |
Ниже приводятся типичные примеры заданий разных уровней сложности.
1 Процент учащихся, которые, как предполагается, должны успешно выполнить задание соответствующего уровня сложности
Пример 1 (базовый уровень сложности): С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1.Финляндия
2.Армения
3. Швеция
4. Турция
Пример 2 (базовый уровень сложности): Как называется самое глубокое в мире озеро?
Ответ: ____________________________
Пример 3 (повышенный уровень сложности): Над каким из перечисленных островов 22 июня в полдень по местному времени Солнце находится выше всего над горизонтом?
1. Мадагаскар
2. Куба
3. Новая Гвинея
4. Шри-Ланка
Пример 4 (повышенный уровень сложности): Определите страну по ее краткому описанию.
Эта страна расположена на севере материка. Она омывается водами морей, относящихся к бассейнам двух океанов. Большая часть ее территории имеет равнинный рельеф и расположена в пределах природной зоны полупустынь и пустынь. В пределах страны находится глубочайшая на суше впадина материка, на котором она расположена. Столица страны находится в северной, наиболее густо заселенной части страны.
Ответ: ___________________________
Пример 5 (высокий уровень сложности): Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
«Европейский центр технологий и инвестиционных исследований Еигс планирует вложить в 2008 - 2010 годах в строительство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн долларов. Стоимость строительства заводов составит около 220 млн долларов. Остальные средства пойдут на обеспечение производств электроэнергией.
Компания выбрала две площадки под строительство: в районе поселка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород путем его электролиза из воды, сжижать и поставлять железнодорожным транспортом в Японию».
Какие особенности природно-ресурсной базы промышленности Иркутской области обусловили ее выбор для строительства заводов по производству водородного топлива?
Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности.
Как видно из приведенных выше примеров в экзаменационной работе РИА используются три разных типа заданий.
Всего работа 2009 г. включала 19 заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов; 8 заданий с кратким ответом, требующих записать ответ в виде числа или одного-двух слов 3 задания с развернутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
На выполнение всех 30 заданий работы отводилось 120 минут.
Выполнение заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение заданий с развернутым ответом в зависимости от полноты ответа присваивалось до 2 баллов. Максимально за выполнение всех заданий работы составлял можно было набрать 33 балла.
Отличительной особенностью структуры экзаменационной работы ГИА по географии по сравнению со знакомой многим экзаменационной работой ЕГЭ является то, что в ней не выделяются отдельные части в соответствии с типами заданий, - задания в разных типов имеют общую нумерацию и не имеют каких-либо буквенных обозначений. Более того, во многих случаях задания разных типов составляют единый блок, все задания которого выполняются с использованием одного общего источника информации - географической карты, статистической таблицы или текста.
Пример 6:
Задания 1-5 выполняются с использованием приведенного ниже текста.
«12 сентября у берегов Индонезии в точке с координатами 3°с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли по меньшей мере 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек».
1.Как называется волна, разрушившая поселок?
Ответ:_________________________________ .
2.Карту какого из материка необходимо выбрать для того,
чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?
1. Африки
2. Евразии
3. Северной Америки
4. Южной Америки
3.На дне какого океана произошло землетрясение?
Ответ .__________________________________
Почему в этом районе часто происходят землетрясения?
Где в России происходят тектонические процессы, по
добные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Сумат
ры?
1. Кавказ
2.Прибайкалье
3. Урал
4. Курильские острова
Другой важной особенностью РИА по географии являлось то, что при выполнении всех заданий экзаменационной работы разрешалось пользоваться линейками, калькуляторам и школьными географическими атласами.
На основе анализа результатов выполнения выпускниками отдельных заданий и типичных затруднений при их выполнении можно дать некоторые рекомендации, которые могут быть использованы при подготовке к ГИА 2010 по географии и непосредственно во время экзамена.
При подготовке к экзамену не следует ограничиваться повторением материала, изложенного в учебниках, так как, как было показано выше, большая часть заданий экзаменационной работы рассчитана не на воспроизведение изложенной в них информации, а на применение знаний. Так значительная часть выпускников ошибается при выполнении заданий подобных заданию (см. пример 3), так как не помнят положения на карте названных в задании островов, и не догадываются использовать карты атласа для определения их положения.
До половины выпускников допускают ошибки при выполнении заданий базового уровня трудности в которых предлагаются при помощи карты определить расстояние между географическими объектами. Видимо в данном случае у этих учащихся явно не хватает навыков работы с масштабом карты.
Особое внимание следует уделить работе с картами школьных атласов также и для того, чтобы хорошо представлять, какие карты в них имеются, и при выполнении каких типов заданий они могут быть использованы. Так многие выпускники не справляются с нетрудными заданиями подобными заданию (см. пример 1), так как, не помня точно пограничные с Россией государства, очевидно, не сумели воспользоваться политической картой Евразии, имеющейся в атласе. Очень важно попрактиковаться в выполнении заданий, подобных заданию 2 (см. пример 6). В текстах, на основе которых выполняются такие задания, всегда имеется информация, без учета которой задание выполнить невозможно,- в данном случае это и название острова и главное - географические координаты точки, найдя которую на карт мира, нетрудно принять решение о выборе необходимой карты.
В тоже время при подготовке к экзамену нельзя не уделить часть времени повторению географической номенклатуры - положения на карте важнейших географических объектов. Безусловно, карты атласа смогут оказать огромную помощь в процессе выполнения экзаменационной работы, но без знания географической номенклатуры учащимся приходится обращаться к ним при выполнении практически всех заданий, и на это расходуется много времени. Результат - примерно шестая часть учащихся даже не приступает к выполнению последних заданий работу вероятно в том числе и по причине нехватки времени.
Желаем удачи на экзамене!
Содержание
Рекомендации по подготовке к ГИА 2010 4
Раздел 1. Источники географической информации 11
Ответы к заданиям раздела «Источники географической информации» 22
Ответы к заданиям типа А 22
Ответы к заданиям типа В 22
Критерии оценивания заданий типа С 23
Комментарии к ответам 32
Раздел 2. Природа Земли и человек 33
Ответы к заданиям раздела «Природа Земли и человек» 48
Ответы к заданиям типа А 49
Ответы к заданиям типа В 49
Критерии оценивания заданий типа С 50
Комментарии к ответам 55
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны 57
Ответы к заданиям раздела «Материки, океаны, народы и страны» 59
Комментарии к ответам 59
Раздел 4. Природопользование и экология 61
Ответы к заданиям раздела «Природопользование и экология» 64
Комментарии к ответам 64
Раздел 5. География России 65
Тема «Географическое положение, природа, население и хозяйство России» 67
Ответы к заданиям раздела «География России» 92
Ответы к заданиям типа А 92
Ответы к заданиям типа В 92
Критерии оценивания заданий типа С 93
Комментарии к ответам 99
Тренировочные варианты 108
Тренировочный вариант 1 109
Тренировочный вариант 2 120
Ответы к тренировочному варианту 1 131
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом 132
Ответы к тренировочному варианту 2 136
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом 137
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом