ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2010

Снято с продажи
Код 163г
Авторы Пурышева Н.С. и др.
Издательство Интеллект-центр, 2010
ISBN 978-5-89790-624-6
Страниц 192
УДК 373.167.1:53
Штрихкод 9785897906246
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Вес 135 г
Пособие, содержащее разработанные специалистами ФИПИ материалы для итоговой аттестации учащихся в 9 классе, поможет лучше подготовиться к экзамену по новой форме, а также проверить свои знания и умения по предмету. Учитель получает возможность сделать познавательную деятельность на уроке более разнообразной, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям. Родители школьников, познакомившись с данным изданием, смогут составить представление о новой модели экзамена за основную школу.

Подробное описание

1. НОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ)

АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ

ПО ФИЗИКЕ

1.1. Структура контрольно-измерительных материалов

Назначение экзаменационной работы (по новой форме) - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Содержание экзаменационной работы определяется на осно­ве федерального компонента государственного стандарта основ­ного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов на­чального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, среди которых верным является только один.

Часть 2 включает 4 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа. Задания 19 и 20 представляют собой задания на установление соответствия ин­формации, представленной в двух множествах. Задания 21 и 22 представляют собой расчетные задачи.

Часть 3 содержит 4 задания, на которые необходимо дать и записать в бланке развернутый ответ. Задание 23 представляет собой экспериментальную работу, для выполнения которой необ­ходимо использовать лабораторное оборудование; задания 24 и 25 - комбинированные задачи; задание 26 - качественную задачу.

В экзаменационной работе представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня включены в первую часть работы (14 заданий с выбором ответа) и во вторую ее часть (задания 19 и 20 на уста­новление соответствия информации, представленной в двух мно­жествах). Это простые задания, проверяющие усвоение учащи­мися наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.

Задания повышенного уровня распределены между всеми частями работы: 4 задания с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом (задания 21 и 22) и одно задание с развернутым ответом (задание 26 - качественная задача). С помощью этих заданий про­веряются умения использовать понятия и законы физики для ана­лиза различных процессов и явлений, а также умения решать ка­чественные и расчетные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики.

Задания 23-25 третьей части являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы фи­зики в измененной или новой ситуации при решении комбиниро­ванных задач, а также умение проводить экспериментальные ис­следования. Включение в третью часть работы заданий высокого уровня сложности позволяет осуществить дифференциацию уча­щихся при отборе в профильные классы.

План демонстрационного варианта экзаменационной рабо­ты для государственной итоговой аттестации по физике выпуск­ников основной общеобразовательной школы 2009 г. представлен в приложении 2.

7.2. Общая характеристика содержания заданий

Большая часть заданий КИМ для итоговой аттестации выпу­скников основной школы по физике является заданиями с выбо­ром ответа или с кратким ответом. Задания с выбором ответа на­правлены на проверку лишь одного-двух элементов знаний или умений и, следовательно, могут проверить усвоение учащимися далеко не всех видов деятельности. Такие задания позволяют от­следить типичные ошибки, которые наиболее часто допускаются учащимися при ответах на подобные вопросы и заложены в дистракторы. Это делает задания с выбором ответа привлекательными для использования в целях диагностики состояния преподавания и корректировки методик.

Задания с кратким ответом не дают экзаменуемому возмож­ности угадать правильный ответ. Однако эти задания не позво­ляют определить причину ошибки при неверном ответе.

Использование заданий с развернутым ответом позволяет получить больше информации об уровне подготовки каждого учащегося. При проверке ответа на эти задания можно оценить уровень сформированности экспериментальных умений, умения применять законы физики в измененной или новой ситуации, умение выбирать оптимальный способ решения, корректность представления решения и т.п.

Ограничением в использовании заданий с развернутым ответом является значительно большее время, требующееся экзаменуемому для ответа на каждое такое задание. Сбаланси­рованность числа заданий разного типа в КИМ позволяет раз­решить противоречие между ограниченным временем экзамена и необходимостью проверить усвоение конкретным учеником большого числа элементов знаний и оценить глубину их ус­воения. Задания с развернутым ответом удовлетворяют опре­деленным требованиям:

Они проверяют такие знания и умения выпускников основной школы, которые не могут быть проверены с помощью заданий с выбором ответа или заданий с кратким ответом.

Выполнение заданий с развернутым ответом, проверяющих учебные достижения (предметные знания и умения), не требуют от учащихся написания длинного текста.

Задания формулируются так, чтобы испытуемый, по­сле прочтения задания, понял, что ему предстоит вы­полнить, и с какой полнотой он должен дать ответ для получения максимального балла.

Исходя из перечисленных выше требований, в контрольно-измерительные материалы по физике были включены три типа заданий с развернутым ответом (экспериментальное задание, расчетные комбинированные задачи и качественные вопросы). Именно эти типы заданий позволяют осуществить полноценную проверку двух контролируемых видов деятельности: освоение экспериментальных умении и решение задач различного типа. Диагностике этих видов деятельности наиболее полно отвечают именно задания с развернутым ответом, поскольку только при анализе полного письменного ответа учащегося можно судить о владении основными этапами экспериментального исследования, логике рассуждений, корректности использования тех или иных законов или теоретических положений и т.п.

1,3. Проверка работ

Как уже указывалось, в экзаменационной работе по физике 2009 года использованы три типа заданий с развернутым ответом:

Экспериментальное  задание   (задание   23),   которое проверяет умение проводить косвенные измерения фи­зических величин и умение представлять эксперимен­тальные результаты в виде таблицы или графика и де­лать на их основе выводы. Максимальный балл за выполнение задания - 4 балла.

Расчетные задачи (задания 24 и 25), для которых не­обходимо представить подробное решение и получить числовой ответ.

Качественная задача (задание 26), представляющая собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явле­ния, особенности его свойств и т.п.

Недостаток заданий с развернутым ответом связан с проце­дурой их проверки. Такие задания на данный момент не могут быть корректно проверены и оценены компьютером. Поэтому в их проверке участвуют эксперты.

Необходимость личного участия экспертов в проверке ре­зультатов выполнения заданий с развернутым ответом сопряжена с проблемой объективности выставленной ими оценки. Для обеспечения объективной проверки:

разработаны единые критерии оценивания ответа на конкретное задание для всех экспертов;

реализована стандартизированная процедура провер­ки экзаменационных работ.

Для обеспечения надежности и объективности, выставляе­мых экспертами баллов за выполнение заданий с развернутым ответом, к этим заданиям предъявляются следующие требования:

Задания с развернутым ответом должны сопровож­даться системой оценивания их выполнения, которая включает критерии выставления того или иного балла и варианты правильных ответов (решений).

Система оценивания должна четко соотноситься с формулировкой задания и не допускать рассогласова­ния между правильным ходом решения задания и кри­териями его оценивания.

Разработанная для данного задания система оценива­ния должна давать согласованные экспертные оценки, не менее 85-90% соответствия поставленных баллов независимыми экспертами.

Время, затраченное на проверку задания с развернутым ответом, должно быть соизмеримо со значимо­стью информации, полученной на основе выполнения  данного задания.

Ниже сформулированы обобщенные критерии оценивания результатов выполнения заданий для трех типов используемых в экзаменационной работе заданий с развернутым ответом. В материалах для экспертов каждое задание с развернутым отве­том сопровождается образцом возможного решения (выполне­ния), в котором отражены все основные элементы полного и правильного ответа, а также критериями оценивания. В крите­риях оценивания на основе обобщенной системы для каждого из типов развернутых заданий учтены особенности отдельных заданий (например, приведен список необходимых законов и формул для решения расчетных задач). Требования к полноте и правильности ответов на задания с развернутым ответом сформулированы в тексте самих заданий для качественных во­просов и экспериментальных заданий и в специальной инст­рукции, которая предваряет тексты расчетных задач высокого уровня сложности.

Ниже представлены обобщенные системы оценивания для каждого из трех типов заданий.

Экспериментальные задания


Экспериментальное задание выполняется экзаменуемыми с использованием реального лабораторного оборудования. Указа­ние на необходимость его использования приводится в инструк­ции перед текстом задания.


Задание 23 представляет собой экспериментальное зада­ние, для выполнения которого необходимо использовать лабо­раторное оборудование.


Каждому учащемуся выдается комплект оборудования, в ко­тором собраны все необходимые и достаточные для выполнения задания приборы и материалы. Поэтому выполнение эксперимен­тального задания в 2009 году не предполагает оценивание умения самостоятельного выбора оборудования для заданной цели экс­перимента.

В 2009 г. в экспериментальных заданиях встречаются два ви­да работ. В первом случае каждое задание рассчитано на прове­дение двух прямых измерений с использованием стандартных измерительных приборов: линейка, весы, динамометр, мензурка (измерительный цилиндр), амперметр, вольтметр. При этом осно­ванием для конструирования системы оценивания становятся прямые измерения (правильное включение или установка прибо­ра, определение цены деления его шкалы и выполнение правил снятия показания прибора или измерительного инструмента). Сформированность этих умений оценивается по результатам за­писи прямых измерений, которые должны укладываться в задан­ные в каждом случае границы измерений, учитывающие погреш­ности измерений. Оценка погрешностей измерений при выполне­нии экспериментального задания не требуется.

Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат прямых измерений, полученный учеником, и который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ.

Во втором случае проверяется умение представлять экспе­риментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.

Здесь задания также рассчитаны на проведение прямых из­мерений двух величин. Проведя по 3-4 измерения, учащиеся должны записать их значения в таблицу или построить график. Требования к прямым измерениям предъявляются те же, что и в заданиях первого типа.

В заданиях этого типа не требуется делать вывод о функ­циональной зависимости величин, так как в основной школе стандартом не предусмотрена проверка понимания абсолютных погрешностей измерения. Поэтому учащимся достаточно лишь указать на наблюдаемое качественное изменение.

Для каждого задания в текстах для экспертов приводятся следующие сведения:

характеристика оборудования, в котором указывается пе­речень   оборудования  из   соответствующего   комплекта (см. Приложение 3);

образец возможного выполнения задания, в котором от­мечены все элементы, подлежащие оцениванию, и приведены возможные границы измерений при использовании указанного оборудования, а также приведено указание экспертам по оценке границ интервала или комментарии по анализу полученных результатов;

критерии оценки выполнения задания, в которых описано полное правильное выполнение задания и перечислены условия выставления от 0 до максимально возможных 4-х баллов.

Содержание

1.НОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ ПО ФИЗИКЕ    5

Структура контрольно-измерительных материалов    5

Общая характеристика содержания заданий    6

Проверка работ    8

Организация экзамена    .25

2.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА ФИЗИКИ    26

Механические явления    27

Тепловые явления    43

Электромагнитные явления    48

Квантовые явления    62

Методологические задания    64

Текстовые задания    68

Задания на установление соответствия    85

Задачи с кратким ответом    93

Экспериментальные задания    96

Ответы    .103

Ответы на задания 2.1-2.5    103

Ответы на текстовые задания    105

Ответы к заданиям на установление соответствия    106

Ответы к заданиям с кратким ответом    107

Образцы возможного выполнения экспериментальных заданий    108

Образцы возможного решения комбинированных задач    111

Решение качественных задач    120

3. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ    122

Экзаменационная работа по физике. Вариант № 1    124

Экзаменационная работа по физике. Вариант № 2    133

Экзаменационная работа по физике. Вариант № 3     142

Ответы    154

Приложение 1. Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по физике    176

Приложение 2. План демонстрационного варианта экзаменационной работы по физике    184

Приложение 3. Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (по новой форме) по физике    187

Приложение 4. Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестациивыпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по физике    189

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос