ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2010
Код | 163г |
Авторы | Пурышева Н.С. и др. |
Издательство | Интеллект-центр, 2010 |
ISBN | 978-5-89790-624-6 |
Страниц | 192 |
УДК | 373.167.1:53 |
Штрихкод | 9785897906246 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 6 (мм) |
Вес | 135 г |
Подробное описание
1. НОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ)
АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ
ПО ФИЗИКЕ
1.1. Структура контрольно-измерительных материалов
Назначение экзаменационной работы (по новой форме) - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, среди которых верным является только один.
Часть 2 включает 4 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа. Задания 19 и 20 представляют собой задания на установление соответствия информации, представленной в двух множествах. Задания 21 и 22 представляют собой расчетные задачи.
Часть 3 содержит 4 задания, на которые необходимо дать и записать в бланке развернутый ответ. Задание 23 представляет собой экспериментальную работу, для выполнения которой необходимо использовать лабораторное оборудование; задания 24 и 25 - комбинированные задачи; задание 26 - качественную задачу.
В экзаменационной работе представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня включены в первую часть работы (14 заданий с выбором ответа) и во вторую ее часть (задания 19 и 20 на установление соответствия информации, представленной в двух множествах). Это простые задания, проверяющие усвоение учащимися наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.
Задания повышенного уровня распределены между всеми частями работы: 4 задания с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом (задания 21 и 22) и одно задание с развернутым ответом (задание 26 - качественная задача). С помощью этих заданий проверяются умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать качественные и расчетные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики.
Задания 23-25 третьей части являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении комбинированных задач, а также умение проводить экспериментальные исследования. Включение в третью часть работы заданий высокого уровня сложности позволяет осуществить дифференциацию учащихся при отборе в профильные классы.
План демонстрационного варианта экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации по физике выпускников основной общеобразовательной школы 2009 г. представлен в приложении 2.
7.2. Общая характеристика содержания заданий
Большая часть заданий КИМ для итоговой аттестации выпускников основной школы по физике является заданиями с выбором ответа или с кратким ответом. Задания с выбором ответа направлены на проверку лишь одного-двух элементов знаний или умений и, следовательно, могут проверить усвоение учащимися далеко не всех видов деятельности. Такие задания позволяют отследить типичные ошибки, которые наиболее часто допускаются учащимися при ответах на подобные вопросы и заложены в дистракторы. Это делает задания с выбором ответа привлекательными для использования в целях диагностики состояния преподавания и корректировки методик.
Задания с кратким ответом не дают экзаменуемому возможности угадать правильный ответ. Однако эти задания не позволяют определить причину ошибки при неверном ответе.
Использование заданий с развернутым ответом позволяет получить больше информации об уровне подготовки каждого учащегося. При проверке ответа на эти задания можно оценить уровень сформированности экспериментальных умений, умения применять законы физики в измененной или новой ситуации, умение выбирать оптимальный способ решения, корректность представления решения и т.п.
Ограничением в использовании заданий с развернутым ответом является значительно большее время, требующееся экзаменуемому для ответа на каждое такое задание. Сбалансированность числа заданий разного типа в КИМ позволяет разрешить противоречие между ограниченным временем экзамена и необходимостью проверить усвоение конкретным учеником большого числа элементов знаний и оценить глубину их усвоения. Задания с развернутым ответом удовлетворяют определенным требованиям:
Они проверяют такие знания и умения выпускников основной школы, которые не могут быть проверены с помощью заданий с выбором ответа или заданий с кратким ответом.
Выполнение заданий с развернутым ответом, проверяющих учебные достижения (предметные знания и умения), не требуют от учащихся написания длинного текста.
Задания формулируются так, чтобы испытуемый, после прочтения задания, понял, что ему предстоит выполнить, и с какой полнотой он должен дать ответ для получения максимального балла.
Исходя из перечисленных выше требований, в контрольно-измерительные материалы по физике были включены три типа заданий с развернутым ответом (экспериментальное задание, расчетные комбинированные задачи и качественные вопросы). Именно эти типы заданий позволяют осуществить полноценную проверку двух контролируемых видов деятельности: освоение экспериментальных умении и решение задач различного типа. Диагностике этих видов деятельности наиболее полно отвечают именно задания с развернутым ответом, поскольку только при анализе полного письменного ответа учащегося можно судить о владении основными этапами экспериментального исследования, логике рассуждений, корректности использования тех или иных законов или теоретических положений и т.п.
1,3. Проверка работ
Как уже указывалось, в экзаменационной работе по физике 2009 года использованы три типа заданий с развернутым ответом:
Экспериментальное задание (задание 23), которое проверяет умение проводить косвенные измерения физических величин и умение представлять экспериментальные результаты в виде таблицы или графика и делать на их основе выводы. Максимальный балл за выполнение задания - 4 балла.
Расчетные задачи (задания 24 и 25), для которых необходимо представить подробное решение и получить числовой ответ.
Качественная задача (задание 26), представляющая собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т.п.
Недостаток заданий с развернутым ответом связан с процедурой их проверки. Такие задания на данный момент не могут быть корректно проверены и оценены компьютером. Поэтому в их проверке участвуют эксперты.
Необходимость личного участия экспертов в проверке результатов выполнения заданий с развернутым ответом сопряжена с проблемой объективности выставленной ими оценки. Для обеспечения объективной проверки:
разработаны единые критерии оценивания ответа на конкретное задание для всех экспертов;
реализована стандартизированная процедура проверки экзаменационных работ.
Для обеспечения надежности и объективности, выставляемых экспертами баллов за выполнение заданий с развернутым ответом, к этим заданиям предъявляются следующие требования:
Задания с развернутым ответом должны сопровождаться системой оценивания их выполнения, которая включает критерии выставления того или иного балла и варианты правильных ответов (решений).
Система оценивания должна четко соотноситься с формулировкой задания и не допускать рассогласования между правильным ходом решения задания и критериями его оценивания.
Разработанная для данного задания система оценивания должна давать согласованные экспертные оценки, не менее 85-90% соответствия поставленных баллов независимыми экспертами.
Время, затраченное на проверку задания с развернутым ответом, должно быть соизмеримо со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания.
Ниже сформулированы обобщенные критерии оценивания результатов выполнения заданий для трех типов используемых в экзаменационной работе заданий с развернутым ответом. В материалах для экспертов каждое задание с развернутым ответом сопровождается образцом возможного решения (выполнения), в котором отражены все основные элементы полного и правильного ответа, а также критериями оценивания. В критериях оценивания на основе обобщенной системы для каждого из типов развернутых заданий учтены особенности отдельных заданий (например, приведен список необходимых законов и формул для решения расчетных задач). Требования к полноте и правильности ответов на задания с развернутым ответом сформулированы в тексте самих заданий для качественных вопросов и экспериментальных заданий и в специальной инструкции, которая предваряет тексты расчетных задач высокого уровня сложности.
Ниже представлены обобщенные системы оценивания для каждого из трех типов заданий.
Экспериментальные задания
Экспериментальное задание выполняется экзаменуемыми с использованием реального лабораторного оборудования. Указание на необходимость его использования приводится в инструкции перед текстом задания.
Задание 23 представляет собой экспериментальное задание, для выполнения которого необходимо использовать лабораторное оборудование.
Каждому учащемуся выдается комплект оборудования, в котором собраны все необходимые и достаточные для выполнения задания приборы и материалы. Поэтому выполнение экспериментального задания в 2009 году не предполагает оценивание умения самостоятельного выбора оборудования для заданной цели эксперимента.
В 2009 г. в экспериментальных заданиях встречаются два вида работ. В первом случае каждое задание рассчитано на проведение двух прямых измерений с использованием стандартных измерительных приборов: линейка, весы, динамометр, мензурка (измерительный цилиндр), амперметр, вольтметр. При этом основанием для конструирования системы оценивания становятся прямые измерения (правильное включение или установка прибора, определение цены деления его шкалы и выполнение правил снятия показания прибора или измерительного инструмента). Сформированность этих умений оценивается по результатам записи прямых измерений, которые должны укладываться в заданные в каждом случае границы измерений, учитывающие погрешности измерений. Оценка погрешностей измерений при выполнении экспериментального задания не требуется.
Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат прямых измерений, полученный учеником, и который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ.
Во втором случае проверяется умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.
Здесь задания также рассчитаны на проведение прямых измерений двух величин. Проведя по 3-4 измерения, учащиеся должны записать их значения в таблицу или построить график. Требования к прямым измерениям предъявляются те же, что и в заданиях первого типа.
В заданиях этого типа не требуется делать вывод о функциональной зависимости величин, так как в основной школе стандартом не предусмотрена проверка понимания абсолютных погрешностей измерения. Поэтому учащимся достаточно лишь указать на наблюдаемое качественное изменение.
Для каждого задания в текстах для экспертов приводятся следующие сведения:
характеристика оборудования, в котором указывается перечень оборудования из соответствующего комплекта (см. Приложение 3);
образец возможного выполнения задания, в котором отмечены все элементы, подлежащие оцениванию, и приведены возможные границы измерений при использовании указанного оборудования, а также приведено указание экспертам по оценке границ интервала или комментарии по анализу полученных результатов;
критерии оценки выполнения задания, в которых описано полное правильное выполнение задания и перечислены условия выставления от 0 до максимально возможных 4-х баллов.
Содержание
1.НОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ ПО ФИЗИКЕ 5
Структура контрольно-измерительных материалов 5
Общая характеристика содержания заданий 6
Проверка работ 8
Организация экзамена .25
2.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА ФИЗИКИ 26
Механические явления 27
Тепловые явления 43
Электромагнитные явления 48
Квантовые явления 62
Методологические задания 64
Текстовые задания 68
Задания на установление соответствия 85
Задачи с кратким ответом 93
Экспериментальные задания 96
Ответы .103
Ответы на задания 2.1-2.5 103
Ответы на текстовые задания 105
Ответы к заданиям на установление соответствия 106
Ответы к заданиям с кратким ответом 107
Образцы возможного выполнения экспериментальных заданий 108
Образцы возможного решения комбинированных задач 111
Решение качественных задач 120
3. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 122
Экзаменационная работа по физике. Вариант № 1 124
Экзаменационная работа по физике. Вариант № 2 133
Экзаменационная работа по физике. Вариант № 3 142
Ответы 154
Приложение 1. Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по физике 176
Приложение 2. План демонстрационного варианта экзаменационной работы по физике 184
Приложение 3. Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (по новой форме) по физике 187
Приложение 4. Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестациивыпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по физике 189
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом