ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010
Код | 163б |
Авторы | Кузнецова Л.В. и др. |
Издательство | Интеллект-центр, 2010 |
ISBN | 978-5-89790-622-2 |
Страниц | 128 |
Штрихкод | 9785897906222 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 198 x 5 (мм) |
Вес | 93 г |
Подробное описание
1. О НОВОЙ ФОРМЕ ГИА ПО АЛГЕБРЕ
Общие положения
Новый экзамен по алгебре создавался как естественное развитие действующего. Он сохраняет все его принципиальные особенности. Этот экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенных уровнях, что дает возможность учащимся с разными способностями и интересами продемонстрировать свою реальную подготовку. В нем сохраняется идея резервного числа заданий, и тем самым обеспечивается право учащегося на ошибку, на выбор задач для решения.
Основные изменения, которые вносятся в систему государственной (итоговой) аттестации в 9 классе, связаны с общим направлением модернизации системы образования, которая, в частности, предполагает более современные способы и методы контроля, адекватные современным требованиям к подготовке учащихся общеобразовательных учреждений. Эти изменения направлены, во-первых, на обеспечение объективности и независимости процедуры оценивания учебных достижений учащихся, во-вторых, на усиление ее дифференцирующих возможностей. Последнее связано и с введением профильного обучения учащихся в старших классах общеобразовательных учреждений, которое диктует обеспечение высокой дифференцируемости оценивания с тем, чтобы результаты экзамена могли использоваться при формировании профильных классов, а также при наборе в учреждения системы среднего профессионального образования.
Перевод на более объективную и прозрачную основу вопросов приема в профильные школы и классы реализуется через переход к «внешней» процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен традиционной внутришкольной процедуры. Основным механизмом перехода к «внешним» формам оценивания учебных достижений учащихся являются региональные или муниципальные экзаменационные комиссии (РЭК, МЭК). В функции этих комиссий входит решение всех организационных вопросов, связанных с проведением государственной (итоговой) аттестации, в частности, создание предметных экзаменационных комиссий, которые осуществляют проверку и оценивание работ учащихся. В состав комиссий входят специалисты методических служб, руководители общеобразовательных учреждений, представители учреждений начального и среднего профессионального образования, а также родительской общественности.
Создание РЭК и МЭК позволяет реализовать такой ключевой принцип построения новой системы итоговой аттестации выпускников основной школы, как разделение функции обучения и функции проверки учебных достижений обучаемых. Новая процедура проведения экзамена не предусматривает присутствие в аудитории, в которой проводится экзамен, учителя, преподававшего в этом классе. Однако он может входить в состав предметной экзаменационной комиссии, в функции которой входит проверка экзаменационных работ и выставление отметки за их выполнение. Это возможно, благодаря анонимности проверки экзаменационных работ учащихся.
Содержание и структура контрольно-измерительных материалов
Содержание экзаменационных заданий по алгебре находится в рамках содержания образования, обозначенного «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование; 2004».
Работа состоит из двух частей. Общее количество заданий в работе - 21.
Часть 1 направлена на проверку достижения уровня базовой подготовки. Она содержит 16 заданий, предусматривающих три формы ответа: с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с кратким ответом и на соотнесение.
С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), владение основными алгоритмами, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся также должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений, умение переходить с одного математического языка на другой, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
В основу структурирования первой части работы положен содержательный принцип - задания расположены группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся. Для обеспечения полноты и представительности проверки все арифметико-алгебраическое содержание курса основной школы разделено на семь блоков: числа; буквенные выражения; преобразования алгебраических выражений; уравнения и системы уравнений; неравенства; последовательности и прогрессии; функции (в ближайшей перспективе этот перечень будет дополнен блоком, содержащим вероятностно-статистический материал). В первой части любой работы всегда представлены все перечисленные разделы, причем число заданий по каждому из них примерно соответствует удельному весу этого раздела в школьном курсе и является инвариантным для каждой работы. Последовательность же предъявления этих блоков в конкретных экзаменационных работах может варьироваться.
Часть 2 направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом. Она содержит 5 заданий разного уровня сложности, требующих развернутого ответа (с полной записью решения). Все пять задач представляют разные разделы содержания. Каждое из них относится к одному из следующих семи разделов: выражения и их преобразования; уравнения; неравенства; функции; координаты и графики; арифметическая и геометрическая прогрессии; текстовые задачи.
Все задания этой части носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений. При выполнении второй части работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
Задания во второй части расположены по нарастанию сложности -от относительно простой задачи до задач достаточно сложных, требующих свободного владения материалом курса и высокого уровня математического развития. Фактически при этом во второй части работы представлены три разных уровня. Первое задание (задание № 17 в экзаменационной работе), самое простое. Как правило, оно направлено на проверку владения формально-оперативными навыками: преобразование выражения, решение уравнения, неравенства, системы, построение графика. По уровню сложности это задание лишь немногим превышает обязательный уровень.
Следующие два задания (задания 18 и 19 экзаменационной работы) более высокого уровня, они сложнее первого и в техническом, и в логическом отношении, при их выполнении часто приходится интегрировать знания из различных разделов курса, т.е. они, как правило, носят комплексный характер. При хорошем выполнении первой части, правильное решение этих заданий уже обеспечивает получение «пятерки».
И, наконец, последние два задания (№ 20 и 21) — наиболее сложные, они требуют свободного владения материалом и довольно высокого уровня математического развития. Рассчитаны эти задачи на выпускников, изучавших математику более основательно, чем в рамках пятичасового курса — это, например, углубленный курс математики, элективные курсы в ходе предпрофильной подготовки, математические кружки и пр. Хотя эти задания не выходят за рамки содержания, предусмотренного стандартом основной школы, при их выполнении выпускник имеет возможность продемонстрировать владение довольно широким набором некоторых специальных приемов (выполнения преобразований, решения уравнений, систем уравнений), проявить некоторые элементарные умения исследовательского характера.
О системе оценивания
Специфика математики как школьного предмета состоит в том, что ее изучение в значительной степени строится на системе опорных знаний, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение по курсу. Поэтому в ходе экзамена учащийся должен продемонстрировать наличие у него опорных знаний, которые позволят ему хотя бы на минимальном уровне изучать курс математики старшей школы. Именно этим объясняется принятый при оценивании подход, согласно которому для получения минимальной положительной отметки учащийся должен выполнить определенное, фиксированное количество заданий первой части экзаменационной работы (в 2008 году — 8 заданий из 16); в противном случае ему выставляется неудовлетворительная отметка, и результаты выполнения заданий второй части не учитываются. Таким образом, первая часть экзаменационной работы служит допуском к проверке на повышенном уровне. Такой подход к оцениванию чрезвычайно важен, так как в 9-м классе необходимо обеспечить возможность продолжения обучения в старшем звене, причем, не только по математике, но и по другим предметам, так как отсутствие определенных математических знаний негативно отражается на изучении предметов естественнонаучного цикла, а недостатки в развитии логического мышления — и на изучении гуманитарных предметов.
Предложенная к использованию в новых условиях некомпенсаторная система оценивания работает и в рамках традиционной государственной (итоговой) аттестации по алгебре (причем, выпускников не только основной, но и старшей школы) уже более 10 лет, она «проявила себя» с положительной стороны, сделав порядок выставления оценки более прозрачным, а требования к математической подготовке учащихся более конкретными.
Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется еще один количественный показатель — общий балл, который формируется путем суммирования баллов, полученных учащимся за выполнение первой и второй частей работы. Все задания в первой части имеют одинаковый вес. Каждому заданию второй части изначально присваивается определенный балл по прогрессивному принципу. Выпускник, демонстрирующий умение решить задачу определенного уровня, получает установленный балл (или «частичный» балл, зависящий от погрешностей и недочетов в решении). При этом принципиальным условием является следующее: задание оценивается положительным баллом только в том случае, когда из записей однозначно можно сделать вывод о том, что выпускник знает ход решения.
С помощью общего балла, расширяющего традиционную шкалу оценивания, во-первых, проводится более тонкая дифференциация математической подготовки, а во-вторых, отметка несет больше информации. Общий балл нагляден, легко интерпретируется учителем, учеником, родителями. Можно видеть, например, какую четверку получил ученик — слабую или близкую к пятерке, или, хотя он и получил отметку 3», но входит в «группу риска». Введение большего числа градаций особенно информативно для дифференциации по уровням подготовки хорошо успевающих учащихся.
Организационные особенности
На проведение экзамена отводится 240 минут. На выполнение первой части выделяется 60 минут, но по решению региона это время может быть увеличено до 90 минут. (Как показывает практика, многие учащиеся выполняют первую часть работы за 35—40 мин.) По истечении установленного времени учащиеся сдают первую часть работы. В то же время приступать к выполнению второй части можно, не дожидаясь истечения этого времени.
Ответы на задания первой части фиксируются непосредственно в бланке с заданиями. По решению региона могут использоваться машиночитаемые бланки ответов, позволяющие применять компьютерную проверку результатов выполнения этой части работы. Задания второй части, требующие развернутого ответа, выполняются на отдельных листах.
Во время проведения экзамена в классе присутствует учитель-организатор, который не является учителем математики; присутствие в аудитории учителя, преподававшего в этом классе, не предусматривается. В функции организатора входит ознакомление учащихся с процедурой проведения экзамена и обеспечение соблюдения этой процедуры. Проверка и оценивание экзаменационных работ учащихся осуществляется членами предметных экзаменационных комиссий. Этими мерами реализуется переход к «внешней» процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен традиционной внутришкольной процедуры, перевод на более объективную и прозрачную основу вопросов приема в профильные школы и классы.
Содержание
1.О НОВОЙ ФОРМЕ ГИА ПО АЛГЕБРЕ
Общие положения 4
Содержание и структура контрольно-измерительных материалов 5
О системе оценивания 7
Организационные особенности 8
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
2.1.Характеристика заданий экзаменационной работы 10
Характеристика заданий первой части работы 10
Характеристика заданий второй части работы 21
2.2.О результатах выполнения экзаменационных заданий 27
Числа .....27
Выражения, преобразование выражений 30
Уравнения и неравенства 31
Функции и графики 33
Последовательности и прогрессии 35
3.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
3.1.Первая часть экзаменационной работы 36
Числа 36
Буквенные выражения 41
Преобразование выражений 44
Уравнения 47
Неравенства 53
Последовательности и прогрессии 56
Функции 61
3.2.Вторая часть экзаменационной работы 69
Выражения и их преобразования 70
Уравнения, системы уравнений 72
Неравенства 75
Функции. Координаты и графики 77
Арифметическая и геометрическая прогрессии 79
3.3.Ответы и решения 81
Первая часть экзаменационной работы 81
Вторая часть экзаменационной работы 83
4.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Инструкция по выполнению работы 108
Вариант 1 109
Вариант 2 113
Ответы и решения 170
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом