ЕГЭ 2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся

Снято с продажи
Код 162ф
Авторы Крылов С. С. и др.
Издательство Интеллект-центр, 2010
ISBN 978-5-89790-608-6
Страниц 168
УДК 373.167.1:004
Штрихкод 9785897906086
Размеры (Ш x В x Т) 200 x 280 x 6 (мм)
Вес 237 г
Сборник содержит тренировочные задания с методическими указаниями и ответами. При его составлении использованы открытые варианты ЕГЭ 2002 - 2009 годов и материал открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий. К составлению сборника были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений.
Сборник включает анализ результатов ЕГЭ 2009 г. и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2010 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.
*

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Характеристика ЕГЭ по информатике 2009-2010гг.

ЕГЭ представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Экзаменационная работа 2009г., так же, как и проект демоверсии работы 2010г. со­стоит из трех частей. Часть 1 содержит 20 заданий из всех тематических блоков содержа­ния предмета, кроме заданий по технологии телекоммуникаций и технологии программи­рования. Задания части 1 предполагают выбор одного ответа из четырех предложенных. Часть 2 включает задания по темам: "Информация и её кодирование", "Основы логики", "Алгоритмизация и программирование", "Телекоммуникационные технологии" - всего 8 заданий с кратким ответом. Задания части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обя­зательному уровню подготовки по информатике учащихся общеобразовательных учреж­дений. В этой части также проверяются умения на повышенном и высоком уровне слож­ности по теме "Технология программирования". Решения заданий третьей части работы записываются в развернутой форме и проверяются экспертами региональных предметных комиссий. За выполнение каждого задания дается определенное количество баллов, в за­висимости от полноты и качества выполнения. Так, часть 3 включает 4 задания, что со­ставляет 12,5% от общего количества заданий. При успешном их выполнении экзаменуе­мый может получить максимально 12 первичных баллов (т.е. 30% общего количества первичных баллов за всю работу). С другой стороны, эти задания являются самыми слож­ными и самыми трудоемкими: рекомендованное время их выполнения в два раза превос­ходит время, отводимое на выполнение первых двух частей работы.

Содержание экзамена включает основные темы курса информатики и информацион­ных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Информация и её ко­дирование", "Алгоритмизация и программирование", "Основы логики", "Моделирование и компьютерный эксперимент", "Программные средства информационных и коммуникаци­онных технологий", "Технология обработки графической и звуковой информации", "Тех­нология обработки информации в электронных таблицах", "Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных", "Телекоммуникационные технологии".

В КИМ по информатике сознательно не включены задания, требующие простого вос­произведения знания терминов, понятий, величин, правил. При выполнении любого из за­даний КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо исполь­зовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изучен­ных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации. Таким образом, на уровне воспроизведения знаний (6 заданий) выполняются не­сложные задания в одно-два действия, требующие формального следования изученному алгоритму или правилу. Таковы задания на перевод чисел из одной системы счисления в другую, построение таблицы истинности для заданного выражения, установление соот­ветствия между различными типами моделей, чтение и формальное исполнение блок-схем, формирование URL по описанию адреса документа и т.п. Задания на воспроизведе­ние знаний входят в первую и вторую часть работы.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стан­дартной ситуации, входящий во все три части экзаменационной работы, предполагает использование комбинации правил или алгоритмов, совершение последовательных дейст­вий, однозначно приводящих к верному результату. Предполагается, что экзаменуемые в процессе изучения школьного курса информатики приобрели достаточный опыт в реше­нии подобных задач. К числу заданий такого рода относятся задания на подсчет информа­ционного объёма сообщения (применяются правила вероятностного и алфавитного под­счета объемов сообщений, требуется правильно выбрать единицу измерения объема ин­формации, перевести все данные в эти единицы). К этой же группе примыкают задания на осуществление арифметических действий в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления (требуется применить комбинацию алгоритмов вычисления «столбиком» для двоичной либо кратных систем счисления и алгоритмов перевода из двоичной в восьмеричную (по триадам) и в шестнадцатеричную (по тетрадам) системы счисления); а также задания на создание и преобразование логических выражений и так далее. К этому типу относится одно из заданий третьей части работы, требующее фор­мальной записи изученного в школе алгоритма обработки массива на языке программиро­вания либо естественном языке. Это наиболее часто встречающийся в экзаменационной работе тип заданий, общее их количество заданий и доля от максимального первичного балла составляет чуть менее половины от соответствующих показателей за всю работу.

Задания на проверку сформированное умений применять полученные знания в но­вой ситуации, входящие во вторую и третью часть работы, предполагают решение экза­менуемыми своеобразной творческой задачи: какие изученные правила и алгоритмы сле­дует применить, в какой последовательности это необходимо сделать, какие данные ис­пользовать. К данному типу относятся текстовые логические задачи, задания на поиск и устранение ошибок в алгоритмах, на написание программ.

Распределение в экзаменационной работе заданий по уровням сложности можно приведена в таблице.

Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложно­сти заданий

Число за­даний

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятель­ности от максимального первичного балла за всю работу (40)

Базовый

16

16

40

Повышенный

12

14

35

Высокий

4

10

25

Итого:

32

40

100





Таким образом, экзамен проверяет знания и умения выпускников на различных уров­нях. Базовый уровень представляет собой задания на проверку знаний и умений инвари­антной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведе­ниях всех профилей. Такие задания составляют 50% от всех заданий экзаменационной ра­боты. Задания повышенного уровня были связаны с содержанием профильных курсов ин­форматики, требующих более углубленного изучения. Задания высокого уровня призваны выделить учащихся, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентирован­ных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с ин­форматикой и компьютерной техникой.

В содержании и структуре ЕГЭ по информатике 2010г. сохраняется преемственность с экзаменами прошлых лет. Поэтому, при подготовке учащихся к ЕГЭ 2010г. следует ис­пользовать не только демоверсию текущего года, но и демонстрационные версии экзаме­на прошлых лет и опубликованные задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий. Следует также помнить, что формулировки заданий могут различаться до­вольно значительно при одном и том же проверяемом содержании.

При выполнении заданий второй части очень важно обратить внимание учащихся на то, что правильным является только ответ, где перечислены все удовлетворяющие усло­вию элементы Учителя математики хорошо знают, что неполный ответ на вопрос (напри­мер, потеря корня уравнения) является неверным. Это в полной мере относится и к зада­ниям по информатике, так как дихотомическая оценка (верно-неверно) заданий с выбором ответа и с кратким ответом требует полного и исчерпывающего ответа на вопрос.

При подготовке учащихся к выполнению заданий третьей части работы следует по­знакомить учащихся с указаниями для экспертов по проверке и оцениванию работ. Это поможет учащимся предотвратить возможные ошибки, проверить полноту своего реше­ния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. Характеристика ЕГЭ по информатике 2009-2010гг    3

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2010    6

Общие замечания    6

1.Информационные процессы и системы    7

Информация и ее кодирование    7

Алгоритмизация и программирование    12

Основы логики    27

Моделирование    31

2.Информационные и коммуникационные технологии    33

Файловые системы    33

Обработка графической информации    34

Обработка информации в электронных таблицах    35

Базы данных    39

Телекоммуникационные технологии    40

2.6.Технология программирования    43

Тренировочные задания    48

1.1. Информация и ее кодирование    48

Алгоритмизация и программирование    53

Основы логики    69

1.4. Моделирование    73

2. Информационные и коммуникационные технологии    76

Файловые системы    .76

Обработка графической информации    77

Обработка информации в электронных таблицах    78

Базы данных    82

Телекоммуникационные технологии    84

Технологии программирования    86

Тренировочные варианты 2010 г    91

Вариант 1    91

Вариант 2    103

Ответы и решения    113

Ответы к тренировочным заданиям    113

Ответы и решения    124

Ответы к тренировочным вариантам-2010    124

Ответы к варианту 1    124

Ответы к варианту 2    131

Демонстрационный вариант 2010    138

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос