ЕГЭ 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся
Код | 162с |
Авторы | Калинова Г. С. и др. |
Издательство | Интеллект-центр, 2010 |
ISBN | 978-5-89790-596-6 |
Страниц | 336 |
УДК | 373.167.1:57 |
Штрихкод | 9785897905966 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 13 (мм) |
Вес | 223 г |
Сборник включает анализ результатов ЕГЭ 2009 г. и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2010 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.
Подробное описание
МОДЕЛЬ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ 2010 г.
Характеристика экзаменационной работы 2010 г.
В 2008 г. завершился эксперимент по введению в средние учебные заведения Российской Федерации Единого государственного экзамена. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ЕГЭ с 2009 г. становится единственной формой итоговой аттестации выпускников средней школы. По биологии ЕГЭ является обязательным для тех выпускников, которым результаты обучения по этому предмету необходимы для поступления в вузы (как государственные, так и негосударственные).
Перед Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) 2010 г., как и в предшествующие годы, стоят задачи:
получить объективную информацию об учебных достижениях выпускников средней школы по биологии;
выявить уровень овладения учащимися содержанием биологического образования, предусмотренным стандартом 2004 г;
определить направления совершенствования учебного процесса по биологии и учебно-методического обеспечения курса, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся.
В 2010 г. существенных изменений в формате (содержании и структуре) экзаменационной работы по биологии не предусматривается, в основном сохраняются подходы, реализованные в контрольных измерительных материалах 2009 г. Контролируемое содержание в работе представлено инвариантным ядром, которое находит отражение в стандарте биологического образования и различных учебных программах по биологии, рекомендованных МО РФ для средней школы. Содержание проверки не зависит от учебника, по которому ведется обучение в той или иной школе.
В экзаменационную работу включены задания, контролирующие знания о важнейших биологических закономерностях и свойствах живой природы, взаимосвязях биологических систем и среды обитания, о методах научного познания, отражающих цели изучения курса, его содержание, развитие логического мышления и творческого потенциала выпускников, формирование разнообразных учебных умений. Наряду с общебиологическими знаниями будут проверяться знания практического характера (агротехнические приемы выращивания растений, правила поведения в природе, меры профилактики распространения вирусных и других заболеваний, причины нарушения осанки, зрения, меры первой помощи при травмах, простудных заболеваниях и др.).
Среди знаний и умений практического плана большое внимание уделяется контролю компетентностей учащихся:
здоровьесберегающей (сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, соблюдение правил здорового образа жизни, личная и общественная гигиена и др.);
природоохранной (соблюдение норм поведения в природе, выявление последствий влияния деятельности человека на окружающую среду, сохранение растений, животных, экосистем и др.);
информационной (умения работать с текстом, рисунками, схемами, анализировать их и делать выводы и обобщения).
Задания экзаменационной работы позволяют выявить уровень овладения учащимися следующими умениями:
сравнивать и анализировать биологические объекты и процессы, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направления эволюционного процесса;
устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, тканей, органов, систем органов;
обосновывать значение биологических знаний, достижений биологической науки для практической и хозяйственной деятельности человека;
решать биологические задачи.
Контролируемые на экзамене знания и умения учащихся, раскрываемые во всех разделах курса биологии, объединены в 7 содержательных блоков:
Биология - наука о живой природе;
Клетка как биологическая система;
Организм как биологическая система;
Многообразие организмов;
Человек и его здоровье;
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира;
- Экосистемы и присущие им закономерности. Экзаменационная работа 2010 г., как и 2009 г., будет состоять из трех частей. В части 1 (А) содержится 36 заданий с выбором одного верного ответа (26 базового и 10 повышенного уровня); в части 2 (В) -8 заданий повышенного уровня сложности: 3 с выбором нескольких верных ответов, 5 на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным ответом: одно повышенного и 5 высокого уровня сложности. Все задания этой части проверяют умения самостоятельно излагать правильный ответ: объяснять факты, обобщать знания, применять их в новых и нестандартных ситуациях, решать биологические задачи.
В 2010 г. в соответствии с требованиями нового стандарта будут усовершенствованы задания со свободным ответом, усилена их практико-ориентированная и личностно-ориентированная направленность, увеличено число рисунков в первой и третьей частях по сравнению с предыдущими годами.
Варианты экзаменационной работы 2010 г., как и прошлых лет, эквивалентны по содержанию, видам учебной деятельности, типам заданий. Равноценность всех вариантов обеспечивается распределением заданий в соответствии с планом экзаменационной работы и их статистическими характеристиками. Каждый вариант содержит 50 заданий различного уровня сложности. Соотношение заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности не изменилось по сравнению с 2009 г. Содержание всех заданий по биологии соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.
Выполнение заданий первой части оценивается от 0 до 1 -го балла, второй части - от 0 до 2-х баллов. В части третьей задание С1 оценивается от 0 до 2-х баллов, а задания С2-С6 - от 0 до 3-х баллов. Задания части 3 (С) в наибольшей степени позволяют дифференцировать учащихся по уровню их подготовки.
На выполнение экзаменационной работы, как и в прошлые годы, отводится 3 часа (180 минут), из которых 2/3 времени идет на выполнение более сложных заданий второй и третьей части. Выполнение каждого задания занимает от 1 -ой до 20-ти минут в зависимости от типа задания и уровня сложности.
В едином экзамене 2009 г. участвовали учащиеся средних общеобразовательных школ, с углубленным изучением предмета, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, кадетских школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, лицеев, гимназий.
В первой волне 2009 г. ЕГЭ по биологии сдавали свыше 150000 выпускников из 78 регионов (в 2008 г. - 73 региона) РФ. Анализ результатов ЕГЭ 2009 г. показал, что большинство учащихся овладели содержанием биологического образования, предусмотренным требованиями государственного образовательного стандарта 2004 г.
Результаты единого государственного экзамена показали, что большинство выпускников хорошо усвоили материал блока «Биология - наука о живой природе» о предмете изучения биологических наук, методах исследования, уровнях организации живого и его признаках.
По блоку «Клетка как биологическая система» школьники ежегодно показывают хорошие результаты в овладении знаниями основных положений клеточной теории, клеточного строения организмов как доказательства их родства и единства органического мира. Традиционно слабее учащиеся усваивают материал о строении и функциях органических веществ в клетке, о химических связях в молекулах белка и нуклеиновых кислот, о метаболизме, испытывают затруднения при сравнении процессов митоза и мейоза, раскрытии их роли в образовании половых клеток и др.
Анализ ответов по блоку «Организм как биологическая система» показал, что многие выпускники знают особенности строения и жизнедеятельности эукариот и прокариот, автотрофных и гетеротрофных организмов, вирусов. В последние годы несколько повысился уровень усвоения материала по генетике. Многие школьники овладели генетической терминологией, ряд выпускников применяют знания по генетике при решении задач части 1 (А). В то же время анализ ответов экзаменуемых на протяжении ряда лет показал, что они испытывают затруднения при выполнении заданий на анализирующее скрещивание, определение генотипа, на выявление видов мутаций, методов изучения генетики человека. В последние годы несколько вырос уровень знаний по селекции и биотехнологии, что свидетельствует о повышении у школьников интереса к прикладным проблемам биологии.
Анализ ответов по блоку «Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность» свидетельствует о том, что знания выпускников о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и животных в течение ряда лет остаются примерно на одном уровне. Учащиеся по-прежнему слабо знают материал о роли лишайников в природе, о классификации организмов,
По блоку «Человек и его здоровье» получены примерно такие же результаты, как и в предыдущие годы. Учащиеся в основном усваивают материал об особенностях строения организма человека, его гигиене. Существенные недостатки выявлены в знаниях физиологических процессов, внутренней среды организма, обмена веществ, нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека, анализаторов,
вид.
По блоку «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» выявлены хорошие знания об этапах эволюции органического мира, происхождении человека. Хуже знают выпускники материал о движущих силах и направлениях эволюции, формировании приспособлений и видообразовании.
Задания по блоку «Экосистемы и присущие им закономерности» традиционно не вызывают у учащихся затруднения, так как с проблемами экологии они знакомятся при изучении многих предметов. Однако слабее усвоен материал о функциях живого вещества, круговороте веществ, миграции атомов, причинах устойчивости экосистем и их смене, процессах саморегуляции, биосфере как открытой экосистеме.
Установлено, что успешность выполнения выпускниками заданий во многом зависит от их типа. Во все годы проведения ЕГЭ учащиеся лучше всего справляются с заданиями части 1 (А) с выбором одного верного ответа. Задания части 2 (В1-ВЗ) с выбором нескольких верных ответов из шести выполняют в основном учащиеся, получившие за экзаменационную работу отметки «4» и «5». Большинство из них выбирают один или два правильных ответа из шести вместо трех. Это свидетельствует о том, что выпускники затрудняются дать более полный ответ на поставленный вопрос, раскрыть несколько признаков объекта или процесса.
Ежегодно более низкие результаты получены при выполнении заданий на выявление соответствия процессов, явлений изучаемому объекту. Они свидетельствуют о том, что выпускники затрудняются установить связь между объектами и выполняемыми им функциями, между процессами обмена веществ и организмами, для которых они характерны, между признаками процесса размножения организмов и их способами, между строением объекта и присущими ему процессами, между характеристикой регуляции и ее типом. По-прежнему учащиеся затрудняются полно раскрыть функции органоидов клетки, ряда тканей, органов и систем органов растений, животных и человека, значение энергетического и пластического обмена для организма, признаки стабильности экосистемы и др.
Задания на выявление последовательности процессов и явлений (этапы биосинтеза белка, процессы фотосинтеза, онтогенеза, эволюции, смена экосистем, появление разных групп животных на Земле в процессе эволюции, прохождение нервного импульса по электронной дуге, луча света в глазном яблоке) оказались наиболее трудными.
Как и в предшествующие годы, выпускники слабо выполняют задания части 3(С). Отчасти причина низких результатов состоит в неумении учащихся правильно кратко, четко и логично, по существу поставленного вопроса письменно дать ответ. Ответ излагается либо односложно, одним - тремя словами, бездоказательно, необоснованно, либо раскрывается второстепенный материал излишне пространно, не по существу вопроса.
Задания на проверку умения работать с текстом и рисунками выполняют в основном сильные учащиеся. Трудными оказались задания на работу с рисунками, ориентирующими на сравнение разнообразных объектов. Низкие результаты получены на задания, требующие нахождения и исправления ошибок в тексте.
В то же время ежегодное включение в экзаменационные тесты задач по цитологии и генетике способствовало более успешному их решению. По-видимому решению задач стали больше уделять внимания в учебном процессе, при проверке знаний. Так, учащиеся хорошо решают задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание и хуже на сцепленное наследование, анализ родословных. Учащиеся допускают существенную ошибку: определяют транспортируемую аминокислоту не по кодону иРНК, а по антикодону тРНК.
Выявленные недостатки помогут определить пути дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, в том числе и контроля знаний школьников. Выделение в учебном плане небольшого числа часов на изучение курса биологии требует сосредоточить внимание на усвоении учащимися основного содержания, организации повторения учебного материала девятилетней школы, применении разнообразных методов и приемов контроля знаний школьников, используемых в ЕГЭ.
Содержание
Модель Единого государственного экзамена по биологии 2010 г 3
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся к ЕГЭ 8
Банк тренировочных заданий с ответами и комментариями . 13
Часть 1. Задания с выбором одного верного ответа 13
Часть 2. Задания с выбором нескольких верных ответов 133
Задания на установление соответствия объектов, процессов, явлений природы 148
Задания на определение последовательности биологических процессов и явлений 165
Часть 3 (С). Задания со свободным ответом повышенного и высокого уровня 172
Ответы к заданиям 185
Тренировочные варианты 266
Вариант 1 267
Вариант 2 282
Ответы к заданиям первого и второго вариантов 297
Демонстрационный вариант 2010 г 312
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом