Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплетное дело: развернутое тематическое планирование
Код | 3451 |
Авторы-составители | Павлова О. В. |
Издательство | Учитель, 2010 |
Серия | Для образовательных учреждений VII-VIII видов |
ISBN | 978-5-7057-2272-3 |
Страниц | 287 |
Штрихкод | 9785705722723 |
Размеры (Ш x В x Т) | 201 x 280 x 12 (мм) |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 411 г |
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от профессионализма педагога, проводимой им коррекционной работы по повышению уровня познавательной активности учащихся и развитию их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий).
Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы, и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.
В дальнейшем учитель от развернутой помощи учащимся переходит к краткому инструктажу.
В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов.
В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию.
В 9 или 8–9 классах программы предусматривают специализацию профессионального обучения. Выбор направления специализации осуществляется исходя из местных условий.
Эффективность обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от материально-технического обеспечения мастерской, наличия качественного дидактического материала, интересных для учащихся, хорошо оформленных, содержательных учебников.
К сожалению, такие учебники только стали появляться и разработаны не по всем профилям трудового обучения. Не хватает и современного дидактического материала.
Кроме того, очень мало и новых учебно-методических пособий для учителя.
Данное пособие направлено на оказание помощи педагогам в распределении часов на каждый раздел, блок, что в дальнейшем позволит облегчить учителю планировать время, необходимое на отработку определенных тем исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы и материально-технического обеспечения мастерской.
Серьезнейшей проблемой педагогических коллективов специальных (коррекционных) учреждений является проблема формирования навыков социально-адаптированного поведения к условиям современного общества у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существенная роль в решении данной проблемы принадлежит трудовому обучению и воспитанию.
Обучая детей трудовым навыкам, основам доступной профессии, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимодействие в коллективе.
Совершенно очевидно, что трудовое воспитание тесно связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим и т. д.
Основная задача трудового обучения – дать школьникам специальных (коррекционных) учреждений профессиональное начальное образование.
Знания, полученные ими на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.
Трудовое обучение содержит отдельные элементы политехнизации: так девочки в школе изучают швейное дело, как правило, параллельно с кружевоплетением, вязанием, вышивкой и др., а мальчики осваивают столярное дело с элементами слесарного.
Многолетняя практика организации трудового обучения и воспитания школьников в коррекционных учреждениях показывает, что труд является важнейшим средством воспитания детей, способствует их более безболезненной адаптации в обществе в дальнейшем. Учителя уделяют большое внимание внешнему виду учащихся, развивают полезные привычки: опрятность, аккуратность, отрабатывают навыки по самообслуживанию в ремонте мебели и школьной одежды. Большое значение в специальных (коррекционных) школах имеет наличие мастерских с полным комплектом технического оборудования и инструментов.
Педагогической парадигмой трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья является личностно ориентированный подход в обучении и воспитании.
Трудовое обучение в коррекционной школе содержит ряд этапов.
Каждый из них решает наряду с общими специфические для данного этапа задачи.
1-й этап охватывает обучение в 1–3 классах. На этом этапе у учащихся формируется первоначальный трудовой опыт.
К специфическим задачам данного возрастного периода относятся:
– изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения;
– формирование ряда организационных умений и навыков. Учащиеся должны овладеть конкретными умениями: правильно и быстро надевать спецодежду, убирать рабочие места, не мешать друг другу.
2-й этап – 4 класс – обучение проводится на базе профессиональных мастерских.
Здесь учащиеся учатся строго соблюдать порядок использования станков, инструментов, швейных машин.
На этом этапе педагоги делают окончательный вывод о трудовых возможностях ребенка, его профессиональной ориентации. Здесь уместно педагогам разработать мониторинг изучения состояния профессионально-трудовой подготовки учащихся, вести диагностику и систематически заполнять карту обученности.
Специфические задачи 3-го этапа (5–8 классы) обусловлены переходом к профессиональному обучению.
С 5 класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по тем профессиям, которые выбраны конкретным учебным заведением в полном соответствии с обязательным минимумом содержания трудовой и профессионально-трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья и условиями школы.
Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения.
На данном этапе более широко, чем на предыдущих, решается задача развития качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, коллективность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).
4-й этап – 9 класс – отличается от других углубленной специализацией по избранной профессии. На этом этапе целесообразно в педагогической деятельности опираться на проектные методы обучения, что обогащает практику многообразием личностно ориентированных технологий.
Целью проектного обучения девятиклассников является создание условий, при которых учащиеся:
– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают у себя исследовательские умения и мыслительные функции.
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по швейному делу.
5–9 классы 6
Швейное дело. Тематическое планирование. 5 класс 8
Швейное дело. Тематическое планирование. 6 класс 9
Швейное дело. Тематическое планирование. 7 класс 57
Швейное дело. Тематическое планирование. 8 класс 94
Швейное дело. Тематическое планирование. 9 класс 9
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по переплетно-картонажному делу. 5–9 класссы 9
Картонажно-переплетное дело. Тематическое планирование. 5 класс 161
Картонажно-переплетное дело. Тематическое планирование. 6 класс 185
Картонажно-переплетное дело. Тематическое планирование. 7 класс 209
Картонажно-переплетное дело. Тематическое планирование. 8 класс 9
Картонажно-переплетное дело. Тематическое планирование. 9 класс 252
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Дело в том,что автор этого пособия работает в специальном коррекционном учреждении 8 вида и является преподавателем одновременно и швейного, и картонажного дела. Поэтому и счел нужным расположить в одном сборнике тематические планирования (рабочие программы) для двух учебных дисциплин.
Программы расположены друг от друга отдельно, т.е. половина сборника для швейного дела, половина - картонажное, никак друг другу не мешая.
Поурочное планирование по картонажно-переплётному делу пока не выпущено.
Подробнее:
Можно сначало ознакомиться с введением и содержанием этого пособия, прежде чем делать заказ.