Практикум по отработке навыков оказания первой помощи: Видеоинструктажи, средства и приемы, методика обучения в мультимедийном приложении
Код | 2960о |
Авторы-составители | Коновалова Н. Г., Иванов Ю.П., Гилев М.Л. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь преподавателю с мультимедийным сопровождением |
ISBN | 978-5-7057-5169-3 |
Страниц | 108 |
УДК | 373.3/.5 |
Штрихкод | 9785705751693 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 4 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 92 г |
В соответствии с требованиями ФГОС пособие ориентировано на формирование обобщенных способов образовательной деятельности, приобретение обучающимися практического опыта, умения использовать его для решения задач. Материалы практикума адресованы учителям физической культуры и ОБЖ, учителям физики, биологии и географии для подготовки и проведения интегрированных уроков и демонстрации практического применения теоретических знаний, полученных в ходе изучения данных предметов.
Проведение занятий по освоению приемов оказания первой медицинской помощи в условиях загородной экскурсии, туристического похода имеет большое воспитательное значение: формирует у школьников такие качества личности, как самостоятельность, самообладание, готовность оказать помощь человеку, попавшему в беду; учит ценить свою жизнь.
Пособие может заинтересовать педагогов системы дополнительного образования, работающих в сфере спорта, туризма, военно-прикладной и краеведческой направленности; полезно студентам педагогических вузов.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Задача первой медицинской помощи состоит в том, чтобы путем проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания, предупредить развитие возможных осложнений.
Что необходимо знать о первой медицинской помощи и каковы правила ее оказания при экстремальных ситуациях в туристическом походе? Эти и другие вопросы рассматриваются в данном пособии как в теоретической форме, так и на практике.
Представленные материалы рассчитаны на определенный этап подготовки и соответствующие знания обучающихся основного и среднего общего образования.
Задачи пособия:
- сформировать представления о первой медицинской помощи;
- научить определять ситуации, в которых человек нуждается в оказании первой помощи;
- помочь овладеть частными методиками оказания первой помощи.
Положительные стороны данного учебно-методического пособия состоят в следующем:
- Пошаговое, хорошо иллюстрированное описание выполнения приемов оказания первой медицинской помощи в туристическом походе.
- Электронный вариант пособия с фото- и видеодемонстрациями оказания первой помощи пострадавшему в походе.
- Наличие ситуационных задач (кейсов), что мобилизует подростков применять полученные знания и сформированные навыки в нестандартных ситуациях, экспериментировать, выбирать наиболее подходящие варианты оказания первой медицинской помощи с учетом заданных условий.
- Задания в виде учебных проблемных ситуаций.
- Работа с фото-, видео- и аудиоматериалом.
В книге подробно рассмотрены вопросы оказания первой медицинской помощи при травмах, попадании инородных тел в дыхательные пути, утоплении, проведение сердечно-легочной реанимации и транспортировки пострадавшего в условиях туристического похода.
В соответствии с требованиями ФГОС пособие ориентировано на развитие у обучающихся умения учиться, способности к организации своей учебной деятельности, получение опыта этой деятельности и умения использовать опыт для решения практических задач.
Материалы практикума адресованы учителям физической культуры и ОБЖ, учителям физики, биологии и географии для подготовки и проведения интегрированных занятий и демонстрации практического применения теоретических знаний, полученных в ходе изучения данных предметов; полезно студентам педагогических учебных заведений. Пособие может заинтересовать преподавателей системы дополнительного образования, работающих в сфере спорта, туризма, военно-прикладной и краеведческой направленности и всех, кто хочет научиться оказывать первую помощь пострадавшим при различных травматических повреждениях и неотложных состояниях в экстремальных ситуациях.
В пособии реализуются положения ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.
В настоящее время образование в России приобретает все более практико-ориентированный характер. В пояснительной записке действующего ФГОС основного общего образования среди основных направлений модернизации российского образования перечислены: деятельностный характер образования, его направленность на получение учащимися опыта практической деятельности; формирование готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) носят практико-ориентированный характер. С одной стороны, жизнь в любой момент может потребовать сдать экзамен по данным учебным дисциплинам, использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач, как это прописано во ФГОС. С другой стороны, освоение на практике способов оказания первой помощи позволяет школьникам понять всю ценность знаний, полученных при изучении других предметов, таких как, например, физика, биология, и применить эти знания, что особенно важно в свете современных требований к уровню подготовки выпускников, заданных в деятельностной форме.
Физическая культура и ОБЖ – предметы прикладные по своей сути, хотя не все разделы ОБЖ могут быть детально проработаны в практической деятельности учащихся под контролем преподавателя. Оказание первой медицинской помощи – тот раздел, который может быть проработан пошагово.
Большие возможности для формирования практических навыков оказания первой помощи, тренировки поиска решения в нестандартных ситуациях открывает проведение загородных экскурсий, туристических походов, что дает возможность интегрировать этот раздел предметов ОБЖ и физической культуры с географией. Такие формы проведения занятий позволят педагогу научить школьников определению адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, умению комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, как того и требует ФГОС основного общего образования.
Получение навыков оказания первой медицинской помощи не может ограничиваться изучением и конспектированием учебника, скорее, в соответствии с требованиями Стандарта необходимо отрабатывать конкретные приемы, моделировать разные варианты оказания первой помощи с учетом различных учебных ситуаций. Это формирует не только знание и опыт применения приемов, но и знание рамок своей компетенции, психологическую готовность школьника, умение не растеряться в сложной ситуации, прийти на помощь, не подвергая опасности свою жизнь и здоровье. Проведение практических занятий по освоению приемов оказания первой медицинской помощи, реализация проектной деятельности по отработке сформированных практических навыков в условиях загородной экскурсии, туристического похода позволяет не только сформировать в рамках предметов «Физическая культура» и «ОБЖ» соответствующие компетенции, но имеет определенное воспитательное значение, формируя у школьников готовность оказать помощь человеку, попавшему в беду.
Стандарт основного общего образования предусматривает овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры, как необходимым условием развития и социализации школьников. Причем в рамках познавательной деятельности для познания окружающего мира рекомендуется использовать такие методы, как опыт, эксперимент, моделирование. Педагогу важно научить школьников определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, умению комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Учащиеся должны проводить исследование несложных практических ситуаций, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Для этого удобно использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты, чтоб доказать выдвигаемые предположения, сделать описание результатов этих работ. Важно развивать у учащихся интерес к творческому решению учебных и практических задач; умения мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; участвовать в проектной деятельности.
Получение навыков оказания первой помощи в определенной ситуации может быть представлено в виде ситуационной задачи, варианта проектной деятельности. Предварительно в классе учащиеся в микрогруппах решают ситуацию теоретически, затем в условиях однодневного туристического похода проверяют на практике предложенные решения, вносят необходимые коррективы, после чего делают итоговый отчет и защищают свой проект или ситуационную задачу. Это дает им возможность овладеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий, приучает к поиску и устранению причин возникших трудностей, как того и требует Федеральный стандарт.
Стандарт образования предполагает формирование у учащихся умения соотносить приложенные усилия с результатами деятельности. Это умение как нельзя более востребовано при оказании первой медицинской помощи, когда счет времени идет на секунды, человек, оказывающий помощь, может подвергаться серьезному риску. В некоторых ситуациях физические возможности спасателя ограничены, что диктует необходимость выбора наименее трудоемкого способа оказания первой медицинской помощи. Проектная деятельность и решение ситуационных задач могут оказаться очень полезными.
Школьников делят на микрогруппы и каждой группе предлагают свой вариант задания по изученной теме.
Сравнение разных способов оказания первой медицинской помощи в условиях туристического похода происходит по следующему алгоритму:
– вспомнить изученные ранее способы оказания первой медицинской помощи;
– соотнести их с конкретной (заданной) ситуацией;
– отобрать и сгруппировать различные приемы, адекватные заданной ситуации;
– апробировать их на практике;
– оценить эффективность;
– составить отчет о проделанной работе;
– провести защиту проекта.
Содержание
Введение 3
Первая медицинская помощь, ее роль в современном обществе 8
Травма. Виды травм 12
Раны и ушибы 15
Кровотечение. Виды кровотечений 22
Растяжение связок, вывихи, переломы костей 31
Черепно-мозговая травма 38
Термотравма 42
Наложение повязок. Транспортная иммобилизация 53
Транспортировка пострадавшего 71
Тепловой и солнечный удар 75
Попадание инородного тела 81
Утопление. Виды утопления 91
Сердечно-легочная реанимация 96
Литература 103
Содержание мультимедийного приложения
Доклад и презентация «Как оказать первую помощь в походе».
Видео «Первая помощь в туристском походе. Способы транспортировки пострадавшего».
Видео «Транспортировка пострадавшего» (инструктажи 1–4).
Видео «Спасение утопающих» (инструктажи 1–5).
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом