Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада
Код | 868я |
Авторы | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. |
Издательство | Учитель, г. Воронеж, 2009 |
ISBN | 5-98225-014-7 |
Страниц | 392 |
УДК | 373.2.016(076) |
Штрихкод | 9785982250148 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 20 (мм) |
Вес | 292 г |
Пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернерами.
Подробное описание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
(предисловие от научного редактора)
Программа «Детство» известна сравнительно недавно. Но она уже завоевала у воспитателей дошкольных учреждений авторитет и популярность, как эффективный ориентир для создания из детского сада второго дома ребенка. Здесь, под руководством умного, чуткого, доброго взрослого, шаг за шагом он познает окружающий мир, радость дружбы, творчества, самостоятельной деятельности, познает свои личные возможности.
Однако работа по этой программе не всегда доступна воспитателям.
Основные затруднения связаны не только с отсутствием методических разработок. Зачастую воспитатели не совсем четко представляют возможности и особенности развития детей дошкольного возраста, поэтому с некоторым недоверием относятся к целям и задачам программы, к ее не совсем привычному содержанию и методам.
Цель же у программы «Детство» весьма простая: всестороннее развитие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Для ее достижения авторы (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, М. В. Крулехт, Л. М. Маневцева, З.Л. Михайлова, Т.Д. Рихтерман, Е. Н. Иванова, Л. М. Гурович, К. А. Курочкина и др.) предлагают развивать ребенка не за счет интенсивных методов и средств обучения, а посредством создания благоприятных условий. Иными словами, предлагается организовывать саморазвитие ребенка, используя воспитательный и обучающий потенциал обычного детсадовского интерьера, дополненный доступными для самостоятельного изготовления пособиями.
В связи с этим, появляется возможность без особых затруднений создать условия для совместного участия детей во всех видах деятельности (познавательной, созидательной, игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.). Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Для этого из места обычного отбывания положенного срока пространство детско сада преобразуется в среду творческой жизнедеятельности ребенка. Все привычные задачи (направления) воспитания - формирование этических и эстетических представлений, физкультурно-оздоровительное, воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, развитие культурно-гигиенических навыков и т. д. решаются с позиций включения ребенка в значимую для его возраста деятельность.
Какая деятельность значима? В этой книге предложены методические разработки годичного цикла развивающих занятий для младшего дошкольного возраста (третий и четвертый годы жизни). Конечно, можно использовать их и без знания специфики этого периода. Но основной смысл программы заключен не в максимальном ускорении развития ребенка и не в подготовке к обучению в школе. Ее главная задача состоит в том, чтобы создать условия, наиболее соответствующие возрастным особенностям и возможностям развивающейся личности.
Другую задачу, не менее важную, можно определить, как умение взрослых видеть в ребенке личность.
Что же особенного в младшем дошкольном возрасте? На что следует обращать внимание, чтобы увидеть в трехлетнем ребенке зарождающуюся личность?
По мнению известной английской писательницы, психолога и дошкольного педагога Дженни Лешли, главное для малыша - считают ли себя взрослые активными участниками его развития или же пассивными наблюдателями. Активное участие - это не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый в мире ребенка - чуткий и готовый приспособиться человек.
Это означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием. Для этого необходимо знать, что, собственно, личностное возникает и требует поддержки в этом возрасте. К его особенностям относят так называемый «кризис трех лет», во время которого и закладываются личностные особенности. Происходит это благодаря противоречиям, возникающим в связи с развитием целого ряда потребностей: в общении, во внешних впечатлениях, в движениях, в уважении и т. д. Борьба этих противоречий уже в столь малом возрасте может привести или к благополучному развитию личности или к остановке этого роста, что в дальнейшем сказывается в виде печально известного состояния - «ЗПР» (задержка психического развития).
Как считают наши известные специалисты по дошкольной педагогике и психологии (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. Ю. Кулагина, М. В. Матюхина, Д. Б. Эльконин и др.), кризис трех лет - это граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой, эмоциональной системы отношений и начало перехода к новой, более осмысленной, внутренне осознаваемой, мотивированной системе речевого общения.
Этот возраст обычно называют «временем миллиона вопросов». Младшие дошкольники хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Выслушивая ответы, он требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Если такое отношение отсутствует, если новые отношения со взрослыми не складываются, инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления: негативизм и упрямство.
К трем годам появляются личные действия, осознание своей самостоятельности («я сам»), требующие выражения в деятельности. Наиболее значимая для этого возраста деятельность - ролевая (творческая) игра. Она воплощает основные потребности младшего дошкольника, поскольку вырастает из предметно-манипулятивной деятельности — игры с предметами, которой он к этому возрасту уже овладел. Если раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого, то сейчас он начинает осознавать, что действует сам и действует как взрослый. Играя, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность, они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате: для кого и для чего они изображают натирание морковки, мытье посуды, нарезание хлеба. В лучшем случае, для них важны не столько действия, сколько отношения, стоящие за этими действиями.
Основным, как бы «заказанным» природой, новым видом деятельности становится игра. Но для того, чтобы игра состоялась как условие позитивного развития, должно произойти коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Это означает, что скорее взрослым, а не, как повелось, ребенку, следует меняться, учиться, адаптироваться. Дошкольные психологи сходятся на том, что успешное преодоление кризиса средствами игры возможно, если создана благоприятная среда для познавательного общения.
В опыте детского сада № 53 г. Воронежа, послужившего экспериментальной базой для реализации программы «Детство» и представленного в этой книге, основанием для создания такой среды стала идея о сближении условий дошкольного учреждения с условиями хорошей семьи. Развитие внутреннего мира ребенка, становление образа своего «я», по мнению Ж. Пиаже, начинается с понимания необходимости «комфорта уединения». Хорошие (нормальные) родители всегда предусматривают в квартире места, где ребенок мог бы побыть один. Это - одна из новых и важнейших потребностей трехлетнего малыша, реализуя которую он получает первую возможность осмысления происходящего и себя в происходящем. Это и новая потребность в безопасности, которая только интуитивно ощущается как необходимость отстранения, в том числе - и от родителей, с чего, собственно, и начинается первичная работа сознания по «производству своего «я».
В обычном детском саду таких мест, как правило, нет. Здесь считается, что ребенок должен быть постоянно на виду. Это прибавляет уверенности воспитателям в его безопасности, но лишает основы безопасности, способности к самостоятельности самого ребенка, приучает его быть полностью зависимым от воспитателя. Малыш, забившийся в свой шкафчик для вещей и плачущий там — привычная картина.
Детские сады, работающие по программе «Детство», являются в этом смысле редким исключением. Для этого пространство помещений преобразуется в разнообразные «уголки» и «центры», которые восполняют еще одну дет-скую потребность - в развитии познавательного общения. Так, в «уголке семьи» можно поиграть, ощущая чувство домашнего уюта в семье, где тебя любят и понимают, а в «уголке грусти» отпадает необходимость назойливого успокоения со стороны воспитателей. Здесь ребенок может вытащить из карманчика маленькую игрушку и, обняв ее, погрустить. А может рассказать другу-лесовичку про свою грусть. Здесь, среди живой зелени всегда хорошо и приятно. При желании можно позвонить маме или бабушке — и грусть сразу пройдет.
В каждом уголке можно найти сделанные воспитателями или «Чудесный мешочек», или «Чудесную шкатулку», или «Чудо-птицу», которые ежедневно преподносят детям маленькие сюрпризы.
Каждому малышу уже хочется иметь свои секреты, личные, никому не рассказанные. Для этого в группах есть «сундучки секретов» или «шкатулки с секретами». Здесь дети рассказывают свои самые сокровенные тайны, сохраняемые в сундучках и шкатулках.
Если хочется поиграть в школу, всегда в доступном месте для любого ребенка доска и цветные мелки. Есть желание - потренируйся в написании букв или цифр, можешь просто порисовать, а хочешь - дорисуй то, что не дорисовал воспитатель. Утром на доске всегда задание для развития логического мышления - лабиринт или кроссворд, а может и алгоритм...
Воспитатели организуют жизнь детей так, чтобы повседневно придавать огромное значение всем мелочам, касающимся их воспитания. В группах есть «шкаф находок». В этот шкаф дети, родители, воспитатели приносят все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камушек, ракушка... Разговоры вокруг находок могут вестись в этот же день, а могут быть по взаимному согласию отложены на определенное время, когда в шкафчике соберется несколько интересных предметов.
«Уголок потерянных вещей». Он очень важен для воспитания собранности. Если кто увидит, что вещь лежит не на месте - сразу же несет в этот уголок: или положат вещи в карманчик, или повесят на руку чучела.
В группах есть «уголок добра». В одной группе живет фея, которая видит все добрые дела детей и дарит им сердечки. В другой - ангел зажигает для детей звезды. В третьей группе - дерево с прозрачными мешочками, в которых появляются чудесные камешки. Итоги" можно подводить ежедневно или еженедельно. Главное в данном случае - умело руководить этим процессом, не использовать награду как средство стимулирования хороших поступков ребенка напоказ. А добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь другу завязать шнурок, не обидеть муравья, помыть игрушки и многое другое. Главное - вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда вы вместе с ним подсчитаете, что у него накопилось много отметок за добрые дела.
По определенным признакам дети сами запоминают, где чей мешочек, и свое заслуженное сердечко или звездочку никогда не перепутают с другой.
Особое внимание уделяется «уголку спорта», где дети могут свободно поиграть с кеглями и мячами, обручами и прыгалками, походить босиком по 1 контактным коврикам.
Для развития познавательной активности создаются разнообразные «центры». «Центр конструирования» очень любят мальчики, потому что здесь можно соорудить межпланетный корабль, подводную лодку, крепость по чертежам и схемам, а можно сконструировать то, чего на свете не бывает. Девочкам нравятся образцы сумочек, украшений, сундучков, купальной одежды и т. д.
Программа «Детство» с разных сторон ориентирует воспитателей на развитие детского творчества. Для художественного творчества используются большие фланелеграфы (ковроланы), доски творчества для ниткографии или растягивания резиночек. Используя их, ребята выкладывают целые сюжетные картины, сказки, ситуации, «рисуют» из ниток, кусочков синтепона и драпа целые картины. На доске с гвоздиками можно растянуть из разноцветных резиночек разные геометрические фигуры, а потом узнать в этом произведении какой-то силуэт или предмет, придумать замысловатый узор и т. д.
В «Центре театрализованной деятельности» ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игр — драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развивать свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.
Коллекционирование развивает умения систематизировать, обобщать, углублять познания. Дети вместе с воспитателями и родителями могут собирать коллекции семян цветов, злаков, овощных культур; морских камней; открытки с изображениями животных и птиц; марки; различные наклейки и вкладыши и т. д.
Для умственного развития существует «Математический центр», где много развивающих игр: «Кубики для всех», «Уникуб», «Сложи узор», палочки Кюи-зенера, блоки Дьенеша, наборы «Учимся читать», счетные палочки, головоломки, алгоритмы и другие. В «Географическом центре» дети знакомятся с миром, моделью земли - глобусом, языками и традициями других народов, животным и растительным миром разных стран. В «Центре краеведения» дети знакомятся с родной улицей, детским садом, любимым городом. Здесь они учатся ориентироваться по карте города, узнавать на ней свои дома, знакомые и незнакомые улицы, определять, где расположен их детский сад, театры и парки. Таким образом малыши приобщаются к самобытной культуре города, к его традициям.
Возникновению любви к родному языку помогает «Центр развития речи», где дети могут полистать книги «Русский язык», «Букварь», «Азбуку», поиграть с кубиками Зайцева и выложить какие-нибудь слова, составить рассказ по схемам, придумать алгоритм сказки, рассмотреть серии картинок и др. Дети сами сочиняют сказки, оформляют книги, рассматривают свои семейные альбомы и рассказывают по фотографиям о своих любимых родных.
Осуществление детьми образовательного содержания программы «Детство» происходит в повседневной жизни, путем интеграции естественных для младшего дошкольника видов деятельности. Основная задача воспитателя — ^наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
В связи с этим, предлагаемые Вам содержательные технологии построены по единой схеме, которая позволяет ненасильственно управлять развитием личности. С этой целью каждое занятие целостно обращено к наиболее сущностным потребностям детей младшего дошкольного возраста: в познавательной и игровой деятельности, общении, творчестве.
Каждое занятие имеет семь постоянных частей: первые две части разносторонне представляют познавательное развитие; затем следует часть, посвященная развитию речи, далее - развитию математических представлений, рисованию, лепке (или аппликациям) и завершают занятие ситуации общения.
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Но в этом возрасте пороги ощущений начинают снижаться. Это компенсируется повышением остроты зрения и точностью различения цветов, развитием слуха, точности оценок веса предметов. Появляется способность сознательно выделять различные части чувственно воспринимаемых вещей, явлений и преобразовывать эти сведения в управляемые самим ребенком образы и действия с ними. Это явление получило название перцепция - осознаваемое восприятие. Оно отличается от сенсорного освоения именно своей осознанностью и является его продолжением, но уже на более высоком, осмысливаемом уровне деятельности.
Наиболее характерными становятся такие действия ребенка, которые позволяют ему обследовать предметы, выделять в них наиболее типичные свойства - разделять и соединять ощущения, придавая им характеристики сенсорных эталонов, общепринятых образцов восприятия. Эти эталоны (образцы) формируются в деятельности лепки, рисования, конструирования. Такая деятельность, при правильной организации, закладывает основы для перехода на более высокую ступень развития - от наглядно-действенного к образному мышлению. Важнейшими условиями развития нормального восприятия и осмысления воспринимаемого становятся ритм и наглядность. Наиболее доступными формами для развития сенсорных эталонов в этом возрасте являются геометрические формы - квадраты, треугольники, круги и цвета спектра.
В связи с этим, содержательный материал каждого занятия представляется в наиболее яркой, наглядной форме разноцветных кругов, квадратов и т. д. Ритм познания предлагаемого содержания задается алгоритмом действий с конкретными предметами. Поэтому технология проведения занятий разработана с опорой на наиболее значимый для его темы алгоритм, которым оно и сопровождается.
Предлагаемые в этой книге занятия подробно и разнообразно представляют не только технологии, но и содержание программы «Детство» с учетом возможностей и особенностей детей младшего дошкольного возраста. Поэтому, чтобы избежать типичных затруднений, воспитателю, использующему эти разработки, имеет смысл хорошо обдумать, почему они представлены именно в такой последовательности, почему предлагаются именно такие иллюстративные материалы, задания, игры. Только после того, как Вам лично станут понятны причины такого представления методического материала, стоит применять их в Вашей работе с детьми.
И последнее напутствие: в каждом занятии предусмотрено участие Вашей неповторимой, любящей и чуткой души. Не пройдите мимо этой замечательной возможности, приоткройте свою душу ребенку - и он откроется Вам!
Содержание
Предисловие 3
От авторов 10
Сентябрь
Первая неделя «Наша группа» 12
Вторая неделя «Игры и игрушки» 24
Третья неделя «Труд помощника воспитателя» 34
Четвертая неделя «Друзья» 44
Октябрь
Первая неделя «Учимся знакомиться» 54
Вторая неделя «Осень» 62
Третья неделя «Фрукты» 72
Четвертая неделя «Овощи» 81
Ноябрь
Первая неделя «Грибы» 90
Вторая неделя «Дикие животные» 100
Третья неделя «Домашние животные» 110
Четвертая неделя «Птицы» 121
Декабрь
Первая неделя «Домашние обитатели» 131
Вторая неделя «Транспорт» 141
Третья неделя «Дорожная безопасность» 151
Четвертая неделя «Новый год» ……………………………………………… 160
Январь
Первая неделя «Труд повара» 170
Вторая неделя «Зима» 182
Третья неделя «У кого какие шубки» 193
Четвертая неделя «Зимние развлечения» 206
Февраль
Первая неделя «Труд врача» 216
Вторая неделя «Здоровье» 227
Третья неделя «Папа» 238
Четвертая неделя «Наши добрые дела» 246
Март
Первая неделя «Мама» 255
Вторая неделя «Семья» 265
Третья неделя «Гости» 278
Четвертая неделя «Квартира» 288
Апрель
Первая неделя «Город» 299
Вторая неделя «Пожарная безопасность» 310
Третья неделя «Игрушки» 321
Четвертая неделя «Магазин» 331
Май
Первая неделя «Весна» 343
Вторая неделя «Водичка-водичка» 354
Третья неделя «Труд взрослых» 366
Четвертая неделя «Цветы» 376
Использованная литература 387
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом