Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей.
Код | 122ц |
Авторы | Коллектив авторов |
Издательство | УЦ "Перспектива", 2009 |
ISBN | 978-5-98594-174-6 |
Страниц | 272 |
Штрихкод | 9785985941746 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 10 (мм) |
Вес | 273 г |
Методическое пособие предназначено для руководителей всех уровней системы дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, других социальных институтов, работающих с детьми в сфере свободного времени: педагогам, учителям, методистам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, ученым и практикам, интересующимся проблемами социально-педагогической и социокультурной направленности деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Подробное описание
Введение
В настоящее время самостоятельным и достаточно эффективным направлением повышения качества дополнительного образования детей научно-педагогическими и образовательными коллективами признаются новые опытно-содержательные элементы социального воспитания социокультурной направленности; синтезированное единство теории и практики социального воспитания и социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей; современные ценностные ориентации детей и молодежи и их социокультурное пространство. Совершенствуется социально-педагогическая деятельность этих учреждений. В практике деятельности крупнейшего учреждения дополнительного образования детей — Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества впервые в проектном режиме реализуется комплексная программа «Социальная педагогика детства».
Повышенный интерес науки и практики к этим проблемам в целях стратегического развития учреждений дополнительного образования детей обусловливает: 1)систематизацию социально-педагогических основ их деятельности в современных условиях; 2)создание оптимизированной социально-педагогической модели деятельности с учетом целесообразности усиления в ней содержания социокультурной направленности; 3)эффективного использования социально-педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности как одного из действенных факторов решения их образовательно-воспитательных задач в сфере свободного времени детей, (в т.ч. и в каникулярное время); 4)социально-педагогическую интеграцию учреждений дополнительного образования детей в деятельность других социальных институтов.
Следует отметить, что дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного и социокультурного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения, что нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе развития образования, Приоритетном национальном проекте «Образование». Дополнительное образование определяется как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, личностно, социально, профессионально.
Модернизация дополнительного образования детей предполагает следующие цели:
- усиление роли социокультурной деятельности в содержательно-технологическом плане как одного из важнейших условий устойчивого развития этой системы;
- обеспечение современного качества, доступности и эффективности образования;
- развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных школ;
4) интеграцию общего и дополнительного образования на основе лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования;
5) координацию деятельности детских общественных организаций и объединений социокультурной направленности.
Достижение поставленных целей обусловливает решение учреждениями дополнительного образования детей множества задач:
- Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей с усилением социокультурной направленности в содержании их деятельности.
- Совершенствование социально-педагогической деятельности и содержания дополнительного образования детей.
- Разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей, характеризующихся новизной содержания и методов образовательной и социокультурной деятельности, гибкостью и вариативностью, базирующихся на таких принципах, как: ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и об
щечеловеческие ценности; формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; обращение к тем проблемам, темам, образовательным и социокультурным областям,
которые являются личностно значимыми для детей и, которые недостаточно представлены в основном образовании; развитие познавательной, творческой, социальной активности ребенка, его нравственных качеств; обязательная опора на содержание основного образования, использование историко-культурологического потенциала социума. На основе этих принципов можно выстраивать работу, которая будет отвечать социокультурным особенностям конкретного социума, города, региона, традициям и условиям данного образовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов. - Развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и качественного дополнительного образования и социокультурного развития детей.
- Создание условий для сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями образования других образовательно-
воспитательных социальных институтов, работающих с детьми в сфере свободного времени. - Выявление лучшего опыта дополнительного образования детей и их социокультурной деятельности в отечественной педагогической практике и распространение этого опыта через различные
формы повышения квалификации педагогов и воспитателей. - Сохранение и укрепление кадрового педагогического состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований.
- Укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования детей.
- Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности учреждений дополнительного образования детей.
Решение поставленных задач особенно значимо для повышения эффективности процесса социального воспитания детей и социокультурной деятельности образовательных учреждений в сфере свободного времени детей в целом, поскольку появляется возможность обеспечить:
- Формирование единых подходов, требований, терминологии в деятельности всех социальных институтов государства и общества, реализующих разнообразные программы дополнительного образования в сфере свободного времени детей.
- Создание полного и унифицированного комплекта документов по нормативно-правовому закреплению дополнительного образования детей; разработку инновационных образовательных и
культурно-досуговых программ дополнительного образования детей, соответствующих Федеральным требованиям к их содержанию и оформлению. - Систематизацию программно-методических комплексов дополнительного образования детей; создание системы мониторинга дополнительного образования и интернет-информационных образовательных ресурсов этой сферы в виде банков нормативной документации, образовательных и других программ, научно-методических разработок и др.
- Совершенствование экспертизы программного и методического обеспечения.
- Повсеместное использование лучших традиций внешкольных учреждений, программно-методического потенциала, форм и методов образовательной и социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования с другими социальны ми институтами, работающими с детьми в сфере их свободного времени.
- Исключение фактов нарушения принципов, форм и методов дополнительного образования детей при организации образовательного процесса в других образовательно-воспитательных институтах, работающих с детьми в сфере свободного времени.
- Повышение уровня методического оперативного информирования этих учреждений и педагогических работников по вопросам дополнительного образования и социокультурного развития детей.
Следует отметить, что в предыдущее десятилетие в контексте обозначенных подходов педагогической наукой, инновационной практикой, органами управления образованием основное внимание фокусировалось на образовательной деятельности, на ее научном обеспечении и программировании. Это позволило получить существенные результаты в развитии этого направления деятельности в системе дополнительного образования детей, обозначенного Законом РФ «Об образовании» (в редакции 1996 года) в качестве основного. В настоящее время на основе вышеуказанных подходов предполагается осуществление комплекса мер, связанных с:
- теоретико-методологическим осмыслением и концептуальным обоснованием парадигмы социального воспитания детей и его социокультурного содержания в УДОД;
- особым выделением актуальных проблем социального воспитания и социокультурной деятельности данных учреждений в современных условиях, решение которых оптимизирует создание организационно-технологического механизма их развития;
- анализом характеристики и социокультурных особенностей дополнительного образования в современных условиях;
- усилением социально-педагогического потенциала детских объединений;
- широким распространением обобщенной передовой практики социального воспитания и социокультурной деятельности клубных общностей и объединений.
Признавая, что повышение эффективности социального воспитания и социокультурнго развития подрастающего поколения на современном этапе - задача государственной важности, авторский коллектив в составе известных ученых и практиков предпринял попытку: 1) теоретического осмысления социального воспитания и социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей на современном этапе; 2)установления ценностных ориентации подрастающего поколения; 3)научно-содержательного наполнения воспитания как явления объективной реальности; раскрытия роли и содержания деятельности социальных институтов, участвующих в этом процессе, особенно тех, кому отводится ключевая роль в организации свободного времени детей; 5)создания целостной модели социально-педагогической деятельности; 6)раскрытия базовых элементов механизма совершенствования социокультурной деятельности УДОД на практике.
Необходимо отметить, что в системе дополнительного образования детей настоящая книга — это первая фундаментальная работа, которая содержит теоретические основы и инновационные прикладные аспекты, раскрывающие сущность социально-педагогической и социокультурной деятельности, их особенности и спектр пересечения. Не претендуя на всеобъемлющий характер раскрытия проблемы, авторы считают, что книга позволит привлечь внимание ученых, руководителей органов управления образованием, энтузиастов прогрессивной практики к этой важнейшей составляющей деятельности УДОД, что позволит совместными усилиями продолжить ее научную разработку и практическую реализацию, особенно в плане программирования и проектирования социокультурной деятельности и социокультурного развития детей.
Работа предназначена для руководителей всех уровней системы дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, других социальных институтов, работающих с детьми в сфере свободного времени: педагогам, учителям, методистам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, ученым и практикам, интересующимся проблемами социально-педагогической и социокультурной направленности деятельности УДОД.
Монахов Д.Л., Жданова Н.К., Фомина А. Б.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Гл а в а 1
Теоретико-методологическая парадигма социального воспитания в сфере
свободного времени детей и его социокультурного содержания 8
§ 1. Актуальные проблемы социального воспитания детей
и социокультурной деятельности УДОД в современных условиях ... . 8
§ 2. Характеристика и социокультурные особенности дополнительного образования детей в современных
условиях 26
§ 3. Детские объединения и социальная обусловленность их
существования 37
§ 4. Сущностная характеристика общественных объединений и их роли
в социальном воспитании детей и подростков 46
§ 5. Практика социального воспитания и социокультурной деятельности
в клубных общностях и объединениях
(историко-педагогический анализ) 68
Глава 2
Социально-педагогические основы деятельности УДОД в современных
условиях 79
§ 1. Социально-педагогическая сущность содержания деятельности
учреждений дополнительного образования в сфере свободного
времени детей 81
§ 2.Социальная педагогика — научная основа социально-
педагогической деятельности педагогических коллективов
учреждений дополнительного образования детей 94
§ 3. Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного
образования детей 99
§ 4. Социально-педагогический потенциал культурно-досуговой
деятельности УДОД 106
§ 5. Каникулярное время детей как социально-педагогическая
компонента деятельности УД ОД 126
Глава 3
Содержательно — прикладные аспекты совершенствования
социокультурной направленности деятельности УДОД 144
§1. Теория и практика социального воспитания как основа
развития социокультурной деятельности УДОД 144
§2. Современные ценностные ориентиры детей и молодежи —
главный вектор совершенствования социально-педагогической
и социокультурной деятельности УДОД 165
§3. Социально-педагогическая деятельность и празднично-игровая культура детства: проблема границ и смысловой определенности
в дополнительном образовании 178
Истоки социально-педагогической направленности и основы
ее качественной определенности 180
О возможной классификации программ социально-
педагогической направленности 184
§4. Социально-культурная деятельность УДОД как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор
развития празднично-игровой культуры детей 188
Культурно-досуговая деятельность УДОД в контексте
проблемного анализа 191
Образовательные и социокультурные потребности и интересы
детей 193
Социально-культурная деятельность как значимая
составляющая социокультурного пространства УДОД 203
Структура социально-культурной деятельности в сфере
дополнительного образования детей 206
§ 5. Программирование культурно-досуговой деятельности в УДОД.
Социальное значение культурно-досуговых программ 222
§ 6. Комплексный подход к организации социокультурной
деятельности: опыт реализации программы «Праздники детства» . 234
Заключение 246
Приложения
Положение о городском Центре по взаимодействию с детскими
общественными объединениями 247
Положение о «Доброхотах» 250
Доброхотский лагерь «Родник» 253
Программа летнего доброхотского оздоровительного лагеря
«Родник» (НУДО «Зеленоградская ЮАШ») 253
Михайловское как объект и предмет исследования 263
Библиография 268
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом