Роман "Герой нашего времени" Лермонтова

Есть на складе
30 руб.
-30%
21 руб.
Подписаться на снижение цены
Код 12ж
Авторы Герштейн Э.
Издательство ЧеРо, 1997
ISBN 5-88711-034-1
Страниц 128
Штрихкод 9785887110349
Размеры (Ш x В x Т) 125 x 200 x 6 (мм)
Вес 84 г
В своей книге Э. Герштейн стремится по-новому прочесть "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова и пересмотреть вопрос, почему автор назвал Печорина героем своего времени. На поставленные вопросы Э. Герштейн отвечает, пересматривая художественную структуру романа и вскрывая глубинные темы этой сложной прозы.
Для школьников и студентов, а также всех, кто интересуется русской литературой.
Этот товар можно преподнести в качестве подарка к празднику.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


«Пушкина — мы  еще и не начинали узнавать» этим парадоксом Достоевский указывал на нераскрытую глубину творчества великого поэта. Слова Достоевского можно,   перефразировав,   применить  к   «Герою  нашего времени».   Роман Лермонтова — самое загадочное про­изведение русской классической литературы. До сих пор нет установившегося мнения об этой маленькой книге - объемом всего в семь печатных листов.

Что такое образ Печорина? Национальный ли тип или привнесенный с Запада? Ограничивается ли его значение короткой переходной эпохой — 30-х годов XIX века? Или он сохраняет свое влияние на литературу и жизнь следующих поколений? Положительное или от­рицательное начало русской жизни воплощено в этом образе? А само произведение — самобытное или подра­жательное? Каким художественным стилем и методом написан роман — школы романтизма или реализма? Да и роман ли это: можно ли так назвать собрание повес­тей — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княж­на Мэри», «Фаталист»?.. «Герой нашего времени» раз­бирался в самых разных аспектах, но ни на один из перечисленных вопросов твердого ответа в литературо­ведении нет. Споры ведутся до сих пор, хотя со дня выхода книги прошло сто тридцать пять лет.

В наше время роман Лермонтова изучают, читают, инсценируют с обновленным интересом. «Удивитель­ный», «гениальный», «лучший русский роман», «совершеннейшее прозаическое сочинение» Лермонтова — по­добная эмоциональная нота звучит во всех исследованиях о «Герое нашего времени». Но, анализируя роман, многие ученые и критики высказывают о нем диаметрально про­тивоположные мнения.

Сейчас самым важным из спорных вопросов нам представляется вопрос о единстве идеи «Героя нашего времени», который в конце концов приводит к тому или иному толкованию образа Печорина. Чтобы решить его, надо прежде всего договориться о структуре этого про­изведения.

С самого выхода в свет «Героя нашего времени» возник спор — оправдано ли объединение составляющих его повестей под одной обложкой и под общим названием? В отзывах о книге часто встречалось отрицательное ре­шение. На это отвечал Белинский: «Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостию...», «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные по­вести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».

Однако советские ученые нередко приходят к другим выводам, Так, Б. В. Томашевский высказал мнение, что «Тамань» и «Фаталист» — «неорганические новеллы» в структуре «Героя нашего времени», представляют собой «эпизоды, не связанные с основной линией романа»,— а подлинный образ Печорина раскрывается лишь в «Княжне Мери»2. Еще дальше идет в своих наблюдениях Б. М. Эйхенбаум. Он находит, что «Тамань» и «Фата­лист» «по духу своему не совсем согласуются с личностью Печорина, как она обрисовывается из «Журнала», а иной раз и с его стилем, кругом представлений, знаний и т. д.».

Мнимый диссонанс Б. М. Эйхенбаум объясняет тем, что «Тамань» была написана ранее всех остальных по­вестей и, может быть, даже была задумана «вне всего цикла». Такой взгляд на творческую историю «Героя нашего времени» близок наблюдению И. Андронникова над отрывочной черновой записью Лермонтова «Я в Тиф­лисе...». Он нашел в ней некоторые мотивы, развитые в «Тамани», и предположил, что первоначальным наме­рением Лермонтова было обработать сюжет этой повести на другом материале — тифлисском.

Эти соображения, вводимые в исследования по ходу анализа на правах гипотезы, приобрели в трудах пос­ледующих ученых характер доказанного тезиса, и на его основании строятся уже развернутые концепции. Па­радоксальность их увеличивается из-за спорных толко­ваний первоначального заглавия романа Лермонтова.

Все это заставляет нас обратиться к пересмотру ре­альных данных, на которых строятся новейшие версии. Вопрос о том, когда была написана «Тамань», приоб­ретает принципиальное значение для понимания жанра «Героя нашего времени», а вопрос об эволюции заглавия ведет прямо к трактовке образа Печорина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ     3

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»    5

Когда написана «Тамань»?    5

Автор, повествователь, герой    19

О первом варианте названия романа    23

ПРОТЕКАЮЩИЕ ТЕМЫ    31

Принцип циклизации повестей    31

Характер    36

Любовь    43

Судьба. Совесть    51

Война. Родина    61

Атеизм. Трагедия бездействия    69

ВТОРОЙ ДИАЛОГ    73

Параллелизмы и контрасты    75

Цитатность    89

Повести в стихах и роман в прозе    99

ЭТОТ «ГАДКИЙ ПЕЧОРИН»    105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    122

Краткий список литературы    126

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос