Комплексные занятия по изобразительной деятельности. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Есть на складе
330 руб.
-10%
297 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 6316
Авторы-составители Павлова О. В.
Издательство Учитель, 2024
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность
ISBN 978-5-7057-4797-9, 978-5-7057-6271-2
Страниц 108
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705747979, 9785705762712
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 159 г
В пособии предлагается система комплексно-тематических занятий с детьми средней группы (от 4 до 5 лет), разработанная на основе требований ФГОС ДО и положений ФОП ДО к содержанию программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (М.: Мозаика-Синтез), подробно раскрывающая особенности организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Художественно-эстетическая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) способствует развитию умений и навыков во всех направлениях изобразительной деятельности, приобщению к миру искусства, обогащению чувственного опыта, формированию воображения, любознательности, обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности, что позволяет педагогам достигать предусмотренных программой целевых ориентиров образования воспитанников.
Книга одновременно является частью учебно-методического комплекта (пособие "Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы". Средняя группа". Волгоград: ООО "Издательство "Учитель") и отражает работу воспитателя по сетке занятий в течение учебного года.
Предназначено воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, специалистам дошкольной педагогики для использования в учебных целях; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное общество нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Общеизвестно: основы культуры закладываются у детей дошкольного возраста. Поэтому так важно, чтобы уже в детстве были заложены и развиты в ребёнке навыки культуры чувствования. Этот процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Педагог должен активно поддерживать стремление ребёнка к прекрасному, доброму, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть умным, красивым, добрым.

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству – как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией). Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова. К наглядным методам и приемам обучения относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах. Натура, прежде всего, облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт.

Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения.В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения. Так, основная цель занятий декоративным рисованием и аппликацией – обучение приемам создания узора и развитие художественного вкуса. Дети рассматривают красивые предметы: ковры, вазы, вышивки и т. п., что повышает общую эстетическую культуру. На занятиях декоративным рисованием дети не только отражают свои впечатления от этих предметов и повторяют виденные на них узоры, но и учатся создавать узор самостоятельно, давать красивые сочетания форм и красок. Использование образцов определяется задачами, стоящими на данном занятии. Так, образец может быть предложен без специальных указаний воспитателя, дети, рассмотрев его, выполняют работу самостоятельно. В этом случае применение образца будет способствовать развитию аналитико-синтетического мышления ребенка. Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании или лепке образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

К словесным методам и приемам обучения относятся: беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, то есть на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано на занятиях не только по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия. Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...». В загадке отмечаются некоторые детали формы – красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц. С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к  наглядно-действенным приемам обучения. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям «приходит» новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар. Или дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Персонаж – Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

– от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

– от возраста детей и их развития;

– от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное. Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей. Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

Содержание

Введение    3

СЕНТЯБРЬ    5

1-я неделя    5

Тема «Нарисуй картинку про лето»    5

Тема «Вишня в корзинке»    6

2-я неделя    8

Тема «Цветные шары (круглой и овальной формы)»    8

Тема «Аппликация “Красивые флажки”»    9

3-я неделя    11

Тема «На яблоне поспели яблоки»    11

Тема «Большие и маленькие морковки»    12

4-я неделя    14

Тема «Красивые цветы»    14

Тема «Аппликация на тему “Укрась салфеточку”»    15

ОКТЯБРЬ    16

1-я неделя    16

Тема «Золотая осень»    16

Тема «Грибы»    18

2-я неделя    20

Тема «Сказочное дерево»    20

Тема «Украшение платочка»    21

3-я неделя    22

Тема «Украшение фартука»    22

Тема «Рыбки»    23

4-я неделя    24

Тема «Яичко простое и золотое»    24

Тема «Большой дом»    26

НОЯБРЬ    27

1-я неделя    27

Тема «Укрась юбку дымковской барышни»    27

Тема «Сливы и лимоны»    29

2-я неделя    30

Тема «Маленький гном»    30

Тема «Лодки плывут по реке» (коллективная композиция)    32

3-я неделя    34

Тема «Рыбки плавают в аквариуме»    34

Тема «Утёнок»    35

4-я неделя    37

Тема «Украшение свитера»    37

Тема «Корзина грибов»    38

ДЕКАБРЬ    39

1-я неделя    39

Тема «Развесистое дерево»    39

Тема «Снеговик»    41

2-я неделя    42

Тема «Кто в каком домике живёт»    42

Тема «В магазин привезли красивые пирамидки»    44

3-я неделя    45

Тема «Рисование красками Снегурочки»    45

Тема «Снегурочка в длинной шубке»    46

4-я неделя    48

Тема «Новогодние поздравительные открытки»    48

Тема «Бусы на ёлку»    49

ЯНВАРЬ    50

2-я неделя    50

Тема «Наша нарядная ёлка»    50

Тема «Утка с утятами» (коллективная композиция)    51

3-я неделя    53

Тема «Маленькой ёлочке холодно зимой»    53

Тема «Автобус»    54

4-я неделя    55

Тема «Любимая игрушка»    55

Тема «Игрушечный мишка»    56

ФЕВРАЛЬ    58

1-я неделя    58

Тема «Украшение уточки» (по мотивам дымковских росписей)    58

Тема «Птичка синичка»    60

2-я неделя    61

Тема «Украсим полоску флажками»    61

Тема «Летящие самолёты» (коллективная композиция)    62

3-я неделя    64

Тема «Птичка синичка»    64

Тема «Птички прилетели на кормушку и клюют семечки»    65

4-я неделя    67

Тема «Девочка пляшет»    67

Тема «Красивый букет всем женщинам в детском саду» (коллективная композиция)    68

МАРТ    69

1-я неделя    69

Тема «Расцвели красивые цветы»    69

Тема «Мисочка»    71

2-я неделя    73

Тема «Сказочный домик-теремок»    73

Тема «Цыплёнок»    74

3-я неделя    75

Тема «Моё любимое солнышко»    75

Тема «Козлёночек»    77

4-я неделя    78

Тема «Украсим платьице куколке»    78

Тема «Декоративная аппликация на квадрате»    79

АПРЕЛЬ    80

1-я неделя    80

Тема «Твоя любимая кукла»    80

Тема «Зайчики на полянке»    82

2-я неделя    83

Тема «Божья коровка»    83

Тема «Ромашки – белые кудряшки»    85

3-я неделя    86

Тема «Весняночка»    86

Тема «Посуда для кукол»    88

4-я неделя    89

Тема «Бабочка»    89

Тема «Вырежи и наклей то, что бывает круглое и овальное»    90

МАЙ    92

1-я неделя    92

Тема «Праздничный салют»    92

Тема «Барашек» (по образу филимоновской игрушки)    94

2-я неделя    95

Тема «Радуга-дуга»    95

Тема «Пчёлки»    96

3-я неделя    98

Тема «Одуванчики весной»    98

Тема «Цветок фиалки»    99

4-я неделя    101

Тема «Самолёт летит сквозь облака»    101

Тема «Скворечник»    102

Литература    104

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос