Русский язык. 9-11 классы. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников: разработки уроков, ситуативные упражнения. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
119 руб.
-10%
107,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-2931
Авторы-составители Чевтаева И. Б., Пташкина В. Н., Шампур В. П.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь преподавателю
Электронная версия скачать
УДК 371.3
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Пособие содержит разработки уроков русского языка в 9-11 классах, направленные на формирование коммуникативной компетенции старшеклассников и приобретение опыта социально значимой активной деятельности, отражающие основные требования к результатам освоения образовательной программы в рамках ФГОС.
Представленные уроки разнообразны по форме (исследования, семинары, конференции, ролевые игры) и способу организации учебной деятельности (работа в группах и парах). В рамках каждой темы вниманию учителя предложены интересные ситуативные упражнения, разнообразный текстовый материал, задания, предполагающие наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование речевого высказывания.
Предназначено учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

Введение

Нет ничего могущественней слова… Никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не все способны использовать в своей жизни замечательный дар, данный во владение человеку.

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение обучающимися знаний орфографических и пунктуационных правил и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений.

Как показывает практика, обучающиеся, хорошо знающие русскую орфографию и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками; не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу; испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Такие обучающиеся, как правило, отвергают экзамен в форме собеседования, предпочитая ему традиционную форму испытания в виде ответа на вопросы билета; избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии.

Вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделить особое внимание в тех случаях, когда речь идёт о старшеклассниках. Совсем скоро им придётся организовывать свою речевую деятельность в самых различных ситуациях, очень отличающихся от тех, которые предлагались в школе. Этому есть объективное объяснение. Общение играет важную роль в современном мире. Например, исследователи деловой коммуникации утверждают: у тех, чья работа предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» (специалисты по связям с общественностью, менеджеры, журналисты, бизнесмены, политики), деловое общение составляет от 70 до 90 %. Это общение лицом к лицу, по телефону, по электронной почте.

Чтобы осуществлять эффективную деловую коммуникацию, человеку необходимо обладать достаточными знаниями и сформированными умениями в этой области.

Обучающиеся старших классов уже знакомы с основными речеведческими понятиями, речевыми нормами и законами создания текста. Теперь необходимо создать условия, в которых ученики смогут закрепить имеющиеся знания и применить их в практической деятельности. В пособии представлены конспекты уроков русского языка в 9–11 классах. Реализация предложенных планов предполагает создание особенной среды обучения, где главное место принадлежит методам, активизирующим самостоятельную работу обучающихся. Коммуникативная направленность предложенных уроков предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему.

Вниманию учителя предложены уроки-исследования, семинары, конференции, ситуативно-ролевые игры, занятия с использованием групповых и парных форм работы. В рамках каждой темы предложены интересные ситуативные упражнения, разнообразный текстовый материал, задания, предполагающие наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование речевого высказывания.

Пособие предназначено для творческих учителей и предполагает творческое использование. Каждый педагог обязательно найдет какую-то новую идею для своего урока, интересный текст для обсуждения со своими старшеклассниками, идею для поединка ораторов в своём классе.

Древний философ Скилеф заметил однажды: «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести». Хочется надеяться, что предложенные материалы будут полезны учителю в работе по воспитанию эффективных коммуникаторов.

Успеха!


Литература

Литература

1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности [Текст] / Г. Айзенк. – М. : Мир, 1972.

2. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 6 классе [Текст] / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2003.

3. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках [Текст] : кн. для учащихся / В. М. Бурмако. – М. : Просвещение, 1991.

4. Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] : кн. для учащихся 5–7 кл. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1994.

5. Дереклеева, Н. Н. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и во внеклассной работе [Текст] / Н. Н. Дереклеева. – М., 2005.

6. Иванова, В. А. Тайны слова [Текст] / В. А. Иванова, Г. А. Панов, З. А. Потиха, Ф. П. Сергеев. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1966.

7. Кохтев, Н. М. Основы ораторской речи [Текст] / Н. М. Кохтев. – М., 1992.

8. Львова, С. И. Настольная книга учителя русского языка [Текст] / С. И. Львова. – М. : Эксмо, 2007.

9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект [Текст]. – М., 2000.

10. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад [Текст]. – Ростов на/Д : Феникс, 2005.

11. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР [Текст] : журн. – 1990. – № 2, 3, 4.

12. Русский язык и литература в школах УССР [Текст] : журн. – 1990. – № 1, 2 ; 1991. – № 4, 6.

13. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998.

14. Служевская, Т. Л. Что повторить?.. Выбирайте! [Текст] : дидактические материалы по русскому языку для повторения орфографии при изучении сложного предложения в 9 классе / Т. Л. Служевская. – М. : Просвещение, 1997.

15. Смелкова, З. С. Азбука общения [Текст] / З. С. Смелкова. – Самара, 1994.

16. Смирнова, Л. Г. Культура русской речи [Текст] / Л. Г. Смирнова. – М. : Русское слово, 2004.

17. Фолс, Франклин. Книга о языке [Текст] / Франклин Фолс. – М. : Прогресс, 1974.

18. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н. И. Формановская. – М. : Высшая школа, 1989.

19. Шипачева, Л. А. Нестандартные задания на уроках русского языка [Текст] / Л. А. Шипачева // Русская словесность. – 2000. – № 5. – С. 16–19.

20. Шкатова, Л. А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку [Текст] : кн. для учащихся 5–7 кл. сред. шк. / Л. А. Шкатова. – М. : Просвещение, 1989.

21. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

Электронные ресурсы

http://nsch.mp/minsk.Edu

http://www.cl.ru.

http://festival.1september.ru

http://rus.1september.ru

http://tmn.fio.ru

http://www.2026.zschod.ru

http://filologdirect.narod.ru

http://gramota.ru


Учить общению, общаясь… или Как формировать коммуникативную компетенцию? (В. Н. Пташкина)

В. Н. Пташкина

Учить общению, общаясь…
или Как формировать
коммуникативную компетенцию

«…В 1860 году в Императорском Петербургском университете академиком И. И. Срезневским были читаны публичные лекции «Об изучении родного языка». В них и в опубликованных на их основе работах он говорил: «Знание родного языка необходимо предполагает приложение сил ума, внимательности, сообразительности, отчётливости и вместе с ними той силы, которая называется исследовательностью, проникающей в тайны законов существования предмета знания по частям и в цельности. Иначе дитя и затвердит многое, но только затвердит, не более – и скоро забудет». Очевидно, что проблема, обозначенная великим русским ученым полтора века назад, и сегодня, несмотря на пристальное внимание, не потеряла своей актуальности.

Большая часть выпускников образовательных учреждений оказываются необученными речевой деятельности. (Согласно исследованиям, около 52 % населения России испытывает психологические проблемы в общении.) Этот факт давно ни для кого не является новостью, но справедливости ради нужно отметить: определённые шаги по изменению ситуации предпринимаются. Современные методики преподавания русского языка ориентированы на практическое овладение его нормами и предусматривают владение единицами языка в различных ситуациях речевого общения.

Под практическим владением языком понимается владение обучающимися всеми видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом – в наиболее важных сферах общения. Таким образом, коммуникативная методика обучения характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

Такое определение цели обучения подчеркивает, что обучающиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок и т. д., то есть овладеть умениями и навыками вступать в общение и вести его.

В чём же состоит сущность коммуникативно-деятельностного метода в преподавании русского языка?*.

Особенность коммуникативно-ориентированного преподавания русского языка заключается в практической речевой направленности, которая является не только целью, но и средством. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. Учиться общению общаясь – вот основная характеристика коммуникативности. Это находит выражение прежде всего в особой организации учебного материала, составляющими которого являются темы для развития речи, система ситуативных (коммуникативных) упражнений, тексты.

Основные характеристики коммуникативной методики обучения:

1. Это коммуникативные целевые установки, то есть те словесные действия учителя, которые организуют общение обучающихся и вовлекают их в процесс общения. Например: установки, требующие от обучающихся умения выразить согласие, подтвердить сказанное, дополнить собеседника и выраженные словами согласитесь, подтвердите, продолжите, сказанное и т. п. Очень часто в одно задание включается несколько установок, определяющих последовательность действий школьников, например: подготовьтесь к диспуту, цель которого – ответить на вопрос, поставленный в названии. Обдумайте свой ответ на этот вопрос, найдите аргументы в защиту вашей точки зрения. Постарайтесь отыскать доказательства, защищающие противоположное мнение, попробуйте опровергнуть его, показывая ошибочность взглядов воображаемого собеседника.

2. В ситуативных упражнениях моделируются речевые ситуации, то есть совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в процесс общения. Речевые ситуации, в которых оказываются школьники, побуждают их к высказыванию, вызывают потребность в общении.

Использование учебных ситуаций общения не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса обучающихся к русскому языку.

Важнейшим компонентом коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку является текст в качестве основной единицы учебного материала. На основе текстов обучающиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки интерпретации и порождения текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.

3. Личностно-деятельностный подход к организации урока.


Речевая среда урока русского языка (В. Н. Пташкина)

В. Н. Пташкина

речевая среда урока русского языка

Важным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся является речевая среда урока русского языка*.

Согласно некоторым исследованиям, в течение урока каждый обучающийся отвечает устно (то есть осознанно использует форму литературной речи) приблизительно 2–5 мин, то есть в течение учебного дня общая сумма времени, посвящённого процессу говорения, составляет 20–30 минут. Очевидна проблема – как научить детей говорить, говорить правильно и красиво, если сам процесс упражнения в говорении занимает столь незначительное время.

Вот почему необходимо создание на уроке активной речевой среды, которая призвана способствовать вовлечению каждого ребёнка в процесс общения, реализовать его коммуникативные устремления.

Компоненты такой развивающей речевой среды – это и учитель, речь которого должна являться образцом для детей не только с точки зрения соответствия нормам литературного языка, но и с позиций коммуникативной целесообразности, эмоциональной насыщенности; дидактические материалы; формы обучения, позволяющие изменить структуру речевой ситуации, перевести её из сферы формального общения «учитель – ученик» в сферу личностно заинтересованного общения; оформление учебного пространства таким образом, чтобы создать условия для эффективного общения участников учебного диалога, полилога.

Дидактический материал урока русского языка – это прежде всего слово. Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, самое важное место принадлежит прецедентным текстам**. Использование таких текстов на уроке приобщает ученика к определённой социально-культурной группе, своей нации, эпохе, высокой речевой культуре. Этим текстам присуще и коммуникативное содержание – они служат условием и средством человеческого общения.

Коммуникативный потенциал можно выявить в каждом элементе урока. Осмысление учителем всех ситуаций урока как риторических позволит обучающимся, овладев содержанием изучаемого материала, сформировать определённые навыки общения.

Где на уроке найти возможность работать над формированием коммуникативной компетенции?

1) В процессе опроса на уроке русского языка (имеется в виду связный монологический ответ ученика) может быть реализован весь комплекс знаний и умений, связанных с работой над замыслом и построением устного высказывания.

Монологическая форма ответа сопровождается отработкой умений владеть своим голосом, следить за темпом речи, силой и высотой голоса, ясностью и чёткостью произношения. Отрабатываются навыки общения с аудиторией.

Организация опроса в активной форме (взаимоопрос в парах) позволяет закрепить умение тактично обратиться к товарищу, корректно вести диалог. Ученики задают вопросы друг другу, что стимулирует, активизирует общение, переводит его из формального диалога «учитель – ученик» в сферу межличностной коммуникации учеников, создаёт естественный характер диалогического общения со сверстниками на уроке.

2) Объяснение нового материала. Самостоятельная формулировка детьми вопросов по содержанию теоретического материала позволяет как осознать содержание изученного, так и сформировать определённые коммуникативные умения.

3) Приёмы технологии коллективных способов обучения: работа в парах постоянного состава (в перспективе – сменного состава). Работа в парах постоянного состава: процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего (слушающего). Результатом приёма информации и её передачи являются сочетания реплик, которые комбинируются в зависимости от целей общения каждого участника и составляют определённые высказывания (например, вопросник, интервью, анкета) и ответы (рассказ, отчёт, сообщение), которые тоже могут составлять целое высказывание.

4) Использование опорных конспектов (элемент технологии блочной подачи теоретического материала) и сигналов при работе над любым материалом по русскому языку. Составление опорного сигнала – кодирование информации, представление её в сжатом виде – ответ по опорному конспекту – развертывание полного речевого высказывания.

5) Применение алгоритмов как мостика между теорией и практикой. Кроме развития логичности мышления работа по алгоритмам способствует развитию связного высказывания при объяснении определённого языкового факта.

6) Использование ключевых слов-определений, позволяющих ученикам строить связные высказывания (например, при изучении морфемы – значимая, находится, служит и т. д.). Постепенно ученики овладевают одним из важных способов построения высказывания – рассуждения-доказательства, рассуждения-объяснения, рассуждения-размышления.


Учимся выступать перед аудиторией (И. Б. Чевтаева)

И. Б. Чевтаева

Учимся выступать перед аудиторией

Цели: познакомить обучающихся с техническими характеристиками речи, правилами публичного выступления, сформировать умение самостоятельно анализировать текст, составлять речь и выразительно представлять её аудитории.

Оборудование: карточки с текстом речи Папы Римского Иоанна Павла Второго.

Ход занятия

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

II. Основная часть урока.

1. Учитель. Перед вами копии речи Папы Римского Иоанна Павла Второго. Прочитайте её, пометьте важные места и понятия.

2. Представление речи учителем.

В процессе представления обучающиеся наблюдают за дикцией, взглядом, мимикой, жестами. Затем делятся чувствами, которые вызвала у них речь, отмечают, что им в ней особенно понравилось.

3. Изучение текста речи.

На следующем этапе урока создаются рабочие группы, которые более внимательно изучают текст.

4. Обсуждение.

В ходе обсуждения в группах обучающиеся должны ответить на следующие вопросы:

– Какую цель преследовал Папа Римский перед своим выступлением?

– Убедителен ли он в своём выступлении?

– Как он пытается убедить слушателей?

– Какие средства выразительности использует?

– Какой смысл он вкладывает в свою речь?

– В чем сильные стороны его речи?

– Чем вам понравилась его речь?

– Хотели бы вы подготовить выступление подобного типа, чтобы выступить перед аудиторией?

Две группы из числа обучающихся представляют своё мнение по данному выступлению. Остальные группы дополняют.

Материалы для выполнения задания

речь папы римского Иоанна Павла Второго

Дорогие братья и сёстры!

Вещи имеют две стороны. И не только вещи, но и человек. Возьмём человеческую руку: её можно сжать в кулак, ею же можно ударить другого человека.

Можно протянуть руку для приветствия.

Можно сложить руки для молитвы.

Всё это внутри вещей и, прежде всего, внутри нас самих: смерть и жизнь. Мы догадываемся, что это за путь – от кулака до протянутой для приветствия руки. Некоторые думают, вам, теологам, хорошо говорить о мире и о потере имущества. Мы не политические всезнайки. Современный мир задаёт нам больше вопросов, чем даёт ответов и встречных вопросов:

Не в том ли извращённость войны, что мы боремся против оружия, которое сами же создали? Разумно ли это, угодно ли это Богу?

Мы думаем только о том, как страшно чувствуют себя солдаты, ставшие жертвами, и жертвы среди мирного населения.

И далее: почти каждый день война проглатывает миллионы, миллиарды. Думаем ли мы о том, что те суммы, которые тратятся на войну, десятилетиями не тратились на бедных. Миллионы и миллиарды транжирятся на войну, а миллионы людей в мире голодают.

Разумно ли это, угодно ли это Богу?

Что мы за общество? Скоро мы придём к тому, чтобы увеличить налоги для финансирования войны?

Мы финансируем смерть, вместо того, чтобы способствовать жизни. Приходила ли кому-нибудь когда-нибудь мысль повысить налоги, чтобы обеспечить развитие бедных народов?

Политик, выступивший с этой мыслью, – получил бы он наши голоса? С такой мыслью у нас не выиграешь на выборах, поэтому она влачит жалкое существование.

Что мы за общество? Большую часть ума мы вкладываем в оружие, во всё более совершенные системы оружия, вместо того, чтобы использовать наш ум для помощи бедным народам.

Не потому голодают бедные, что мы так много едим, а потому, что так мало думаем, так мелочно, только о самих себе.

Мы вкладываем все свои силы в силу оружия, и очаги кризиса растут во всём мире и вызывают всё новые войны.

5. Составление речи обучающимися.

После выступлений в тех же группах ученики должны составить пятиминутную речь на тему «Мир с оружием или без?».

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос