Литература. 7 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. Программа для установки через интернет

Есть на складе
249 руб.
-10%
224,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5708б
Авторы-составители Чермашенцева О. В., Крутова Н. Я., Шадрина С. Б.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
УДК 372.016:82*07
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены рабочая программа и система уроков по литературе для 7 класса, разработанные в соответствии с ФГОС ООО, с учетом планируемых результатов основного общего образования и ориентированные на работу с учебником В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2014).
Рабочая программа включает развернутое календарно-тематическое планирование системы уроков и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, достигаются планируемые результаты освоения образовательной программы; учебно-методическое обеспечение. Сценарии уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие обучающимся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям русского языка и литературы, руководителям МО.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 30. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Урок 30. Стихотворения в прозе.
«Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Цели: подчеркнуть особенности жанра; выявить художественные особенности произведений; определить их темы, роль в нравственном воспитании.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с особенностями жанра, темами произведений и ролью в нравственном воспитании.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Методические приемы: чтение, аналитическая беседа, чтение наизусть.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Ответы обучающихся на вопросы 1–3 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с. 249).

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Вспомните, что называется стихотворением? Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе – тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка – рифмы, определенный ритмический строй, то есть такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях.)

– «Стихотворения в прозе» Тургенева – новаторский жанр (вид), «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Стоит отметить, что его проза никогда, как мы убедились, не порывала с ее поэтическим началом. И уже постаревший Тургенев, мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать творить могла только поэзия, только стихи. Стихотворения в прозе и творчески, и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он написал их!

2. Чтение и анализ стихотворения в прозе «Русский язык» (с. 251).

Прочитайте наизусть стихотворение «Русский язык» (индивидуаль-ное домашнее задание).

– Как вы понимаете начало? (Читая первые строки стихотворения, мы чувствуем сомнения автора. Тургенева мучают «тягостные» (тяжелые) раздумья о судьбах родины. Автор обращается к русскому языку, признает и верит, что язык – «поддержка его и опора», и далее (как и всегда) следуют удивительно емкие, сильные, выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый». Величие, силу русского языка подчеркивает междометие «о»: «о великий». И если язык велик, могуч, то и народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев. Стихотворение «Русский язык» – это разговор писателя с русским языком, обращение к нему, призыв, мольба быть поддержкой и опорой: «о великий, могучий, правдивый и свободный».)

Отметьте в стихотворении черты лирического произведения. (напи-сано двустопным ямбом. Звукопись в этом стихотворении весьма характерна – соседствуют 2 гласных звука: «твердый» ([о], [а]) и «мягкий» ([и], [е]), кроме того, все три предложения, входящие в это произведение, эмоционально окрашены (1-е и 3-е) или содержат вопрос (2-е).)

3. Работа по учебнику.

Чтение и анализ стихотворения «Близнецы» (с. 251).

– Каковы темы стихотворений в прозе?

– Каких близнецов имел автор в виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами могут быть люди, внешне очень разные, но по воспитанию, поведению, поступкам, желаниям, запросам, по языку, по отношению к людям очень похожие. И в ситуации если они начнут выяснять, кто из них лучше, кто хуже, можно вспомнить строчки из басни Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!».)

Чтение и анализ стихотворения «Два богача» (с. 251).


Урок 54. А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. Анализ

Урок 54. А. Т. Твардовский.
Стихотворения поэта. Анализ

Цели: ознакомить с биографией Твардовского, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию; развивать умения анализировать поэтическое произведение, выявлять тему, идею, использованные автором средства художественной выразительности; формировать читательский интерес к поэзии.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся со стихотворениями А. Т. Твардовского, их художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями выразительно читать стихотворения, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение наизусть.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений Б. Пастернака.

II. Изучение нового материала.

На доске эпиграф:

Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

К. Кулиев

1. Слово учителя.

– Слова К. Кулиева достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке.

Вы уже познакомились с автобиографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского? Представим себе картину зимнего вечера в доме Твардовских.

2. Работа по учебнику.

Чтение материала учебника (с. 148–151).

Беседа по вопросам.

– Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

– О чем его первые стихи? (Тема первых стихов – защита природы.)

– Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

Чтение статьи «Уроки Твардовского» (воспоминания художника С. Г. Верейского (с. 150–151).)

Чтение стихотворения «К обидам горьким собственной персоны...» учителем.

– Каким человеком представляется нам Твардовский в этом стихотворении? (Скромным, не желавшим разделять свои обиды с другими (жаловаться). Он не менял своих взглядов, не кривил душой в угоду кому-то, «был самим собой» – искренним, честным, не отступал от своих принципов. Жил честно и старался «так со своей управиться судьбой», чтобы она была похожа своими горестями и радостями на судьбу другого человека.)

3. Чтение и анализ стихотворений.

Чтение стихотворения «Снега потемнеют синие...» подготовленным учеником.

Беседа по вопросам.

Задание 1.

– Определите тему стихотворения; нарисуйте картины наступления весны. (Темнеют снега, талая вода отыскивает низкое место (низину) в лесу и становится «недвижной гладью». Но ночью бурно и шумно она вливается в ручьи, выбивая их из русла. Земля еще «сонная», талая, обвянет (станет мягкой) едва, и сквозь старую листву пробивается молодая зелень. Ольха цветет. Пыльца с нее летит, касается лица точно так же, как в детстве. И вспоминается детство, и сердце обретает весной (весна – возрождение, надежды, мечты) свежесть и силу. И ты чувствуешь: сила не была да канула (ушла, исчезла), она есть и будет.)

Задание 2.

– Назовите художественные средства. (Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву и т. д.)

– С каким чувством вспоминает поэт свое детство?

Чтение стихотворения «Июль – макушка лета...» учителем.

– В стихотворении нашла отражение тема природы, лета, которое пошло на убыль.


Внеклассное чтение. Час мужества (интервью с участником Великой Отечественной войны)

Внеклассное чтение
Час мужества (интервью с участником
Великой Отечественной войны)

Цели: помочь обучающимся понять, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: усвоят важную роль литературы в годы Великой Отечественной войны.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методические приемы: комментированное чтение текста, чтение наизусть стихотворений из учебника, из интервью.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и целей урока.

Эпиграф записан на доске:

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете...

А. Твардовский

– Каков смысл эпиграфа?

II. Изучение нового материала.

Чтение интервью с участником Великой Отечественной войны, составление плана.

I. «Да разве об этом забудешь?..»

1) На этот вопрос ответить однозначно нельзя.

Юлия Дружинина (о погибшей подруге).

Константин Симонов «Жди меня».

Анна Ахматова «Мужество».

2) Каждый поэт – особый мир, особый взгляд на жизнь.

3) Были стихотворные произведения всевозможных жанров.

4) С первых дней и до конца войны был на фронте А. Т. Твардовский.

«Я убит под Ржевом».

Поэма «Василий Теркин».

5) Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат.

Евгений Винокуров «Москвичи».

6) Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя.

Юрий Белаш «Под пулеметным огнем».

«Штыковой бой».

«Оглохшая пехота».

7) В нем слышится сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем, переживающим годы войны.

К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

8) Сила любви сильнее силы ненависти.

Ольга Берггольц «Твой путь».

9) Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах», «Балладу о бомбежке». Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым».

10) И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания.

А. Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».

II. Песни о войне в наше время.

Можно прослушать записи этих песен.

А. В. Жигулин «Калина».

В. Высоцкий «Братские могилы».

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какая информация в интервью показалась для вас новой?

Домашнее задание: подготовить самостоятельно интервью с участником ВОВ; подготовиться к конкурсу «Стихи о войне».


Внеклассное чтение. Поэзия А. Т. Твардовского (урок-концерт «Грозные годы войны»)

Внеклассное чтение
Поэзия А. Т. Твардовского (урок-концерт «Грозные годы войны»)

Цели: расширить представления о произведениях поэта о Великой Отечественной войне; развивать навыки составления стихотворной композиции, использования связующих частей.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с произведениями А. Т. Твардовского о Великой Отечественной войне.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

· коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методические приемы: комментированное чтение текста, чтение наизусть стихотворений из учебника, из интервью.

Сценарий урока

I. Изучение нового материала.

Звучит фонограмма песни «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).

1-й ведущий. В далеком прошлом остались суровые годы Великой Отечественной войны, полные горя и страданий миллионов людей. Но вправе ли мы забыть тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

2-й ведущий. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания.

3-й ведущий. «Сжималось сердце при виде своих убитых. Далеко уже ушла его, убитого бойца, часть, а он лежит. Где-то еще идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают», – писал Твардовский.

1-й чтец. Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

1-й ведущий. Это отрывок из стихотворения «Две строчки», написанного в 1943 году. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем ее жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского. Сам автор впоследствии определил владевшие им во время войны и после нее мысли и чувства как «навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе».

2-й чтец. Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

2-й ведущий. И после Победы тема войны не сразу исчезла из лирики поэта. Как торжественный реквием звучат лучшие стихотворения этого периода: «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда закончилась война...», «Может они, глухие и немые...», посвященные солдатам, павшим на полях Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Стихотворение «Я убит подо Ржевом», написанное в 1945 году, пожалуй, одно из самых сильных.

Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали одной из ее самых трагических страниц.

Звучит аудиозапись «Лунной сонаты» Л. Бетховена.

1-й чтец. Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, –

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.


Урок 31. Н. А. Некрасов «Русские женщины»

Урок 31. Н. А. Некрасов «Русские женщины»

Цели: познакомить с поэмой «Русские женщины»; рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с поэмой Н. А. Некрасова, историческими событиями, описанными в литературном тексте.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; систематизировать материал;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции. «Темная семилетняя ночь пала на Россию», – говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли. И выразителем ее в поэзии был Николай Алексеевич Некрасов.

Демонстрируется портрет поэта.

2. Работа по учебнику (чтение биографии поэта, с. 254–255).

– Какие картины детства запомнились Н. А. Некрасову на всю жизнь? (Обширный сад в имении Грешнево, цветущие яблони, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца и добрая маменька, любившая своих детей и защищавшая их от отца – деспота-крепостника.)

– Некрасов всю жизнь посвятил поэзии. Он был борцом за свободу своего народа от крепостного рабства. Когда вышла первая книга стихотворений Некрасова? (В 1856 году.)

– Известное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...» было напечатано лишь после смерти автора.

Неторопливым, привычным слуху ямбом ведет поэт свой, на первый взгляд, равнодушный рассказ (с. 272):

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И вдруг повествование прерывается неожиданным обращением к Музе:

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Энергичным окликом «Гляди!» автор заставляет нас перечитать и пережить, обдумать всё стихотворение.

Повторное чтение стихотворения подготовленным учеником.

Беседа по вопросам.

– В чем главная мысль стихотворения? (Муза – вдохновение, покровительница поэта. Поэт дал клятву быть верным народу, «воспламенять» бойцов для битвы.)

– К смелым и честным людям, думающим о судьбах страны и народа, были обращены эти строки Некрасова: «иди к униженным, иди к обиженным – там нужен ты». Поэтому не мог Некрасов не отразить в своей поэзии событий 25 декабря 1825 года, когда лучшие из дворян на Сенатской площади в Петербурге выступили против монархии, против угнетения и тирании. Восстание было подавлено. Пятеро декабристов были повешены, 120 человек отправлены в Сибирь.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.