Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
71 руб.
-10%
63,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-2312
Авторы-составители Михайлина М. Ю. и др.
Издательство Учитель, 2022
Серия В помощь школьному психологу
Электронная версия скачать
УДК 370
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Одно из актуальных направлений деятельности педагога в образовании, основанном на требованиях ФГОС, - это психопрофилактика неконструктивного поведения ребенка и обучение его моделям эффективной коммуникации. Агрессивность поведения учащихся становится серьезной проблемой. В представленном пособии предпринята попытка обеспечить психолога, социального педагога и классного руководителя диагностическим инструментарием, смоделировать систему психологического сопровождения ученика в кризисной ситуации.
Пособие предназначено педагогам-психологам, учителям, работникам социальной службы, воспитателям, классным руководителям; полезно родителям.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows 7/8/8.1/10;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Агрессивное и насильственное поведение было и, к сожалению, остается одной из характеристик любого общества. Войны и преступность приносят страдание и смерть тысячам людей каждый день. Распространенность насилия заставляет многих сделать вывод о том, что оно является неискоренимой чертой человеческой психики.

Для научного анализа в первую очередь необходимо разъединить понятия агрессии и насилия. Агрессия обычно определяется как любое поведение, целью которого является нанесение вреда кому бы то ни было или чему бы то ни было. Термин «насилие» относится к любому поведению, которое имеет крайне интенсивную выраженность и результатом которого может быть причинение вреда. Эти формы поведения не могут быть уравнены. Многие виды агрессии не включают насильственного поведения, как, например, распространение порочащей партнера информации; так же и насильственные действия могут не иметь агрессивной природы. Виды агрессивного и насильственного поведения могут различаться также по направленности. Когда основным мотивом поведения является стремление получить какую-либо вещь, преимущественно речь идет об инструментальной агрессии. Если же целью поведения выступает стремление причинить вред личности другого человека, говорят о личностной, или гневной, агрессии.

Агрессивное и насильственное поведение имеют свою специфику и принимают различные формы в зависимости от количества и характера включенных в противостояние участников:

1) интраперсональное насилие – насилие личности против самой себя;

2) интерперсональное насилие – акты насилия между индивидами;

3) групповое насилие;

4) институциональное насилие – организованное насилие, используемое частными институтами, например промышленными компаниями (подавление забастовок), армиями;

5) официальное насилие, используемое государствами для поддержания социального порядка;

6) политическое насилие – акты насилия против государства, проявляющиеся в форме терроризма или гражданских войн;

7) интернациональное насилие (в основном осуществляется в виде войн между государствами).

Однако исследования агрессивности человека в таком масштабе вряд ли по силам психологу системы образования. В его задачу входит предотвращение агрессии и насилия подростков в интерперсональной области. И здесь речь пойдет об агрессивности как личностном образовании.

Интерес к проблеме подростковой агрессивности нашел отражение в работах многих ученых и в отечественной психологии, и за рубежом.

Существует три основных подхода к объяснению природы агрессивности.

Первый подход объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство человека (Фрейд, Адлер, Лоренц). Сторонники такого подхода считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физкультурой и участие в спортивных соревнованиях.

В рамках второго подхода агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию, то есть травмирующую ситуацию (Доллард, Берковиц). Гипотеза, выдвинутая Д. Доллардом, утверждает, что если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это реагирует агрессией, и что не существует такой агрессии, которая возникает не на почве фрустрации.

В концепцию фрустрации-агрессии Л. Берковиц ввел три существенные поправки:

а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Третий подход представляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (Бандура, Уолтере). Сторонники данного подхода считают, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения при этом рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.


Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтере ; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. – М. : Апрель Пресс : Эксмо-Пресс, 2000.

2. Бреслав, Г. М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] : учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г. М. Бреслав. – СПб. : Речь, 2004.

3. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001.

4. Клюева, Н. В. Общение. Дети 5–7 лет [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – Ярославль : Академия развития, 2007.

5. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л. М. Костина. – СПб. : Речь, 2006.

6. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А. Е. Личко. – Л. : Медицина, 1983.

7. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : Речь, 2005.

8. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М. : Просвещение, 1996.

9. Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст] / Г. Паренс. – М. : ФОРУМ, 1997.

10. Психолог в детском дошкольном учреждении [Текст] : метод. рекомендации к практ. деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Гном и Д, 2004.

11. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райе. – СПб. : Питер, 2000.

12. Ратгер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Ратгер. – М. : Апрель Пресс, 1999.

13. Психология детства [Текст] : учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – СПб. : Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003.

14. Реан, А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности [Текст] / А. А. Реан // Ананьевские чтения – 97. – СПб., 1997.

15. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А. А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5.

16. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1996.

17. Романов, А. А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей : диагностические и коррекционные методики [Текст] : пособие для дет. психологов, педагогов, дефектолов, родителей / А. А. Романов. – М. : Школьная Пресса, 2003

18. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Семенюк. – М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1998.

19. Славина, Л. С. Дети с аффективным поведением [Текст] / Л. С. Славина ; АПН РСФСР. – М. : Просвещение, 1966.

20. Фрейд, З. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / З. Фрейд. – М. : Педагогика, 1993.

21. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2006.

22. Фурманов, И. А. Детская агрессивность [Текст] / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В. П., 1996.

23. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

24. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб. : Летний сад, 2000.


Формирование детской агрессивности

Формирование детской агрессивности

В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и приятия. В этот период больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, сучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и вообще не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату – ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители.

Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду – детский сад, двор, школу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).

Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее – замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивных детей развивается где-то между этими двумя противоположными ситуациями, приводящими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и психических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

– совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

– восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном – с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс – вина, совесть и мораль – будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызвать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и страхом неодобрения. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (становится частью психики человека, по З. Фрейду – это формирование супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.


Причины возникновения детской агрессивности

Причины возникновения детской агрессивности

1. Заболевание центральной нервной системы.

В случаях, когда агрессивность не носит патологического характера, над ее коррекцией работают родители в контакте с психологом или психоневрологом параллельно с лечением основного заболевания. Но неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно внезапно возникшая, может быть и одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследование ребенка и при необходимости – лечение у детского психиатра.

2. Агрессивность как средство психологической защиты.

Всем известно, что у взрослых существует такая поговорка: «Лучшее средство защиты – это нападение». Дети дошкольного возраста, разумеется, этой поговорки не знают, но пользоваться психологическими механизмами, лежащими в ее основе, вполне умеют. Как правило, такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты неприемлем, так как требует слишком много внешней активности, которой они избегают. От чего же дети дошкольного возраста защищаются?

Чаще всего они защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру».

Молодая мать хотела еще немного «пожить для себя», но вот – незапланированная беременность, аборт делать страшно, родившийся ребенок прерывает учебу в институте, вырывает молодую женщину из привычной среды, резко ограничивает общение с друзьями, другие стороны жизни. Мать честно ухаживает за ребенком и вроде бы даже любит его, но он почему-то зло плачет во время кормления, отталкивает или кусает грудь, просыпается и требует внимания в самый неподходящий момент, хотя вроде бы, согласно режиму, должен был еще как минимум час спать.

Другая ситуация. Отношения супругов были на момент зачатия ребенка далеко не идеальными, но мать очень рассчитывала на то, что ребенок поможет подлатать полуразвалившееся здание их брака. Ребенок родился, но супружеские отношения спасти не удалось. Муж ушел, а сын каждой своей черточкой и манерой поведения напоминает ушедшего. Так же шаркает ногами, так же крошит хлеб за столом... Мать ничего не рассказывает ребенку об отце, но каждый раз, когда он садится обедать... И ребенок почему-то растет неласковым, замкнутым, агрессивным...

Сын познакомился с девушкой, про которую его мать сказала при первой же встрече: «Она тебе не ровня». Сын не стал прислушиваться к советам родителей и спустя какое-то время женился. Родился ребенок. Супруги живут как все, с родными мужа поддерживают ровные, не близкие, но бесконфликтные отношения, никто ни про кого дурного слова не скажет. Но вот беда, в подрастающего ребенка словно бес вселился – может оскорбить бабушку, ударить ее, намеренно испортить ее вещи...

3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания.

Неприятие детей родителями.

Это одна из базовых причин агрессивности, кстати, не только детской (отсутствие «базового доверия к миру», в терминологии Э. Эриксона).

Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей.

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

Разрушение эмоциональных связей в семье.

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями, когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, их семья напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть «под горячую руку». В итоге ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

Неуважение к личности ребенка.


Особенности проявления детской агрессивности

Особенности проявления детской
агрессивности

И. А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявляют садистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.

Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность – малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции проявляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношения к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности эти ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма.

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление, и поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный – умолкают и разрывают контакт.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Ольга Лазарева
27 августа 2020 (19:04)
Доброго времени суток. Программа понравилась, часто ее использую в работе. Воды нет, материал структурирован.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос