Мастерство коммуникации: программа по развитию коммуникативной компетентности педагогов как составляющей профессиональной компетенции
Код | 912 |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Методическая работа в ДОО |
ISBN | 978-5-7057-6104-3 |
Страниц | 176 |
УДК | 377 |
Штрихкод | 9785705761043 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 8 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 123 г |
Подробное описание
Пояснительная записка
Предлагаемая психолого-педагогическая программа «Мастерство коммуникации» по развитию коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций как составляющей профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДО (далее – Программа) предназначена для использования педагогами-психологами в ДОО с целью организации развивающей работы с педагогическими работниками по формированию коммуникативной компетентности через разработку и внедрение системы практических занятий с применением интерактивных форм обучения.
Главным условием динамичного развития современной системы дошкольного образования является наличие профессионально подготовленных педагогических кадров. В новых социально-экономических условиях развития российского общества к профессиональной компетенции педагога предъявляются особые требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и Профессиональным стандартом педагога, включающие владение практическими приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – педагог – родитель»; умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции, быть стрессоустойчивым, способным к саморегуляции, создавать и поддерживать положительный микроклимат в коллективе.
В соответствии с ФГОС ДО и требованиями Профессионального стандарта педагога к личностным качествам педагога выдвигаются требования, неотделимые от его профессиональных компетенций, таких как креативность, конкурентоспособность, гибкость, стрессоустойчивость, толерантность, умение строить и поддерживать конструктивные деловые отношения, вести за собой, организовывать, убеждать, брать на себя ответственность, управлять собственным эмоциональным состоянием, быстро реагировать на ситуацию.
В современных условиях в качестве основных критериев профессионализма педагога выступают не только система профессиональных знаний и умений, но и способность выстраивать эффективную коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений. Согласно отечественным исследованиям педагогическая деятельность строится в соответствии с законами общения и важнейшим фактором профессиональной компетенции педагога является именно коммуникативная компетенция – сердцевина профессионализма педагога.
Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса. Следовательно, в условиях реализации ФГОС ДО и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога актуализируется задача развития ключевой профессиональной компетентности педагога дошкольного образования – коммуникативной – через разработку и внедрение системы практических занятий с применением интерактивных форм и методов работы.
Это наиболее эффективный способ повышения уровня коммуникативной компетентности в педагогическом коллективе, включающий расширение знаний в области деловых коммуникаций и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний и навыками самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций.
Взаимодействие психолога с педагогами в рамках Программы, ориентированной на развитие коммуникативной компетентности в соответствии с ФГОС ДО и Профессиональным стандартом педагога, представляет собой актуальное направление деятельности, соответствующее целям и задачам работы педагога-психолога, обозначенным в Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года и Профессиональном стандарте «Педагог-психолог».
Практическая значимость Программы заключается в ее практико-ориентированной направленности: конкретные рекомендации в процессе занятий, чек-листы, пошаговые алгоритмы действий в трудных ситуациях профессионального общения, чтобы сформировать практические навыки педагогов для построения результативного коммуникативного контакта с участниками образовательных отношений, помогут педагогам овладеть методами и приемами эффективной коммуникации в педагогическом общении, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, педагоги).
Программа может быть использована педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций в своей профессиональной деятельности для проведения цикла занятий с педагогами; отдельные методические разработки (конспекты занятий по конкретной проблематике, рекомендации, памятки) могут быть применены для индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по теме взаимодействия с участниками образовательных отношений, а также для подготовки к выступлениям на родительских собраниях и педсоветах.
Особенностью Программы является то, что она позволяет охватить комплекс актуальных проблем и задач, стоящих перед дошкольными образовательными организациями в области коммуникативного взаимодействия с участниками образовательных отношений в соответствии с ФГОС ДО и Профессиональным стандартом педагога.
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО и требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
Задачи:
– расширить систему знаний педагогов об основных категориях и понятиях профессионального общения, его видах и функциях, стилях общения;
– расширить представления педагогов об особенностях эффективного взаимодействия в областях «педагог – педагог», «педагог – ребенок», «педагог – родитель»;
– повысить качество взаимодействия всех участников образовательных отношений через ознакомление с основными способами выхода из конфликтной ситуации; способствовать выработке
умений позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «педагог – родитель», «педагог – педагог», «педагог – ребенок»;
– актуализировать профессиональный опыт и творческий потенциал педагогов на основе освоения новых коммуникативных технологий;
– содействовать овладению педагогами практическими методами и приемами управления эмоциональным состоянием в профессиональном общении с участниками образовательных отношений (родители, дети, педагоги), навыками самодиагностики для повышения уровня коммуникативной компетентности.
Ожидаемые результаты реализации Программы
При условии успешной реализации Программы педагоги владеют:
– системой знаний об основных категориях и понятиях профессионального общения, его видах и функциях; стилях общения;
– системой знаний об особенностях эффективного взаимодействия в областях «педагог – педагог», «педагог – ребенок», «педагог – родитель»;
– стратегиями конструктивного поведения в проблемных ситуациях;
– умениями и навыками психической саморегуляции поведения в педагогическом общении;
– способами конструктивного выхода из конфликтной ситуации;
– системой знаний об основных категориях и понятиях профессионального общения, о его видах и функциях, стилях общения;
– системой знаний в области эмоционального реагирования на конфликтные ситуации;
– навыками самодиагностики для определения уровня коммуникативной компетентности;
умеют:
– самостоятельно находить оптимальные пути преодоления сложных конфликтных ситуаций;
– использовать конфликт в качестве конструктивного инструмента для достижения поставленных целей;
– строить речевое высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации в профессиональном общении;
– позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «педагог – родитель», «педагог – педагог», «педагог – ребенок»;
– управлять своим эмоциональным состоянием в процессе педагогического общения;
– применять профессиональные знания в ситуации общения со всеми участниками образовательных отношений.
Научно-методологические и нормативно-правовые основания разработки и реализации Программы
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 21.01.2019 г. № 31).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (с изм. на 5 августа 2016 г.).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог” (психолог в сфере образования)».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
6. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 19.12.2017 г.).
Научно-методологическими основаниями разработки Программы являются основные принципы, подходы к формированию профессиональных компетенций педагогических работников:
– деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. C. Выготский,
А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
– концепции развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. C. Выготский, A. B. Петровский, C. Л. Рубинштейн);
– личностно ориентированный подход в образовании (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.);
– концепции развития личности в общении (М. И. Лисина, В. И. Слободчиков и др.);
– теории коммуникативной компетентности (И. А. Зимняя, A. B. Мудрик, A. A. Бодалев, В. А. Кан-Калик).
Принципы формирования Программы
1. Принцип добровольности.
2. Принцип информированного участия (педагог заранее имеет право знать обо всем, что с ним может произойти, о процессах, которые будут происходить в группе).
3. Принцип доверительности (открытость и искренность участников в описании своих чувств, демонстрации поведения и высказывании мыслей).
4. Принцип партнерства (активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу).
5. Принцип конфиденциальности (запрещается «выносить» информацию за пределы группы и обсуждать вне группы происходящие в процессе занятия события).
6. Принцип ответственности и персонификации в дискуссии и при обсуждении результатов тренинга.
7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении происходящего в группе).
8. Принцип обратной связи.
Структура и содержание Программы
Срок реализации Программы – 1 год. Общая трудоемкость Программы составляет 12 занятий.
Программа разработана на основе программ: «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)» (Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс), «Тренинг эмоциональной устойчивости педагога» (Е. М. Семенова), «Тренинг-ресурсы стрессоустойчивости» (Г. Б. Монина).
Содержательные разделы Программы
Раздел I. Коммуникативная культура педагога.
В педагогической деятельности эффективность решения профессиональных задач зависит от коммуникативных качеств, умений, способностей. Поэтому овладение знаниями, связанными с процессом общения, а также навыками конструктивного и эффективного общения, позволяющими осуществлять позитивное и результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, педагоги), составляет один из важнейших аспектов профессиональной деятельности педагогов ДОО.
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов ДОО как условие реализации ФГОС ДО.
Задачи:
– расширить систему знаний об основных категориях и понятиях профессионального общения, его видах и функциях; стилях общения;
– развить коммуникативные навыки и умения, необходимые в педагогической деятельности;
– содействовать овладению методами и приемами эффективной коммуникации в педагогическом общении, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, педагоги);
– развить речевые (речекоммуникативные) навыки при организации эффективных коммуникаций.
Темы раздела: «Технологии эффективной коммуникации в профессиональной деятельности педагога», «Культура речи педагога как фактор развития коммуникативной компетенции», «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе», «Основы трансактного анализа общения», «Психологические барьеры в общении. Барьер темперамента», «Коммуникативная компетенция педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».
Раздел II. Эмоциональная культура педагога как фактор развития коммуникативной компетенции.
Сердцевину развития коммуникативной компетенции составляет способность управления собственными эмоциями. Поэтому в работе по формированию коммуникативной культуры важно научиться управлять своими эмоциональными реакциями: сдерживать проявление отрицательных и нежелательных форм эмоционального реагирования и стимулировать положительные по отношению к собеседнику, владеть методами и приемами психической саморегуляции поведения в педагогическом общении.
Цель: повышение коммуникативной компетентности педагогов в области эмоциональной культуры для эффективного эмоционального взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
Задачи:
– расширить психолого-педагогические знания по теме «Эмоциональная культура»;
– сформировать навыки эмоционального самоконтроля в педагогическом общении;
– содействовать овладению практическими методами и приемами управления эмоциональным состоянием в педагогическом общении; навыками самодиагностики в области оценки своего эмоционального состояния;
– активизировать процесс самопознания и понимания других людей;
– обучить способам стабилизации собственного эмоционального состояния.
Темы раздела: «Эмоциональная устойчивость педагогов ДОО», «Управление эмоциями в педагогическом общении», «Техники и приемы управления эмоциями в педагогическом общении».
Раздел III. Профилактика, предупреждение и минимизация конфликтов в профессиональной деятельности.
Умение понимать причины возникновения, особенности протекания конфликта, находить оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции педагогов ДОО. Исключить развитие предконфликтных и конфликтных ситуаций в ДОО невозможно, однако создать объективные условия для минимализации их колиества и разрешения конструктивными способами не только возможно, но и необходимо. Поэтому важно формировать у педагогов ДОО целостное представление о современных теориях и практике изучения конфликтов, навыки профессионального поведения в конфликтных ситуациях и регулирования конфликтов, что позволит оптимизировать взаимодействие педагогов с участниками образовательного процесса (родителями, детьми, коллегами), предупредить трудности взаимного непонимания, наладить отношения сотрудничества.
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в ситуации конфликтного поведения.
Задачи:
– расширить знания в области коммуникативной компетенции в ситуации конфликтного поведения;
– сформировать навыки эффективного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов в процессе взаимодействия «педагог – родитель», «педагог – педагог», «педагог – ребе-нок», «ребенок – ребенок»;
– содействовать освоению диагностическими умениями для определения уровней конфликтности; стратегиями поведения
в конфликте; стратегиями конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Темы раздела: «Коммуникативная компетентность педаго-гов в ситуации профессионального конфликта», «Коммуникативная компетентность педагогов ДОО в сфере взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников», «Коммуникативная компетентность педагогов ДОО в области взаимодействия с воспитанниками».
Обозначенные разделы не только тесно связаны между собой, их содержание также постоянно перекликается. Поэтому педагог-психолог при необходимости может варьировать программное содержание и последовательность его разделов.
Структура занятий
I. Вводная часть.
Цели: создание рабочего настроя; активизация внимания и мотивирование к деятельности.
Наполняемость:
– ритуал приветствия (создание эмоционально благоприятного климата в группе, настрой на работу);
– цитаты, притчи по теме занятия (формулирование, актуализация темы/проблемы занятия).
II. Основная часть.
Цель: решение задач по теме занятия.
Наполняемость:
– мини-лекция, беседа, дискуссия по теме занятия;
– самодиагностика (помогает выявить затруднения в профессиональной деятельности, осознать и найти оптимальные пути их преодоления, способствует определению направлений профессионального роста);
– упражнения на отработку полученных знаний (творческие задания, ролевые игры, решение кейсов);
– психотехнические игры и упражнения (игры-коммуникации, игры-освобождения, игры-релаксации, техники арт-терапии), направленные на развитие внутренних психических сил педагога, овладение техниками саморегуляции, снятие «телесных зажимов», овладение приемами эффективного общения.
III. Завершение занятия. Рефлексия.
Цели: подведение итогов занятия; анализ полученных знаний, умений, навыков.
Наполняемость:
– обсуждение занятия (рефлексия);
– подведение итогов (формулирование основных выводов по теме занятия);
– домашнее задание (для самообразования педагогам предлагается самостоятельное выполнение заданий);
– завершение занятия (психологическая настройка педагога на успешную работу, профессиональное самосовершенствование).
Формы и методы работы
Метод художественных аналогий – по обсуждаемой проблеме подбираются стихи, притчи, цитаты, истории. Каждый педагог проводит собственные параллели, делает выводы по изучаемой проблеме.
Дискуссия – коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы.
Использование в работе видеоматериалов, презентаций – служит различным задачам: информированию, постановке проблемы, наглядности; позволяет повысить вовлеченность и интерес группы к теме занятия.
Использование техник арт-терапии – способствует проявлению творческих способностей, возможностей реализации собственных идей каждым педагогом; создает условия для полноценного общения, желания обмениваться мнениями, опытом профессиональной деятельности.
Квик-настройка (англ. «quick» – быстрый) – психологическая настройка педагога на успешную работу, профессиональное самосовершенствование в форме позитивных высказываний (речевых формул), которые при многократном повторении закрепляют в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни, способствуют улучшению его психоэмоционального фона, актуализируют его личностные ресурсы.
Кейс-метод – метод анализа и решения ситуаций. Педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, коммуникативными навыками, умениями и развитие творческих способностей.
Метод «Квадро» – форма дискуссии. Ведущий обозначает проблемный вопрос, педагог голосует карточкой (4 шт.): «согласен»; «согласен, но...»; «не согласен»; «согласен, если...» Затем ведущий объединяет в группу педагогов с одинаковыми карточками и организуется дискуссия.
Метод «Микрофон» – педагогам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме, каждый участник, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
Метод «Мозговой штурм» – способ генерирования идей для разрешения проблемы.
Мини-лекция – краткое изложение теоретического материала по теме занятия.
Обратная связь – актуализация полученных на занятии знаний путем выяснения реакции участников на обсуждаемые темы.
Работа в малых группах – дает всем педагогам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Рефлексия – самоанализ собственной деятельности и ее результатов.
Ролевая игра – разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в целях овладения коммуникативными навыками и умениями.
Самообразование – целенаправленная работа педагогов по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений по теме развития коммуникативной компетенции. Для самообразования педагогам предлагается самостоятельное выполнение заданий, подобранных к каждой теме.
Самодиагностика – помогает выявить и понять причины существующих профессиональных проблем, осознать и найти оптимальные пути их преодоления, позволяет определить сильные стороны педагога и найти резервы для более эффективной работы.
Семинар-практикум – вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний.
Творческое задание – подборка примеров из практики (опыта), материала по определенной проблеме (ситуации); участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.
Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в педагогическом общении.
Чек-лист – перечень пошаговых последовательных действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат.
Психотехнические игры и упражнения – игры-коммуникации, игры-освобождения, игры-релаксации, направленные
на снятие эмоционального напряжения, «телесных зажимов», формирование навыков эмоционального самоконтроля в педагогическом общении; овладение практическими методами и приемы управления эмоциональным состоянием в педагогическом общении.
Применяемые формы и методы практических занятий позволяют систематизировать знания, отработать конкретные навыки и приемы по проблеме занятия, сплотить коллектив, снять эмоциональное напряжение, взглянуть на проблему в новом ракурсе и получить конкретные инструменты для ее решения.
Содержание
Пояснительная записка 3
Конспекты занятий 17
Семинар-практикум «Коммуникативная компетенция педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» 17
Семинар-практикум «Технологии эффективной коммуникации в профессиональной деятельности педагога» 24
Практикум «Культура речи педагога как условие развития коммуникативной компетенции» 33
Семинар-практикум «Невербальное взаимодействие в педагогическом общении» 43
Семинар-практикум «Основы трансактного анализа общения» 54
Семинар-практикум «Психологические барьеры в общении. Барьер темперамента» 60
Тренинг «Эмоциональная устойчивость педагога» 70
Семинар-практикум «Управление эмоциями в педагогическом общении» 77
Тренинг «Техники и приемы управления эмоциями в педагогическом общении» 82
Семинар-практикум «Коммуникативная компетентность педагогов в ситуации профессионального конфликта» 87
Семинар-практикум «Коммуникативная компетентность педагогов в сфере взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников» 97
Семинар-практикум «Коммуникативная компетентность педагога в области взаимодействия с воспитанниками» 107
Приложения 115
Приложение 1. Методические материалы к семинару-практикуму «Коммуникативная компетенция педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» 115
Приложение 2. Методические материалы к семинару-практикуму «Технологии эффективной коммуникации в профессио-нальной деятельности педагога» 119
Приложение 3. Методические материалы к практикуму «Культура речи педагога как условие развития коммуникативной компетенции» 123
Приложение 4. Методические материалы к семинару-практикуму «Невербальное взаимодействие в педагогическом общении» 126
Приложение 5. Методические материалы к семинару-практикуму «Основы трансактного анализа общения» 129
Приложение 6. Методические материалы к семинару-практикуму «Психологические барьеры в общении. Барьер темперамента» 133
Приложение 7. Методические материалы к тренингу «Эмоциональная устойчивость педагога» 139
Приложение 8. Методические материалы к семинару-практикуму «Управление эмоциями в педагогическом общении» 141
Приложение 9. Методические материалы к тренингу «Техники и приемы управления эмоциями в педагогическом общении» 144
Приложение 10. Методические материалы к семинару-практикуму «Коммуникативная компетентность педагогов в ситуации конфликта в профессиональной деятельности» 150
Приложение 11. Методические материалы к семинару-практикуму «Коммуникативная компетентность педагогов в сфере взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников» 154
Приложение 12. Методические материалы к семинару-практикуму «Коммуникативная компетентность педагогов в сфере взаимодействия с воспитанниками» 158
Литература 162
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом