Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. Программа для установки через интернет
Код | СИ-6105 |
Авторы-составители | Долженко Е.А. и др. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Методический портфель ДОО |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.2 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предложенный материал станет действенным помощником и советчиком нынешних, начинающих и будущих воспитателей, окажет профессиональную методическую поддержку заместителям заведующего, старшим воспитателям, методистам, специалистам ДОО.
Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Рецензия 1
РЕЦЕНЗИЯ
на методическое пособие для воспитателей
дошкольных организаций «Адаптация детей
дошкольного возраста: проблемы и поиск решений» /
под общей редакцией Е. А. Долженко
Представленное на рецензию методическое пособие «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений» (под общей редакцией Е. А. Долженко) предназначено для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Авторы методического пособия – педагоги ДОО города Химки: О. В. Богаткина, Н. Б. Зотова, А. И. Шлемко, Н. П. Кондрашова и другие.
В пособии раскрываются психолого-педагогические особенности адаптации детей дошкольного возраста. Данная проблема является особо актуальной на современном этапе.
Методическое пособие содержит разделы, раскрывающие основные понятия: «адаптация», «адаптационный период», «дошкольный возраст» и т. д.
На страницах пособия авторы подробно останавливаются на характеристике и видах адаптации, а также на факторах, влияющих на нее; раскрывают основные формы работы с детьми в группе в период адаптации, а именно: коммуникативные игры и игры на освоение окружающей среды; описывают технологию педагогической поддержки ребёнка и семьи, что очень важно на современном этапе.
Принципиально важным является описание критериев успешной адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Интересен опыт по решению проблемы школьной адаптации средствами основного и дополнительного образования, представленный на страницах методического пособия, он будет полезен не только воспитателям, но и учителям начальной школы.
Содержание методического пособия базируется на практическом материале.
Размещенный в приложении методического пособия практический опыт воспитателей по проблеме адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада и пути решения включает перечень упражнений, игр и заданий как для педагогов в работе с детьми, так и для родителей.
В целом методическое пособие подготовлено квалифицированно, аргументировано в основных позициях. Соответствующий материал имеет практическую значимость и подаётся в доступной форме. Всё это даёт достаточные основания для его положительной оценки.
Рекомендации авторам данного пособия:
Приложение, содержащее практическую направленность, целесообразно доработать. Например, игры следует описать по следующей схеме: название игры, цель, правила, ход игры.
Заключение.
Представленное к изданию методическое пособие может быть рекомендовано к печати для оказания методической помощи педагогическим работникам дошкольных организаций, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Введение
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе неоспоримо значение дошкольного воспитания, вступившего в период инновационных перемен в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Воспитание ребенка в обществе сверстников способствует формированию коммуникативных навыков, умения жить и взаимодействовать в коллективе, активно и целенаправленно влияет на формирование личности маленького человека.
С момента рождения и до поступления в дошкольную организацию ребенок воспитывается в семье, в атмосфере любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его потребностям. Именно поэтому поступление ребенка в детский сад, его расставание с родными людьми нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности (речевой, игровой и т. п.) и даже заболеваниями. Следовательно, актуальное значение имеет задача создания оптимальных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания, адаптации.
Задача настоящего пособия – раскрыть проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада, а также показать конкретные способы решения данных проблем в условиях реализации ФГОС ДО.
Авторами-составителями на большом конкретном материале проведено изучение особенностей поведения детей в период их адаптации к условиям дошкольной организации и причин, которыми эти особенности определяются, разработана система игровых методов воздействия, обеспечивающая быструю и безболезненную адаптацию детей. Предложены рекомендации по взаимодействию с семьёй в этот сложный период, а также приведены возможные формы предварительной работы, которая может начинаться уже за год до поступления ребёнка в детский сад.
Также необходимо отметить, что переход к самостоятельной, почти взрослой жизни, то есть к школьному обучению, может сопровождаться сложным привыканием. Чтобы избежать подобной ситуации, даются рекомендации по облегчению этого сложного этапа в жизни маленького человека.
Помочь работникам дошкольных организаций разобраться в особенностях поведения, определить методы педагогического взаимодействия с детьми с первых дней пребывания в детском саду – такова цель данной книги.
Вместе с тем она может быть полезной для родителей, так как поведение ребенка, его самочувствие в начальный период пребывания в детской организации в значительной мере определяются всем предшествующим воспитанием в семье.
Рецензия 2
на методическое пособие для воспитателей дошкольных
организаций «Адаптация детей дошкольного возраста:
проблемы и поиск решений» / под общей редакцией
Е. А. Долженко
Рассмотрев представленное на рецензию методическое пособие для воспитателей дошкольных организаций «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений» (под общей редакцией Е. А. Долженко), рецензент отмечает следующие положения:
Представленный методический материал соответствует современным требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям.
Актуальность проблемы адаптации детей дошкольного возраста к условиям детской организации не подлежит сомнению.
Методическое пособие содержит разделы, раскрывающие основные понятия: «адаптация», «адаптационный период», «дошкольный возраст» и т. д.
На страницах пособия авторы подробно останавливаются на характеристике и видах адаптации, а также на факторах, влияющих на нее; раскрывают основные формы работы с детьми в группе в период адаптации, а именно: коммуникативные игры и игры на освоение окружающей среды; описывают технологию педагогической поддержки ребёнка и семьи, что очень важно в данный период отрезка времени.
Принципиально важным, на мой взгляд, является описание критериев успешной адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Интересен опыт по решению проблемы школьной адаптации средствами основного и дополнительного образования, представленный на страницах методического пособия, который будет полезен не только воспитателям, но и учителям начальной школы.
Размещенный в приложении методического пособия практический опыт воспитателей по проблеме адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада и пути решения включает перечень упражнений, игр и заданий как для педагогов в работе с детьми, так и для родителей.
Методическое пособие адресовано будущим и молодым педагогам-воспитателям в работе с детьми младшего дошкольного возраста, впервые пришедшим в дошкольную организацию, а также родителям дошкольников и всем тем, кто интересуется вопросами дошкольного образования.
На основании проведенной рецензии можно сделать заключение, что характер, структура и содержание методического пособия «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений», разработанного коллективом авторов под общей редакцией Е. А. Долженко, соответствуют заявленным требованиям и оно может быть рекомендовано в печать.
Литература
Литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. – М. : Педагогика, 1982.
2. Аралова, М. А. Игры с детьми раннего возраста : метод. рекомендации / М. А. Аралова. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин. – М. : Учпедгиз, 1948.
4. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие / Л. В. Белкина. – Воронеж : Учитель, 2006.
5. Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи : хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во МГУ, 1980.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.
7. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е. В. Гурьянов. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959.
8. Забрамная, С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 1981.
9. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребёнка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2007.
10. Иванова, В. Т. О красоте профессии воспитателя, или беседы обо всем на свете / В. Т. Иванова. – СПб. : Образовательные проекты, 2011. – (Большая энциклопедия маленького мира).
11. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить / М. М. Кольцова. – М. : Советская Россия, 1973.
12. Крылова, Н. М. Дом радости. Младшая группа. Сентябрь. Кн. I : науч.-метод. пособие для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, домашнего воспитателя ребёнка четвертого года жизни / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова. – Изд. 1-е. –Пермь : ПГПИ, 2010.
13. Крылова, Н. М. Детский сад – Дом радости. Младшая группа : кн. для воспитателей. Ч. III. – изд. 2-е, доп. и перераб. / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова. – Пермь : ПГПИ, 1992.
14. Крылова, Н. М. Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада / Н. М. Крылова. – СПб. : Образовательные проекты : Агентство образовательного сотрудничества, 2011.
15. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во АПН, 1950.
16. Оверчук, Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада : сб. статей и документов / Т. И. Оверчук. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
17. Шитова, Е. В. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет / Е. В. Шитова. – Волгоград : Учитель, 2009.
Интернет-ресурсы:
18. http://www.dom-radosty.ru
Понятие и виды адаптаций. Характеристика понятия «адаптация» и факторы, влияющие на неё
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДАПТАЦИЙ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ»
И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЁ
С поступлением ребёнка 3–4-летнего возраста в дошкольную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению ребенка, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, а также другой стиль общения, отличный от домашнего. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольной организации с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольной организации – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к дошкольной организации или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Е. А. Флёрина, Т. А. Маркова и др.). Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской и др.
На наш взгляд, можно выделить два направления в изучении проблемы адаптации дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации:
· особенности протекания периода адаптации;
· факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации.
Первое направление связано с выделением целого ряда особенностей протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс. К проявлениям симптомокомплекса адаптации ученые относят следующее: возникновение у ребёнка преимущественно респираторных заболеваний; нарушение сна, значительное снижение аппетита; снижение речевой и игровой активности и другое.
Второе направление исследует многообразные факторы, влияющие на процесс привыкания. Уровень самостоятельности ребёнка является важным субъективным фактором адаптации. В связи с анализом симптомокомплекса адаптации и факторов, влияющих на этот процесс, поставлен вопрос о необходимости изучения связи самостоятельности, сформированной у детей двух-трех лет в семье, и адаптации к ДОО.
Понятие адаптации и факторы, влияющие на неё
Под адаптацией (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
В других источниках адаптация:
џ постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящее в органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени;
џ приспособление психологических особенностей, а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент времени.
Существуют различные виды адаптации:
џ Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых человек оказался.
џ Социальная адаптация – приспособление человека к социальным условиям существования, например к особенностям социальной группы, в которой он оказался в данный момент времени.
В другом источнике социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом