Технология создания рабочей программы педагога ДОО: авторский конструктор
Код | 3758 |
Авторы-составители | Кудрявцева Е. А., Ложкова Н.В., Пермякова М. А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Для воспитателей ДОО |
ISBN | 978-5-7057-5629-2 |
Страниц | 86 |
УДК | 372.3/4 |
Штрихкод | 9785705756292 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 3 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 128 г |
Пособие рассказывает о технологии создания рабочей программы, разработанной в соответствии с ФГОС ДО, и является авторским конструктором для самостоятельного проектирования педагогами ДОО своей индивидуальной рабочей программы, ориентированной на конкретных детей дошкольного возраста. В пособии представлены структура рабочей программы, практические примеры содержательного наполнения каждого раздела.
Предназначено старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений всех типов, специалистам дошкольного образования: педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре и др.
Подробное описание
Введение
Рабочая программа в ДОО – это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального работника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога). Цель разработки рабочих программ – создание условий для эффективного планирования, организации и управления образовательным процессом в каждой возрастной группе ДОО в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержится требование учитывать разные возрастные возможности детей при разработке и реализации образовательной программы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В связи с этим каждой группе дошкольной организации необходима рабочая программа воспитателя, учитывающая приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка.
Под проектами в практике работы образовательных организаций стали понимать такую форму совместной деятельности членов педколлектива, которая позволяет обновить какую-то часть работы: подсистему, направление, сферу образовательной деятельности, условия, методы и т. д. – за счет внедрения различных новшеств: крупномасштабных, локальных или модульных, т. е. единичных. Можно сказать, что проекты позволяют изменять работу образовательной организации по частям. Проект – это часть работы, а проектная технология внедрения новшеств – движение шаг за шагом. Таким образом, у проекта, в отличие, например, от плана текущей деятельности, два главных признака: ориентация на новое (поэтому говорят, что благодаря реализации проекта организация осуществляет «бросок вперед») и жесткое ограничение проектных работ (что позволяет считать их частью процесса обновления).
Как часть инновационной работы проект обладает следующими характеристиками:
1) подчинен достижению конечных целей и получению новых (уникальных) результатов;
2) протяженность реализации проекта жестко ограничена во времени, с определенными моментами его начала и завершения;
3) для выполнения проекта требуются ограниченные ресурсы.
В рамках каждого проекта выполняется целый комплекс взаимосвязанных, детализированных по уровням исполнения, видам деятельности работ, объему работ, исполнение которых нуждается в координации. Координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ осуществляет руководитель проекта совместно с членами своей проектной группы.
Проект имеет следующую структуру:
· аналитическое обоснование проблемы, на решение которой направлена реализация проекта;
· цели проекта;
· замысел проекта;
· перечень пакетов и входящих в них отдельных работ, выполняемых в проекте, график выполнения работ проекта;
· план реализации проекта;
· финансовое обоснование или смета расходов на реализацию проекта.
В зависимости от обновляемой сферы деятельности и вводимого новшества в детском саду могут выполняться экономические проекты, социальные проекты, управленческие проекты,
но в основном образовательные. Также проект может быть отнесен к смешанному типу. По продолжительности периода осуществления проекты бывают краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (от 3 до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет). Проектная технология введения стандартов позволяет образовательной организации:
· приступить к работам и успешно действовать в ситуации неопределенности только в той ее части, которая определена;
· успешно действовать в ситуации ограниченных ресурсов, например, кадровых или финансовых, приступая к выполнению только той части работы, которая полностью обеспечена ресурсами;
· гибко изменять дальнейшее направление движения, корректировать планы по ситуации, по мере ее прояснения (появления у педколлектива достаточных ресурсов, понимания того, что и как нужно делать).
Положительные эффекты в проектной технологии достигаются благодаря аналитической работе по результатам реализации каждого проекта, а также за счет умения определять первоочередные и последующие шаги деятельности, не забывая о стратегической цели.
Рабочая программа воспитателя – это модель, содержащая описание поддерживаемой педагогами, ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности детей; содержания, форм, технологий, методов и приемов поддерживающей это развитие деятельности взрослых (педагогов и родителей) с указанием целесообразных вариантов организации их коллективно-распределенной деятельности и ее интеграции во времени (в течение дня, недели, месяца, года) в предметно-пространственной среде детского сада и окружающего его социума; а также возможных образовательных результатов этой деятельности, служащих целевыми ориентирами реализации программы.
В настоящее время педагогами все чаще избирается форма творческих проектов, для которых характерно: выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире; расширение границ образовательного и реального пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события, праздники, фестивали); вовлечение в проектную деятельность других людей – взрослых (родителей, бабушек, дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста – с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы. Обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях; презентация результата деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игры и игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции); отсутствие единой для всех детей образовательной задачи и единого критерия оценки результата, гибкий мониторинг индивидуального развития детей; наличие достаточно широкого пространства (образовательное пространство в проекте расширяется за счет выхода за границы группы, территории детского сада, увеличения состава участников и т. д.); свобода перемещения (движения, деятельности, развития); условная регламентация времени; индивидуальный вектор и маршрут перемещения в заданном пространстве; различные точки «старта» и «финиша» и т. д. Можно наметить следующие направления индивидуализации образования детей в проектной деятельности: поддержка активного отношения ребенка к окружающему миру; направление его энергии в конструктивное и созидательное русло; отведение ребенку центрального места в образовательной системе развивающего типа, созданной из множества разных информационных текстов и интеграционных механизмов, позволяющих ребенку свободно действовать; воспитание любознательности; развитие творческих способностей, инициативности, компетентности; поощрение и развитие самостоятельности; развитие воли, произвольности поведения и деятельности; обогащение опыта регулирования поведения (заметим, что проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда надо подчиниться требованиям взрослых); создание мотивации к развитию и обучению; выявление, поддержка и развитие индивидуального стиля деятельности.
В зависимости от интересов, потребностей и способностей ребенка, желания его родителей, а также рекомендаций психолога эти образовательные стратегии могут иметь различные варианты. Для детей с явной одаренностью это обогащающие стратегии по вертикали (быстрое и углубленное продвижение в образовательной области, в которой наиболее ярко проявляются способности ребенка) и по горизонтали (расширение содержания одной образовательной области или ряда областей). Образование детей со скрытой и потенциальной одаренностью реализуется в процессе индивидуализированного устранения пробелов в тех или иных видах деятельности, формирования опыта самостоятельной работы, повышения познавательной мотивации и т. п. В зависимости от целей и индивидуальных особенностей детей педагог избирает различные направления амплификации развития: углубление знаний, обогащение опыта и развитие способностей; индивидуальный образовательный проект по интересующей ребенка теме или проблеме; развитие умения учиться, вооружение инструментарием (обучение приемам получения и переработки материала, работа с различными информационными источниками).
Что же делает педагог? Деятельность педагога направляется в первую очередь на индивидуальную помощь ребенку в планировании своей деятельности, консультирование по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий. Важно не то, что знают и умеют выпускники дошкольной образовательной организации, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. Педагогу отводится роль помощника, партнера в общем деле и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка как свободной личности в «умном», гибком, комфортном образовательном пространстве.
Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий образования – важнейшее условие реализации личностно ориентированного подхода в дошкольном образовании.
При использовании педагогами практики проектирования своей деятельности методы проекта можно применять при написании рабочей программы. Как это сделать, мы представляем в авторском технологическом конструкторе рабочей программы. Здесь педагоги смогут увидеть разделы программы и понять, каким содержанием их необходимо наполнить.
Содержание
Введение 3
Примерный технологический конструктор рабочей программы педагога ДОО 6
1. Целевой раздел 8
2. Содержательный раздел 11
3. Организационный раздел 18
Литература 55
Приложение к разработке программы по взаимодействию с семьей воспитанников 57
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом