Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Средняя группа
Код | 3552 |
Авторы-составители | Иванищина О. Н., Румянцева Е. А. |
Издательство | Учитель, 2014 |
Серия | Для воспитателей ДОУ |
ISBN | 978-5-7057-3186-2 |
Страниц | 239 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705731862 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 11 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 165 г |
Ситуации общения направлены на расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование эталонов, образцов, норм речи; сопровождены картинным материалом. Предложены игры, задания и упражнения для совместной и индивидуальной деятельности детей под руководством взрослых, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, активации речи. Диагностический материал поможет объективно оценить уровень речевого развития.
Предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений; рекомендовано родителям.
Подробное описание
Введение
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.
Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).
Для обучения монологической речи детей среднего дошколь-ного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картинке, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.
Разговоры, беседы о питомцах, событиях жизни, семейных праздниках целесообразнее вынести в блок совместной деятельности воспитателя с детьми.
В учебный план специальные занятия по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок не вносятся. Если осуществлять педагогическую деятельность целенаправленно и систематически, данный вид рассказывания обычно не вызывает у воспитанников особых затруднений. Работу по серии сюжетных картинок следует планировать как часть других занятий по развитию связной речи, или вынести в совместную деятельность, или в индивидуальный блок. Такие дидактические игры и упражнения, как «Что сначала, что потом», «Исправь ошибку», «Расскажите по цепочке», «Разложи правильно», «Добавь слово» и другие, формируют у детей умения выделять начало и конец действия, правильно называть их; закрепляют представления о структуре связного высказывания (начало, середина, конец) и развивают умение выстраивать сюжет.
Созданию конспектов предшествовала большая работа по изучению пособия для педагогов дошкольных учреждений «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной (М.: Владос, 2003).
Предлагаемые образовательные ситуации и занятия по обучению речевой активности содержат основные требования методики развития речи, которые предъявляются авторами пособия к работе с детьми среднего дошкольного возраста.
По ходу некоторых конспектов имеются выдержки (с пометкой «Примечание») из вышеуказанного пособия, поясняющие выбор и применение того или иного методического приёма по развитию связной речи.
В рамках каждого занятия сформулированы педагогические задачи, определены итоги освоения темы, выражающиеся в интегративных качествах ребенка, виды детской деятельности и показана интеграция образовательных областей.
Дидактические задачи представлены в форме игровых заданий, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к речевой деятельности.
Занятия динамичны, поскольку детям предлагаются интересные, доступные возрасту игры, упражнения, задания.
остановимся на общих вопросах методики развития речи, которые легли в основу настоящих занятий.
Рассказывание об игрушке, картинке (пересказ) проводится сначала по вопросам воспитателя, затем совместно со взрослым, а после этого и самостоятельно (если у детей сформированы соответствующие навыки).
Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием: «На картинке изображена… (кошка с котятами). Кошка большая, а… (котята маленькие)» или «Утром выпал… (снег). Андрюша взял санки и… (вышел на улицу)».
Образец рассказа не предлагается, так как этот приём не способствует проявлению самостоятельности и инициативы.
Ближе ко второй половине года ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно-разговорной форме.
Перед тем как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучения связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.
Большое внимание при совместном рассказывании уделяется интонации, жестам, мимике, так как эти средства выразительности речи помогают детям понять предлагаемую схему высказывания, смысл предложения.
При обучении повествовательному (творческому) рассказыванию особое внимание обращается на формирование умения видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) и употреблять глагольную лексику, так как глагол является основным средством развития сюжета (посадил – повёз, не удержался – упал, остановился – поднял).
При составлении повествовательных рассказов предлагается такой приём, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию. По окончании занятия у детей имеется продукт их речевой деятельности – рисунок, который можно рассмотреть, показать вечером маме, прокомментировать происходящие события (то есть проявить речевую активность). Данный приём авторами пособия не освещается. Он является продуктом практической деятельности с детьми среднего возраста.
На занятиях по обучению пересказу обязательно ставится задача по формированию у детей представлений о литературных жанрах (русская народная сказка, авторская сказка, рассказ).
Часто по ходу занятий в роли побудительного мотива речевой деятельности выступает мама ребёнка. Это делается сознательно, поскольку очевидно, что для ребёнка мама – это лучший и самый желанный собеседник, слушатель. Этот приём будет по-настоящему действенным, если воспитатель будет искренен в своём желании помочь детям «разговориться». Вечером, перед уходом ребёнка домой можно напомнить: «помнишь, какой мы рассказ сегодня придумали и зарисовали? Покажи маме картинку и расскажи, что на ней нарисовано, ей будет очень интересно». Таким нехитрым образом решаются сразу, как минимум, две проблемы – развивается речь ребёнка и повышается роль родителей в воспитании и развитии детей.
Работая в детском саду, сталкиваешься с такой проблемой, как недостаток практических пособий по развитию связной речи, ориентированных на современные требования воспитания и развития ребёнка. В связи с чем педагоги-практики ценят конкретный практический материал, представленный в системе на весь учебный год.
Авторами-составителями пособия предпринята попытка помочь педагогам, работающим по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011), создать систему занятий, направленную на обучение детей 4–5 лет монологической связной речи.
Содержание
Введение 3
О. Н. Иванищина. Образовательные ситуации и занятия по обучению речевой активности (связная монологическая речь, диалогическая речь, словарь, правильное словопроиз-ношение, интонационная выразительность речи) 8
Тема: Составление описательного рассказа об игрушках (кошка, собака, лиса) 8
Тема: Пересказ сказки «Репка» 11
Тема: Составление описательного рассказа об игрушках (легковая и грузовая машины) 15
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке «Кошка с котятами» 18
Тема: Пересказ сказки «Теремок» 23
Тема: Составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем охотилась» 29
Тема: Составление описательного рассказа об игрушках по предметным картинкам 33
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке «Собака со щенятами» 36
Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» 40
Тема: Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу» 44
Тема: Составление описательного рассказа о куклах 48
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом» 51
Тема: Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» 55
Тема: Составление повествовательного рассказа «Как Дед Мороз искал дорогу в детский сад» 60
Тема: Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» 64
Тема: Составление повествовательного рассказа «Как сказочные звери встречали Новый год в лесу» 68
Тема: Составление описательного рассказа об игрушках (мяч, лиса, медведь, пирамидка, кукла) 73
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке «Катаемся на санках» 77
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Волк» 81
Тема: Составление повествовательного рассказа «Как Андрюша и щенок подружились» 84
Тема: Составление описательного рассказа о мамах 89
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке «Едем на автобусе» 92
Тема: Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка» 96
Тема: Составление повествовательного рассказа «Как петушок угостил воробья зёрнами» 100
Тема: Составление рассказа об игрушках (лейка, ведро, машина, кошка, собака) 105
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке «Куры» 108
Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 112
Тема: Составление повествовательного рассказа «Как лягушка помогла утке» 116
Тема: Составление описательного рассказа об игрушках (скакалка, брызгалка, мяч, цветные мелки, формочка для игр с песком) 120
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке «Кролики» 124
Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» 128
Тема: Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу» 131
Е. А. Румянцева. Комплексные речевые занятия 135
Тема: Сказка «Колобок» 136
Тема: Сказка «Волк и козлята» 140
Тема: Сказка «Снегурочка» 144
Тема: Сказка «Зайкина избушка» 149
Тема: Сказка «Лиса и козёл» 153
Тема: Сказка «Кот, петух и лиса» 156
Тема: Сказка «Каша из топора» 161
Тема: Сказка «Царевна-лягушка» 164
Тема: Русские народные сказки 169
Приложения 174
Картинный материал
Приложение 1. Кошка с котятами 174
Приложение 2. Собака со щенятами 175
Приложение 3. Строим дом 176
Приложение 4. Катаемся на санках 177
Приложение 5. Едем на автобусе 178
Приложение 6. Куры 179
Приложение 7. Кролики 180
Тексты сказок
Приложение 8. Сказка «Колобок» 181
Приложение 9. Сказка «Волк и козлята» 183
Приложение 10. Сказка «Снегурочка» 185
Приложение 11. Сказка «Зайкина избушка» 190
Приложение 12. Сказка «Лиса и козел» 192
Приложение 13. Сказка «Кот, петух и лиса» 193
Приложение 14. Сказка «Каша из топора» 196
Приложение 15. Сказка «Царевна-лягушка» 197
Игротека
Приложение 16. игры и упражнения для развития речевых умений 204
Приложение 17. Пальчиковые игры 214
Приложение 18. Игры на развитие мышления, памяти, внимания 218
Приложение 19. Игры со звуками 220
Приложение 20. Игры, направленные на развитие речи и мышления дошкольников (консультация) 222
Диагностические материалы
Приложение 21. Диагностика уровня речевого развития детей: направления, задачи 225
Приложение 22. Диагностика: задания, методики 228
Литература 236
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом